СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
К сожалению, логопед не волшебник и без помощи родителей не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребенка.
· Получая тетрадь с домашним заданием, выполняйте все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете речевой материал для автоматизации и дифференциации звука, разучиваете стихи. Речевой материал для автоматизации того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский садик или на прогулке.
· Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком, придумывая сказки о непослушном язычке.
· Родителям важно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельно речи ребенка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребенок не может произнести его правильно.
· Все задания проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.
· В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом, так, чтобы ваше лицо и лицо ребенка во время выполнения отражалось в зеркале.
· Не выполняйте задание за ребенка, оказывайте ему необходимую помощь. Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их.
· Не выполняйте все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин.
· Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.
Артикуляционные упражнения для звука Р:
Название упражнения
|
Описание упражнения |
Название упражнения |
Описание упражнения
|
“Улыбочка”
|
Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты.
|
«Грибок» |
Присасываем к небу широкий язык |
“Дудочка”
|
С напряжением вытянуть вперед губы.
|
«Маляр» |
Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз. |
“Чашечка”
|
Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.
|
«Дятел» |
Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек. |
«Парус» |
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.10 с. |
«Качели» |
Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
|
«Вкусное варенье»
|
Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз. |
«Покусывание кончика языка» |
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 р. |
«Утюжок» |
Рот приоткрыть. Широким кончиком языка поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-назад. 20-25 р. |
«Лошадка» |
Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р. |
«Прогони комарика» |
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. 3р. . |
«Хоботок» |
Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. 10 сек. |
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.
Необходимо постоянно осуществлять контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: « кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует» (автоматизация звука Р). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Даша, повтори за мной –РРРРРОЗА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение. Будьте терпеливы и у вас все получится.
© 2021, Попова Елена Владимировна 441