СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА "Исследование фонематического восприятия"
ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.
Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН проводилось в МК ДОУ Тесинском детском саду общеразвивающего вида «Теремок» в августе-сентябре 2013 г.
В эксперименте участвовало 10 детей, посещающих дошкольный логопункт и имеющих ФФН. Биологический возраст испытуемых 5-6 лет.
Организация констатирующего эксперимента
После изучения теоретического материала по вопросу коррекции фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован констатирующий эксперимент, целью которого было определить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Для этого была использована методика, разработанная Фомичевой М.Ф.Эксперимент состоял из 5 заданий.
1 задание. «Поймай звук». Выделить определенный звук из цепочки звуков.
Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь [c] (ш, з, к и др.) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.
Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков: н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф и т.д.
Критерии выполнения 1 задания:
Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;
Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;
Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;
Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;
Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.
2 задание. «Повтори, как я скажу». Воспроизвести за логопедом слоговые сочетания.
Инструкция: Ребенку предлагается прослушать и повторить из двух-трех слогов. Обследование проводится на материале серий из двух-трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов, содержащих: акустически сходные, но артикуляционно далекие звуки, акустически и артикуляционно близкие звуки, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками).
Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо
Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, Ца-са-ца, са-ца - цу, сы-цы-сы
Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи
Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, Го-ку-га, га-га-ка
То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, Фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва
Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца
Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.
Критерии выполнения 2 задания:
Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;
Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;
Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;
Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;
Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.
3 задание. «Покажи картинку». Дифференцировать слова квазиомонимы.
Ребенку предлагается пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую назовет логопед. ( этот прием выявляет нарушение дифференциации звуков речи, особенностей речеслуховой памяти).
Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.
Обследование проводится на материале слов квазимонимов, которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша-крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса-лица): крыша-крыса, ужи-усы, жук-сук, нос-нос, мишка-миска, вещи-весы, лак-рак, ложки- рожки, шар-жар, юла-Юра, коза-коса, сабля-цапля, кот-год, зуб-суп, том-дом, трава-дрова, бочка-почка, лук-люк.
Критерии выполнения 3 задания:
Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;
Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;
Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;
Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;
Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.
4 задание. «Выбери картинку с заданным звуком». Определить наличие звука в словах.
Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те, в которых ты слышишь звук [c] ( ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.
Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображением предметов: собака, сумка, колесо, нос, самолет. Замок, коза, звезда, зонт, заяц. Шапка, кошка, мышь, шмель, груша. Жук, ножик, желудь, пожарник. Цепь, курица, кольцо, огурец, цапля, рукавица. Очки, ключ, часы, черепаха. Щетка, овощи, ящерица. Собака, яблоко, бабочка, бант, барабан.
Дом, ведро, дыня, дым, карандаш. Глаза, иголка, гном, градусник. Сова, волк, корова, волосы. Пила, лук, стол, скакалка, лыжи. Труба, карандаш, топор, радуга, рыба. Лимон, дом, малина, молоток. Нож, баран, ванна, носки. Кофта, фрукты, шкаф, туфли. Муха, петух, хлеб, ухо.
Критерии выполнения 4 задания:
Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;
Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;
Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;
Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;
Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.
5 задание. «Внимательные ушки». Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля).
Инструкция: давай поиграем в «телефон», я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.
Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и др.) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками, имитируя а) произношение ребенка, б) дефекты, которых нет в произношении ребенка, в) правильное произношение.
Критерии выполнения 5 задания:
Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;
Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;
Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;
Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;
Низкий уровень (0 баллов)- отказ или невыполнение задания.
Критерии оценки выполнения всех заданий:
Высокий уровень (20-25 балла) – точное выполнение всех заданий;
Уровень выше среднего (15-20 баллов) – фонематический слух снижен, допускает негрубые ошибки;
Средний уровень (10-15 балла) – фонематический слух снижен, выполнил 0,5 задания верно;
Уровень ниже среднего (5-10 баллов) – неумение дифференцировать слоги, более 0,5 задания выполнено неверно;
Низкий уровень (0-5 балла) – неумение дифференцировать слоги и фонемы, отказ или невыполнение задания.
