СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок « мастер – класс»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ Казанская СОШ

Открытый урок « мастер – класс»

6, 7, 11 классы

Подготовила и провела:

Учитель биологии Горохова Т. М.

2014 – 2015 учебный год

Цель: формирование целостного представления о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого.

Задачи.

Образовательная.

Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран.

Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории.

Сформировать понятие о клетке как открытой биологической системе, структурной и функциональной единицы жизни на земле.

Показать взаимосвязь (интеграцию) цитологических знаний в историческом плане.

Развивающаяся.

Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная.

Воспитывать интерес к предмету биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, коммуникативные качества.

Тип урока: Урок контрольно-обобщающий.

Оборудование: наглядные пособия клеток, раздаточный материал, микроскоп,

Ход урока.

І. Организационный момент. (Постановка цели и задач урока, сообщение о плане урока).

2 слайд. (Цели урока) На сегодняшнем уроке мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материалы по теме: “Клетка”, вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки, сравнить клетки растительного и животного организмов, прокариот и эукариот.

II. Обобщение.

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который характерен для любого живого существа, исключая вирусы. В настоящее время, чем мы больше узнаем о строении и жизнедеятельности клетки, тем понимаем, что мы не знаем еще больше.

История развития науки о клетке.

Учитель: Как зовут ученого, в результате открытий которого было введено понятие “клетка”?

4 слайд. Роберт Гук (1635 – 1703) рассматривая под микроскопом срез пробки, обнаружил весьма интересное явление, а что именно…

В 1665 году английский естествоиспытатель Роберт Гук,рассматривая срез коры пробкового дуба под усовершенствованным им микроскопом увидел образования, напоминающие пчелиные соты. Описывая увиденное, Гук использовал слово «келл», что на английском означает «камера», «ячейка». На русский язык термин был переведён как КЛЕТКА. Поэтому термином клетка мы пользуемся благодаря Роберту Гуку.

Учитель: Кто является основоположником науки зоологии простейших?

5 слайд. Антони ван Левенгук (1632-1723 г.)

Какое он сделал открытие?

1680 год – голландский исследователь природы Антони ван Левенгук открывает клетки животных – простейших.

Описал с большой точностью, наблюдаемые под микроскопом микроорганизмы. Он назвал их "микроскопическими животными", однако не отмечал их клеточного строения.

6 слайд. Роберт Кох (Генрих Герман Роберт Кох) (1843-1910) — немецкий врач и микробиолог, один из основоположников современной бактериологии и эпидемиологии.

Решение биологической загадки “Удачный подарок” Жена немецкого сельского врача Роберта Коха Эмма преподнесла ему на день рождения подарок. Этот дар любимой женщины определил его последующие научные успехи. С легкой руки Эммы ему крупно повезло: вскоре он стал лауреатом Нобелевской премии. Его именем названа бактерия – возбудительница туберкулеза. Что же подарила Коху его дальновидная супруга?

(Подарком был микроскоп… С его помощью Р. Кох открыл также возбудителей холеры, бубонной чумы, сонной болезни и столбняка, чем спас жизни миллионов людей. (На стол выставляется микроскоп)

7 слайд. Методы изучения клетки.

- световой микроскоп. Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат Гольджи.

(самостоятельная работа учащегося с микроскопом)

С лука сняли кожицу –

Тонкую, бесцветную,

Положили кожицу

На стекло предметное.

Микроскоп поставили

Препарат – на столик,

Объектив направили,

Глядь, а лук – из долек!

Дольки – это клетки

С ядрами внутри,

Вакуоли крупные

В клетке рассмотри.

Снаружи – оболочка,

Под нею – цитоплазма.

Зеленые пластиды

Искать будешь напрасно.

8 слайд. ЭЛЕКТРОННЫЙ МИКРОСКОП. Изобретён в 30-х годах 20 века. Современные микроскопы дают Увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.

9 слайд. МЕТОД ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОГО ЦЕНТРИФУГИРОВАНИЯ. Основан на различной плотности органоидов и при очень быстром вращении на центрифуге органоиды располагаются в растворе слоями в соответствии со своей плотностью.

10 слайд. МЕТОД КУЛЬТУРЫ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ. Он позволяет увидеть рост клеток, наблюдать за размножением клеток, определять влияние различных веществ на клетки, получать клеточные гибриды.

11 слайд. Положения клеточной теории выдающимися деятелями цитологии 19 века Матиасом Шлейденом (1804 – 1881) и Теодором Шванном (1810 – 1882) в 1839 году и дополнена Рудольфом Вирховым (1821 – 1902) в 1859 году.

12 слайд. Закончите предложенные вам фразы.

1) Клетка является …

структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов.

2) Клетки разных организмов сходны по … строению, химическому составу, обмену веществ, основным проявлением жизнедеятельности.

3) В многоклеточном организме клетки образуют … ткани, из тканей состоят органы.

4) Клетки образуются только … при делении предшествующих клеток.

5) Клеточное строение организма - свидетельство того, что … растения и животные имеют единое происхождение.

В течение оставшегося времени нашего урока мы будем опираться на эти положения клеточной теории.

13 слайд. Клетка является – структурно-функциональной единицей, а также единицей развития всех живых организмов.

Что такое цитология?

Цитология - наука о строении, развитии и жизнедеятельности клеток.

