СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка родителям по выполнению домашнего задания логопеда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

К сожалению, логопед не волшебник и без помощи родителей не сможет решить коррекционных и развивающих задач, не преодолеет отставания в речевом и общем развитии ребенка.

· Получая тетрадь с домашним заданием, выполняйте все задания логопеда: делаете артикуляционную и пальчиковую гимнастику, проговариваете речевой материал для автоматизации и дифференциации звука, разучиваете стихи. Речевой материал для автоматизации того или иного звука можно проговаривать не только дома, но и по дороге в детский садик или на прогулке.

· Артикуляционную и пальчиковую гимнастику следует делать вместе с ребенком, придумывая сказки о непослушном язычке.

· Родителям важно закреплять поставленный звук и следить за правильным произношением его в самостоятельно речи ребенка, если звук автоматизирован в стихотворном тексте. Если же звук только поставлен или автоматизирован в словах и предложениях, то в самостоятельной речи ребенок не может произнести его правильно.

· Все задания проводите в игровой форме, показывая, что это интересно вам самим.

· В выходные дни домашнее задание выполняйте в первой половине дня. Заниматься нужно за столом, а артикуляционную гимнастику делать перед зеркалом, так, чтобы ваше лицо и лицо ребенка во время выполнения отражалось в зеркале.

· Не выполняйте задание за ребенка, оказывайте ему необходимую помощь. Вместе с ребенком найдите нужные картинки по данной лексической теме, вырежьте и наклейте их.

· Не выполняйте все задания сразу. Лучше заниматься несколько раз по 10-15 мин.

· Занимаясь с ребенком, не огорчайтесь сами и не расстраивайте малыша, если он не справляется с заданиями.

Артикуляционные упражнения для звука Р:

Название упражнения

Описание упражнения

Название упражнения

Описание

упражнения

“Улыбочка”

Растянуть губы в улыбке. При этом зубы сомкнуты.

«Грибок»

Присасываем к небу широкий язык

“Дудочка”

С напряжением вытянуть вперед губы.

«Маляр»

Язык высунут. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. 10 раз.

“Чашечка”

Приоткрыть рот, края и кончик широкого языка поднять кверху в форме “чашечки”.

«Дятел»

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребенок при этом произносит звук Д, подражая дятлу: Д-Д-Д. 15-20 сек.

«Парус»

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставлен за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперед. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам.10 с.

«Качели»

Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Вкусное варенье»

Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу движениями сверху-вниз.

«Покусывание кончика языка»

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 р.

«Утюжок»

Рот приоткрыть. Широким кончиком языка поглаживаем бугорки, находящиеся за верхними зубами: вперед-назад. 20-25 р.

«Лошадка»

Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, пощелкать кончиком язычка за верхними зубами медленно, потом быстрее, как лошадка. Работает только язык, нижняя челюсть неподвижна. 10-15р.

«Прогони

комарика»

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. 3р.

.

«Хоботок»

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед до предела. 10 сек.

Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов.

  1. «Кораблики» Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его другому «берегу».
  2. «Снег и ветер» Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики-«снег»- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
  3. «Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосочками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку.
  4. «Пузырьки» Это игра, которую почти все родители считают баловством, и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
  5. «Дудочка» Используем всевозможные свистки, детские музыкальные инструменты, колпачки от ручек. Дуем в них.
  6. «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.
  7. «Свеча» Ребёнку предлагается дуть на огонёк горящей свечи так, чтобы не задуть её, а лишь немного отклонить пламя. Дуть нужно долго, аккуратно, потихоньку. Относительно этого упражнения существует предостережение со стороны аюрведической медицины. А именно, дуновение на огонь якобы является проявлением неуважения к стихии огня, и с этим напрямую связано ухудшение зрения в дальнейшем. Однако аюрведическая медицина не является доказательной, поэтому данное предостережение адресовано лишь тем, кто в это верит.
  8. «Деревья» Упражнение аналогично упражнению «Кто спрятался?» Наглядный материал в виде деревьев изготавливается из гофрированной бумаги (крона дерева), на которую предлагается дуть.
  9. «Греем руки» Ребёнку предлагается контролировать выдох ладошками – дуем на ладошки. Это же упражнение используем при постановке свистящих и шипящих звуков. Ребёнок ладошкой контролирует правильность своего произношения. Если «ветерок» холодный, «зимний», значит звук [с] произносится правильно. При произнесении звука [ш] «ветерок» тёплый, «летний», ладошки греются.

Необходимо постоянно осуществлять контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: « кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует» (автоматизация звука Р). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Даша, повтори за мной –РРРРРОЗА». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка проходит более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение. Будьте терпеливы и у вас все получится.

Категория: Логопедия
24.09.2021 19:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!