Таким образом, разработанная нами схема обследования позволяет выявить:
2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты обследования фонематического восприятия у детей с ФФН:
Высокого уровня фонематического восприятия у детей экспериментальной группы нет, уровень выше среднего у 20% детей (Кристина П., Леша К.), со средним уровнем 50% детей (Эдик К., Дима К., Полина С.,Ира Ж., Милена Б.), с уровнем ниже среднего 30% детей (Данил К., Леша М., Ангелина С.), с низким уровнем фонематического восприятия детей нет.
Проанализируем подробнее результаты обследования.
В ходе проведения 1 задания (Выделение определенного звука из цепочки звуков) получены следующие результаты:
Из диаграммы 2 видно, что 60% ( Кристина П, Дима К, Леша К, Ира Ж, Полина С, Милена Б.) детей имеют нарушения восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются в их речи, 40% детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи, но и сохранных звуков (Данил К, Леша М, Ангелина С, Эдик К.).
При проведении 2 задания (Воспроизведение за взрослым слоговых сочетаний) получены следующие результаты:
20% детей (Леша К, Ира Ж.) неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи, остальные звуковые цепочки были воспроизведены ими без особых затруднений.
У 80% детей (Кристина П, Эдик К, Данил К, Леша М, Ангелина С, Полина С, Дима К, Милена Б.) в той или иной степени наблюдались трудности не только при восприятии звуков, отсутствующих в речи, но и тех, которые произносятся ими правильно. Было отмечено и то, что дети испытывали трудности при воспроизведении звуковых цепочек, содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению.
При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазиомонимов) были получены следующие результаты:
80%( Ира Ж, Эдик К, Данил К, Леша М, Ангелина С, Полина С, Дима К, Милена Б.) в той или иной степени наблюдались трудности при дифференциации слов в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами, содержащими звук заменитель. 20% детей (Кристина П. и Леша К.) не испытывали трудности и смогли дифференцировать все слова квазиомонимы.
При проведении 4 задания ( Определение наличия звука в словах) получены результаты
все дети в разной степени затруднялись в определении звуков в словах.
30% детей( Ангелина С, Данил К, Леша М)- более половины заданий выполнили неверно- уровень ниже среднего.
40% детей (Милена Б, Полина С, Дима К, Эдик К) – половина заданий были верны- выполнили задания на среднем уровне.
30% детей (Ира Ж, Леша К, Кристина П) выполнили задание на уровне выше среднего- допускали негрубые ошибки.
В ходе проведения 5 задания (Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи) получены результаты: было выяснено, что в 100% случаев дети не могут отличить правильное произношение от неправильного в том случае, если логопед имитирует нарушение звукопроизношение, характерное для данного ребенка. В 60% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае, если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% случаев с правильно произносимыми и воспринимаемыми звуками.
При выполнении всех заданий наибольшую успешность (80% успешности- при выполнении заданий набрали по 16 баллов из 20 возможных) имели Кристина П и Леша К- у них уровень фонематического восприятия выше среднего. Выполняли задания на среднем уровне успешности следующие дети экспериментальной группы: Эдик К, Дима К и Полина С (60% успешности- при выполнении заданий набрали по 12 баллов из 20 возможных), Ира Ж (75% успешности- набрала 15 баллов из 20), Милена Б ( 65% успешности- набрала 13 баллов из 20) – у этих детей средний уровень фонематического восприятия. Наименьшую успешность в выполнении заданий имели Данил К и Леша М ( 30% уровень успешности- набрали по 6 баллов из 20), Ангелина С ( 35% успешности- набрала 7 баллов из 20) у этих детей уровень фонематического восприятия ниже среднего.
Таким образом, для проведения констатирующего эксперимента была использована методика, разработанная М.Ф.Фомичевой. Эксперимент состоял из 5 заданий:
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
Высокого уровня фонематического восприятия у детей экспериментальной группы нет, уровень выше среднего у 20% детей (Кристина П., Леша К.), со средним уровнем 50% детей (Эдик К., Дима К., Полина С.,Ира Ж., Милена Б.), с уровнем ниже среднего 30% детей ( Данил К., Леша М., Ангелина С.), с низким уровнем фонематического восприятия детей нет.
Мы выявили, что для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении, но и правильно произносимых звуков.
Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в словах, чем в звуковых цепочках.
На формирование фонематического восприятия у детей вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.
Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.
© 2016, Буценик Мария Григорьевна 7246