Какие бывают организмы по строению? Организмы (по строению):

а) неклеточного (вирусы)

б) клеточного строения (бактерии, грибы, растения, животные).

Как можно разделить организмы по наличию ядра в клетке?

а) прокариоты (археи и бактерии);

б) эукариоты (грибы, растения, животные).

14 слайд. Клетки разных организмов сходны по … строению, химическому составу, обмену веществ, основным проявлением жизнедеятельности.

Демонстрация опыта.

1. Доказать наличие углеводов в клетке с помощью йода ( капля йода синеет на разрезанном клубне картофеля).

Это качественная реакция на полимерное строение крахмала (при разрушении полимерных звеньев крахмала до глюкозы йод не синеет)

2. Доказать наличие каталазы (фермент) в живых клетках перекисью водорода (наблюдаем выделение кислорода). В мертвых клетках ферменты (белки) разрушаются.

Каталаза – фермент, ускоряющий реакцию разложения перекиси водорода на воду и кислород.

15 слайд. Строение клеток

Самостоятельная работа «Моделирование клеток».

6 класс – растительная клетка

7 класс – животная клетка

11 класс – бактериальная клетка

11 класс работа по карточкам. Найти соответствие строению и функциям органоидов

Восстановить органоиды клетки, характерные для каждого царства.

- какие отличительные черты характерны для растительной клетки?

- какие отличительные черты характерны для животной клетки?

- охарактеризуйте строение бактериальной клетки.

Сделать вывод о сходстве в строении клеток разных царств.

Какой из органоидов выполняет самую важную функцию?

В чем заключается эта функция?

Перечислить основные свойства живого и рассмотреть их на примере клетки.

- рост

- развитие

- обмен веществ

- размножение

16 слайд. В многоклеточном организме клетки образуют … ткани, из тканей состоят органы.

Что такое ткань?

Ткань – это группа клеток сходных по строению и выполняющих общую функцию.

Самостоятельная работа учащихся с раздаточным материалом. Определить виды тканей: - 6 класс растительные ткани

- 7 класс животные ткани

- 11 класс проверяют работу.

Сравнить свободноживущие клетки и клетки многоклеточного организма.

17 слайд. Клетки образуются только … при делении предшествующих клеток.

- Назовите способы размножения клеток?

- Какие клетки размножаются с помощью митоза?

- Какие клетки размножаются с помощью мейоза?

- Согласны ли вы с тем, что все мы здесь сидящие когда – то были одной клеткой?

- Как называется эта клетка?

В чем отличие в делении растительной и животной клеток?

18 слайд. В чем отличие в делении растительной и животной клеток?

19 слайд. Клеточное строение организма - свидетельство того, что … растения и животные имеют единое происхождение.

Ребята, к нам в гости пришли растительная и животная клетка. Давайте послушаем, что они скажут.

Выступления учащихся

Мы две клетки. Посмотрите. Справедливо рассудите: Говорят, что мы похожи?!. Цвет-не тот, характер-тоже, У меня есть оболочка (Твёрдо я стою. И точка!), Ты же с мягкою мембраной, Хочешь быть со мною равной. -Есть зато Фагоцитоз- Съем микробов целый воз! -Вот уж невидаль какая! Ты бесцветная такая И пластид зелёных нет, Как же ты поймаешь свет? Вакуоли потеряла: Не родня мы! Я сказала -Нет, родня! Вы нас сравните, Кто же прав из нас скажите?

Ребята, давайте подумаем права растительная клетка или нет?

20 слайд. Единое происхождение клеток.

21 слайд. Патология клеток.

Апоптоз — физиологическая гибель клеток в живом организме.

Все ткани организма имеют свой срок жизни, после истечения которого и прекращения функции они должны погибнуть и на их месте появляются новые, аналогичные погибшим, клетки и ткани. Сроки жизни у разных живых структур различны. Они определены в их геноме, т. е. генетически запрограммированы. Поэтому апоптоз является генетически запрограммированной гибелью клеток. Это важнейший физиологический процесс, позволяющий организму постоянно сохранять функции своих структур на определенном уровне. Кроме того, в процессе образования новых клеток и внеклеточных структур возникают генетические ошибки, происходят мутации и появляются клетки, отличающиеся от клеток организма. Они должны быть немедленно уничтожены, и их гибель также осуществляется с помощью апоптоза, который является и механизмом генетического контроля синтеза веществ и клеток организма. Таким образом, апоптоз как физиологический процесс протекает непрерывно на протяжении всей жизни человека, и биологический смысл его заключается в поддержании постоянства клеток и тканей организма, т. е. тканевого гомеостаза.

Вместе с тем апоптоз может развиваться и в условиях патологии — в тех случаях, когда повреждающие факторы действуют на гены, контролирующие включение программы апоптоза. Обычно это происходит с помощью определенных веществ — цитокинов, различных факторов роста, гормонов, активизирующихся при заболеваниях и функционирующих на молекулярном уровне. Эту особенность апоптоза нередко пытаются использовать в клинике. Например, в онкологии постоянно идет поиск возможностей стимулировать апоптоз в злокачественных опухолях с тем, чтобы активизировать распад опухолевых клеток, и это весьма перспективный путь онкотерапии.

Некроз - гибель клеток и тканей в результате патологических воздействий. Некрозу предшествует период умирания.

Подведение итогов.

Выводы урока: на этом уроке мы еще раз убедились, что клетка является наименьшей, но основной единицей живого.

29.02.2016 21:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!