СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятка Артикуляционная гимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Всем известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, спины, значит можно тренировать мышцы губ и языка. Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной. Даже если ваш ребенок еще не говорит, артикуляционная гимнастика поможет укрепить мышцы органов речи и подготовит базу для чистого звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети могут сами научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться говорить правильно, четко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно в течение 5-7 минут, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. В выходные дни лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером).
  2. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  3. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  4. Полезно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок?
  5. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели. Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.
  6. Основной комплекс артикуляционной гимнастики выполнять в течение 10-15 дней (без перерыва). За это время мышцы речевого аппарата ребёнка будут подготовлены к выполнению более сложных заданий.

Организация проведения артикуляционной гимнастики

  1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  2. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
  3. Прежде чем приступить к выполнению упражнений артикуляционной гимнастики, взрослому необходимо самому научиться правильно выполнять упражнение перед зеркалом.
  4. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

И напоследок несколько советов:

□ Не перегружайте ребенка упражнениями. Для занятий достаточно будет всего 5 минут.

□ Хвалите и поддерживайте ребенка! Тренировка мышц – это всегда очень трудный процесс, тем более для детей. Неокрепшие мышцы языка и губ могут быстро уставать и не «слушаться».

□ Будьте терпеливы и доброжелательны, и Ваши усилия обязательно обернутся успехами ребенка.

30.09.2020 17:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!