СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Организация ученического самоуправления»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ученическое самоуправление – составная и неразрывная часть системы развивающегося в нашей стране общественного самоуправления народа. Уже в начальной школе детей нужно активно включать в самоуправление классного коллектива.

Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Цель самоуправления – это не только выдвижение лидера, но и приобретение всеми умения решать управленческие ситуации. Каждый раз испытываешь затруднения, когда вновь берёшь 1 класс и пытаешься вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Организационную функцию на данном этапе беру, конечно, на себя. Дети до школы не все знакомы друг с другом. Один из способов знакомства – в течение года несколько раз производить «пересадку», сохраняя принцип: сосед по парте не должен вызывать антипатии.

Каждому ребёнку нужно найти в классе хотя бы одного товарища, которому можно довериться. Сажая пассивного ребёнка с активным, вовлекаю в общественную работу пассивного.

Младший школьный возраст является переломным в формировании самостоятельности. Если ребёнок чрезмерно доверчив, открыт, послушен, это может привести к формированию у ребёнка таких качеств, как зависимость от чужого мнения, боязнь говорить правду. Излишняя самостоятельность ребёнка может привести к непослушанию и к вседозволенности. Существуют различные способы развития самостоятельности у детей младшего школьного возраста. К примеру, они могут быть такими:

- ребёнку надо поручать конкретные дела и требовать их самостоятельного выполнения;

- выполненное самостоятельно дело должно быть отмечено взрослым положительно;

- давать возможность ребёнку проявлять инициативу в выборе различных дел.

2 этап

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой надо так построить жизнь, чтобы каждый чувствовал необходимость потребности другого. В организации самоуправления в классе большую роль играют общественные поручения. С первого класса все поручения выборные. Распределяются они по группам. Раз в месяц дети рассказывают о том, какую работу выполнили, какую пользу принесли коллективу. Например, цветы в классе стали лучше выглядеть, в классе стало меньше пыли, ребята вовремя заполняют дневники и т.д. Ребята обсуждают, что было в их работе хорошего, что не получилось и почему, какие выводы надо сделать на будущее. Такой разговор учит ребят самостоятельно, коллективно и справедливо оценивать свою работу и работу товарищей, накапливать полезные умения. Затем поручение переходит другой группе. Чередование дел помогает ребятам одновременно заботиться друг о друге, думать, как это сделать лучше. При этом, когда дела меняются, ни одно из них не успевает наскучить, зато каждый обязательно сумеет проявить себя, свои способности, если не в одном, так в другом деле. Сегодня у нас в классе чередуются такие поручения как:

« Друзья книг» поддерживают связь с библиотекой, помогают в подготовке к внеклассному чтению, рассказывают об интересных книгах.

«Медики» проверяют сменную обувь, следят за внешним видом ребят, заботятся об их здоровье, проводят физкультминутки в классе на уроках.

«Весёлая семейка» организует праздники, классные дискотеки, поздравляет товарищей с днём рождения.«Природоведы» ухаживают за растениями в классе, помогают готовиться к урокам окружающего мира.

Природа свои тайны лишь добрым открывает! «Физкультурники» проводят гимнастику до занятий, вовлекают в настольные игры, спортивные соревнования, подвижные игры на переменах.

Кто в походы ходит вместе -

Не страшны ему болезни:

Ни простуда, ни ангина.

Знают все, что спорт полезен.

Поручения могут видоизменяться. Это зависит от нужд класса в данный момент.

К 3- ему классу часть своих функций как классного руководителя поручаю детям. Например, визуальная проверка дневников, контроль за дежурством в классе.

3 этап

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. Для себя определила, что я в классе тоже являюсь полноправным членом данного коллектива, только старше, а значит, и мудрее. Учитель должен управлять коллективом осторожно и ненавязчиво, должен активизировать большую самостоятельность коллектива. Только поддержка, только совет, только доверие и терпение, только сотрудничество.

Прошу детей приносить в класс настольные игры, книги, чтобы пошли в классе умные и дельные разговоры. По своей инициативе в 4 классе мальчики организовали музыкальные перемены, девочки придумывают новые танцевальные движения. Я даю возможность своим учащимся быть в роли воспитателя и учителя. Если учащиеся будут обучать других тому, чему научились сами, это будет способствовать поднятию их на более высокий уровень.

Также проводим совместную работу по подготовке к праздникам, вовлекая в неё родителей. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учётом своих интересов, личных качеств и возможностей. Это учит ребёнка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями. Ребята пишут друг другу пожелания, учатся корректно высказывать замечания и т.д.

Добрая половина всего школьного воздействия на ребёнка в 3-4 классах – это воздействие детей друг на друга, самой учебной среды на детей. Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения, учить ребёнка ставить вопросы. Это даёт ученику возможность заниматься самоисследованием и делать свои самостоятельные открытия. В классе есть «почтовый» ящик, где накапливается информация за неделю. Ребята могут в него опускать свои отзывы и предложения. На классном собрании эти отзывы помогают спланировать дальнейшую работу.

Учащиеся нуждаются в оценке своей деятельности и результатах своего труда. Наблюдения показывают, что самый худший результат работы обнаружен не у тех, кого порицали, а у тех, которых никак не оценили. В конце каждой четверти в нашем классе подводятся итоги. В присутствии родителей каждый ребёнок получает грамоту от класса, где отмечаются его успехи. Интересной формой поощрения является вручение памятных медалей, которые изготавливают сами ребята для своих товарищей. Например, «Самому спортивному», «Лучший дежурный», «Чуткая душа», «Лучшему организатору игр», «Самому читающему» и т.д. Школа – наш второй дом. Всем в нём должно быть комфортно и уютно, каждый должен чувствовать свою значимость, ощущать свою востребованность, быть успешным, занимать активную жизненную позицию. Самоуправление в классе возможно, более того необходимо, ведь мы сможем воспитать детей хозяевами своей собственной жизни только в том случае, если в самом её начале наши воспитанники поймут, почувствуют, убедятся, что они что-то могут, на что-то способны, что они свободны в организации своего бытия.

05.08.2015 15:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!