СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Ученическое самоуправление как школа подготовки к участию в управлении и жизни в демократическом обществе»
М. В. ЯЦЕВИЧ
Основой договора ФГОС, обеспеченного необходимыми юридическими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на воспитание поколения граждан страны, владеющих знаниями, навыками и компетенциями, позволяющими активно и эффективно действовать в условиях инновационной экономики, на воспитание их в духе идеалов демократии, правового государства и в соответствии с общечеловеческими и традиционными национальными ценностными установками, средней (полной) ступенях школы
Конечный результат образовательной деятельности российской школы как реализация общественного договора ФГОС нового поколения фиксируется в портрете выпускника — гражданина России:
Достичь данных результатов можно только через формирование самостоятельности учащихся. Одним из эффективных путей формирования самостоятельности у ребят является включение их в процесс ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление – это система коллективной деятельности, важнейшими структурными взаимосвязанными элементами которой является чёткое распределение постоянных или временных поручений между членами коллектива с учётом их личных склонностей и задач, функционирование выборных органов, регламентация управленческих ролей, организация действенного общественного мнения, выражающего всеобщую волю коллектива и могущего влиять на жизнедеятельность коллектива.
Преподаватель должен стать советником, наставником, другом и как можно реже пользоваться правом на принуждение
Включение учащихся в управленческую деятельность способствует формированию их творческой, сознательной активности. Это тем более значимо в связи с переходом системы образования на демократические начала, что и будет способствовать приобретению опыта общения
С чего начинается демократический уклад школы? Отвечая на этот вопрос, можно говорить о разнообразии условий, о разных сторонах школьного уклада, о характере управления или открытости отношений. Многое определяют демократические процедуры принятия решений, и первый опыт ребята приобретают в классе. Развитие самоуправления предполагает его развёртывание в первичных коллективах. Оно помогает всем ребятам проявить себя в жизни коллектива. Это расширяет возможности правового школьного пространства. Мой опыт классного руководителя позволяет сделать некоторые выводы.
Новый первый класс. С чего же начать? Я понимаю насколько важно, чтобы выбранная мною деятельность была ценной и личностно значимой для детей, а главное - соответствовала их интересам и потребностям в данный период обучения. Поэтому опять обращаюсь к опыту А.С.Макаренко. На страницах «Педагогической поэмы» он ярко и убедительно показал, что содержание, способы организации и структура самоуправления обусловлены развитием жизнедеятельности воспитательного учреждения. Например, новый орган самоуправления - совет командиров - появился только тогда, когда сформировалось несколько отрядов и стала очевидной необходимость проведения совещаний их руководителей, т. е. должен выдерживаться принцип ступенчатости.
Итак, 1-й класс. В нем 13 девочек и 9 мальчиков. Вначале дети заинтересованно знакомились с правилами выполнения различных школьных дел, учились работать в командах с переменным составом, а я, учитель, наблюдала и мягко корректировала их работу. При подготовке к конкурсам во многом помогали им родители. К середине 1-го класса сформировались четыре команды ребят, хорошо понимающие друг друга, выполняющие поручения учителя на достаточно хорошем уровне, помогающие и сопереживающие друг другу. Появилась необходимость в названии команд и коллектива класса.
Школьная детская организация называется «Маленькая страна», а свою детскую страну малыши назвали город «Радуга», в котором играют, работают, веселятся команды «Нюша», «Крош», «Совунья», «Пин». Ребята очень любят этих героев и с огромным желанием с ними играют – работают под девизом: «В небе радуга дугой, друг за друга мы горой»
Во втором классе на первом классном собрании мы с ребятами пытаемся вместе спланировать внеклассную работу на первое полугодие, учитывая, что, по мнению ребят, интересно прошло в 1-ом классе, а что не понравилось. Поразило меня то, что больше всего детям понравилась проектная, исследовательская деятельность. Что ж используем этот вид деятельности.
Каждая команда представила в Совет города (класса) по одному представителю (командиру). А на Совете города «выяснилось» (обращаю внимание, не учитель сказал), что надо и за зелёным уголком ухаживать, и в учёбе ребятам помогать, и уголок оформить и т.д. Как всё это лучше делать? Новая детская мысль, новая структура класса.
Уже страна «Радуга».
По одному представителю от команд страны «Радуга» вошли в городки страны:
Совет страны
Правила к выполняемому поручению.
Староста – организует дежурство в классе и художественное оформление класса
Советом класса впервые был организован и проведён конкурс поделок «Животные Севера». (первый этап работы над проектом «Мой Север» - изучение, лепка и маленький рассказ о животных).
Мы обсуждаем все ситуации участия и неучастия детей в жизни класса. Здесь и возможно влияние сообщества класса на тех ребят, которые пассивны в отдельных делах класса или школы. Совет страны напоминает (иногда и с помощью учителя) о невыполнении поручений. Кроме того, я с каждым ребёнком поговорю на эти темы отдельно. Вы заметили, что не все команды показаны на слайдах
Суть тьюторской поддержки - узнать и понять, где ребёнок не реализуется, чего ему не хватает в классе, что с ним происходит. Начальная школа – довольно трудный период в жизни ребёнка. Они маленькие, им ещё трудно себя организовать. Важно, чтобы ребята поняли важность выполняемой ими работы, а другие им помогли. Вот итог нашей работы: во втором этапе работе по изучению рельефов поверхности Мурманской области приняли участие все ребята.
Я стремлюсь создать такое сообщество, где не просто учитель и родители решают, что и как делать, а идёт совместное заинтересованное со-трудничество учителя, детей и родителей в доверии и согласии. Но основную работу во 2-ом классе выполняют уже сами дети.
Жизнь в классе течет по-разному: то бурно, то затихает, то опять оживает. Ребята начинают понимать, когда говорят, что всё зависит от них самих, от того, какие реальные проблемы они хотят решить. С помощью Совета учатся соотносить себя и учителя с масштабом класса, школы, с другим человеком. Первые шаги самые сложные и самые важные, от их чёткости зависит вся последующая работа.
Таким образом, самоуправление способствует формированию у учащихся общественно ценных знаний и умений, будущих организаторов, нравственного сознания и привычек в поведении, навыков сплочения коллектива и повышения роли общественного мнения как средства воспитательного воздействия, индивидуальной и коллективной ответственности за порученное дело, организаторских способностей, так необходимых выпускнику – гражданину России.
Литература.
Сухомлинский В. А. О воспитании. - М., 1985.
Александрова М. А. Классному руководителю о самоуправлении в классе. – М.,2006.
Коротов В. М. Самоуправление школьников. – М., 1981.
Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
© 2017, Яцевич Мария Васильевна 474