СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Организация урока физической культуры по разделу «Акробатика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Организация урока физической культуры по разделу «Акробатика»

Согласно комплексной программе обучение акробатическим упражнениям предусмотрено с 1 по 11 класс как для мальчиков (юношей), так и для девочек (девушек). Перечень упражнений сравнительно невелик. Это перекаты вперед и назад, равновесия, кувырки вперед и назад, «мосты» и шпагаты, стойки (на лопатках, голове, руках), переворот боком, а также различные соединения и варианты перечисленных упражнений.

Учащиеся I—IV классов, как правило, с большим интересом, удовольствием и старанием осваивают акробатический раздел программы. Однако к V—VII классам этот интерес зачастую начинает снижаться, а в VIII—XI — вовсе падает. Подобное объясняется тем, что для младших школьников перекаты, кувырки, равновесия и «мосты» являются новинкой, но затем эти упражнения почти без изменений переходят вместе со школьниками из класса в класс и интерес к ним, естественно, пропадает.

Так не должно быть: зародив интерес к акробатическим упражнениям, учитель физической культуры должен не только поддерживать его, но и развивать. Для этого необходимо как на уроках, так и на секционных занятиях изучать разнообразные варианты известных школьникам упражнений, усложнять их, видоизменять, выпол¬нять в соединении с другими элементами.

Организация занятий на уроках по разделу «Акробатика» требует особого подхода. Наиболее рационально изучать акробатические упражнения фронтальным методом, при котором весь класс строится в две шеренги, по обе стороны акробатической дорожки или гимнастических матов, уложенных дорожкой. Первые номера выполняют задание по счету или сигналу педагога, вторые наблюдают, подмечают ошибки и помогают партнерам. Затем занимающиеся меняются ролями. Указанным методом можно осваивать большинство упражнений школьной программы, за исключением соединений из нескольких кувырков или переворотов колесом с продвижением в одном направлении. Практика показывает, что фронтальный метод позволяет добиться высокой плотности выполнения акробатических упражнений: за 15—20 мин., отводимых в уроке на акробатику, можно выполнить 6— 8 упражнений, повторяя каждое 4—8 раз., Надо отметить, что однообразные упражнения, например кувырки — перекаты — кувырки, 'приводят к быстрому утомлению учащихся. Чередование же различных по характеру и мышечным усилиям упражнений позволяет выполнять их без пауз для отдыха.

Успех проведения урока и освоения упражнений во многом зависит от проявления учениками интереса к занятиям, возникновение которого определяется мастерством педагога. Его требовательность и заинтересованность, умение образно объяснить задание, готовность обод¬рить неудачника и помочь ему исправить ошиб¬ки гарантируют устойчивую заинтересован-ность и активность занимающихся. Не менее важное значение имеют рациональный подбор и чередование упражнений с учетом их доступности, сложности, новизны и нагрузки. На уроке учителю следует придерживаться определенной их последовательности и чередования: перекаты — стойки кувырки «мосты», шпагаты — соединения кувырков и перекатов — равновесия — соревнования и игры с элементами акробатики.

Несложные и хорошо освоенные равновесия, шпагаты, «мосты», стойки и общеразвивющие упражнения можно с успехом выполнять в парах в первой части уроков гимнастики, подвижных и спортивных игр, художественной гимнастики, борьбы как разминочные, так и с целью совершенствования.

Важным элементом уроков акробатики являются организованные учителем взаимопомощь и взаимообучение занимающихся. Фронтально-посменное выполнение акробатических упражнений позволяет чередовать нагрузку с отдыхом, а выполнение с наблюдением за тем одноклассником, который стоит в шеренге напротив. Педагог должен добиваться, чтобы наблюдение постепенно перерастало во взаимообучение. (указание на отдельные ошибки) и взаимопомощь. Первые задания по взаимообучение должны быть предельно доступными и касаться лишь какого-либо одного момента техники выполнения упражнений. Например, на уроке изучается положение группировки: в первой серии заданий дается указание учителя обратить внимание на захват ног за середину голени и, если ученик допускает ошибку, партнер должен сказать ему; во второй серии разрешается напоминать о необходимости разведения коленей; в третьей— о недостаточно плотной группировке; в четвертой — о наклоне головы на грудь. По мере приобретения опыта и освоения техники выполняемых упражнений дети смогут указывать друг другу и на 2—3 ошибки. Это заметно ускоряет процесс обучения, помогает ученикам точнее запоминать детали техники выполняемых упражнений, активизирует их. Знания и опыт, постепенно накапливаемые учениками, позволяют ввести в процесс обучения и элементы взаимопомощи. Так, например, уже в1 —5 классах учащиеся могут помогать друг другу при выполнении перекатов и кувырков, прогибаний, равновесий, других несложных упражнений. Если учитель сумеет добиться правильной взаимной помощи на этом этапе обучения, то уже в 5—6 классах ученики смогут помогать друг другу при выполнении «мостов», стоек на лопатках. Хотя перечисленные упражнения не относятся к числу сложных (при соответствующей физической подготовке занимающихся на их освоение достаточно 4—8 занятий), но тем не менее обучение должно осуществляться с поддержкой или помощью. Естественно, что в ходе урока учитель не в состоянии помочь всем ученикам класса ни физически, ни по лимиту времени. В школах, где учителя физической культуры применяют взаимопомощь и взаимообучение, значительная часть учащихся VI—VIII классов легко выполняют такие доступные упражнения, как «колесо» или медленный переворот вперед через стойку.

Передовой опыт проведения уроков акробатики показывает, что уже во II—III классах мальчики и девочки легко осваивают способы помощи при выполнении «мостов», переворотов боком, переворотов вперед и назад, стоек. Для изучения способов помощи школьников можно объединять в группы по 3—5 человек: один выполняет упражнение, двое помогают, незанятые наблюдают и отдыхают.

Обучение всех учащихся способам помощи и страховки является основным резервом времени для изучения более сложных и интересных упражнений, стимулирует их спортивные занятия, активность, творчество, самостоятельность.

Категория: Физкультура
23.02.2017 00:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!