АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.
Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно в течение 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. В выходные дни лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером).
- Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
- Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
- Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок?
- Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
- Основной комплекс артикуляционной гимнастики выполнять в течение 10-15 дней (без перерыва). За это время мышцы речевого аппарата ребёнка будут подготовлены к выполнению более сложных заданий.
Организация проведения артикуляционной гимнастики
- Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
- Прежде чем приступить к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, взрослому необходимо самому научиться правильно выполнять упражнение перед зеркалом.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
И напоследок несколько советов:
□ Не перегружайте ребенка упражнениями. Для занятий достаточно будет всего 5 минут.
□ Хвалите и поддерживайте ребенка! Тренировка мышц – это всегда очень трудный процесс, тем более для детей. Неокрепшие мышцы языка и губ могут быстро уставать и не «слушаться».
□ Будьте терпеливы и доброжелательны, и Ваши усилия обязательно обернутся успехами ребенка.