СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА "Исследование фонематического восприятия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА "Исследование фонематического восприятия"

ОРГАНИЗАЦИЯ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ.

Исследование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН проводилось в МК ДОУ Тесинском детском саду общеразвивающего вида «Теремок» в августе-сентябре 2013 г.

В эксперименте участвовало 10 детей, посещающих дошкольный логопункт и имеющих ФФН. Биологический возраст испытуемых 5-6 лет.

Организация констатирующего эксперимента

После изучения теоретического материала по вопросу коррекции фонематического восприятия у детей с ФФН нами был организован констатирующий эксперимент, целью которого было определить состояние фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФН. Для этого была использована методика, разработанная Фомичевой М.Ф.Эксперимент состоял из 5 заданий.

1 задание. «Поймай звук». Выделить определенный звук из цепочки звуков.

Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь [c] (ш, з, к и др.) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков: н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф и т.д.

Критерии выполнения 1 задания:

Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;

Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;

Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;

Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;

Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.

2 задание. «Повтори, как я скажу». Воспроизвести за логопедом слоговые сочетания.

Инструкция: Ребенку предлагается прослушать и повторить из двух-трех слогов. Обследование проводится на материале серий из двух-трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов, содержащих: акустически сходные, но артикуляционно далекие звуки, акустически и артикуляционно близкие звуки, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки. (затруднение при воспроизведении вызывается неправильным восприятием слогов с оппозиционными звуками).

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, Ца-са-ца, са-ца - цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу, Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, Го-ку-га, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, Фо-ву-фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

Критерии выполнения 2 задания:

Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;

Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;

Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;

Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;

Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.

3 задание. «Покажи картинку». Дифференцировать слова квазиомонимы.

Ребенку предлагается пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую назовет логопед. ( этот прием выявляет нарушение дифференциации звуков речи, особенностей речеслуховой памяти).

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов, которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша-крыса), артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак), артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса-лица): крыша-крыса, ужи-усы, жук-сук, нос-нос, мишка-миска, вещи-весы, лак-рак, ложки- рожки, шар-жар, юла-Юра, коза-коса, сабля-цапля, кот-год, зуб-суп, том-дом, трава-дрова, бочка-почка, лук-люк.

Критерии выполнения 3 задания:

Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;

Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;

Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;

Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;

Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.

4 задание. «Выбери картинку с заданным звуком». Определить наличие звука в словах.

Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те, в которых ты слышишь звук [c] ( ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображением предметов: собака, сумка, колесо, нос, самолет. Замок, коза, звезда, зонт, заяц. Шапка, кошка, мышь, шмель, груша. Жук, ножик, желудь, пожарник. Цепь, курица, кольцо, огурец, цапля, рукавица. Очки, ключ, часы, черепаха. Щетка, овощи, ящерица. Собака, яблоко, бабочка, бант, барабан.

Дом, ведро, дыня, дым, карандаш. Глаза, иголка, гном, градусник. Сова, волк, корова, волосы. Пила, лук, стол, скакалка, лыжи. Труба, карандаш, топор, радуга, рыба. Лимон, дом, малина, молоток. Нож, баран, ванна, носки. Кофта, фрукты, шкаф, туфли. Муха, петух, хлеб, ухо.

Критерии выполнения 4 задания:

Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;

Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;

Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;

Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;

Низкий уровень (0 баллов) – отказ или невыполнение задания.

5 задание. «Внимательные ушки». Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи (неразличение может происходить из-за ослабленного слухового контроля).

Инструкция: давай поиграем в «телефон», я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и др.) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками, имитируя а) произношение ребенка, б) дефекты, которых нет в произношении ребенка, в) правильное произношение.

Критерии выполнения 5 задания:

Высокий уровень (4 балла) – точное выполнение задания;

Уровень выше среднего (3 балла) – допускает негрубые ошибки;

Средний уровень (2 балла) – выполнил 0,5 задания верно;

Уровень ниже среднего (1 балл) – более 0,5 задания выполнено неверно;

Низкий уровень (0 баллов)- отказ или невыполнение задания.

Критерии оценки выполнения всех заданий:

Высокий уровень (20-25 балла) – точное выполнение всех заданий;

Уровень выше среднего (15-20 баллов) – фонематический слух снижен, допускает негрубые ошибки;

Средний уровень (10-15 балла) – фонематический слух снижен, выполнил 0,5 задания верно;

Уровень ниже среднего (5-10 баллов) – неумение дифференцировать слоги, более 0,5 задания выполнено неверно;

Низкий уровень (0-5 балла) – неумение дифференцировать слоги и фонемы, отказ или невыполнение задания.

Таким образом, разработанная нами схема обследования позволяет выявить:

  1. Умение ребенка выделять определенный звук из цепочки звуков.
  2. Умение воспроизвести за логопедом слоговые сочетания.
  3. Умение дифференцировать слова квазиомонимы.
  4. Умение определять наличие звука в словах.
  5. Умение детей услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи.

2.2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

В ходе проведения констатирующего эксперимента были получены следующие результаты обследования фонематического восприятия у детей с ФФН:

Высокого уровня фонематического восприятия у детей экспериментальной группы нет, уровень выше среднего у 20% детей (Кристина П., Леша К.), со средним уровнем 50% детей (Эдик К., Дима К., Полина С.,Ира Ж., Милена Б.), с уровнем ниже среднего 30% детей (Данил К., Леша М., Ангелина С.), с низким уровнем фонематического восприятия детей нет.

Проанализируем подробнее результаты обследования.

В ходе проведения 1 задания (Выделение определенного звука из цепочки звуков) получены следующие результаты:

Из диаграммы 2 видно, что 60% ( Кристина П, Дима К, Леша К, Ира Ж, Полина С, Милена Б.) детей имеют нарушения восприятия тех звуков, которые заменяются или смешиваются в их речи, 40% детей испытывали затруднения не только при узнавании звука отсутствующего, искаженного или смешиваемого в их речи, но и сохранных звуков (Данил К, Леша М, Ангелина С, Эдик К.).

При проведении 2 задания (Воспроизведение за взрослым слоговых сочетаний) получены следующие результаты:

20% детей (Леша К, Ира Ж.) неправильно воспринимают только те звуки, которые отсутствуют или заменяются в устной речи, остальные звуковые цепочки были воспроизведены ими без особых затруднений.

У 80% детей (Кристина П, Эдик К, Данил К, Леша М, Ангелина С, Полина С, Дима К, Милена Б.) в той или иной степени наблюдались трудности не только при восприятии звуков, отсутствующих в речи, но и тех, которые произносятся ими правильно. Было отмечено и то, что дети испытывали трудности при воспроизведении звуковых цепочек, содержащих звуки, которые в речи подвергаются искажению.

При анализе результатов третьего задания (исследование дифференциации слов квазиомонимов) были получены следующие результаты:

80%( Ира Ж, Эдик К, Данил К, Леша М, Ангелина С, Полина С, Дима К, Милена Б.) в той или иной степени наблюдались трудности при дифференциации слов в состав которых входит звук, отсутствующий в речи со словами, содержащими звук заменитель. 20% детей (Кристина П. и Леша К.) не испытывали трудности и смогли дифференцировать все слова квазиомонимы.

При проведении 4 задания ( Определение наличия звука в словах) получены результаты

все дети в разной степени затруднялись в определении звуков в словах.

30% детей( Ангелина С, Данил К, Леша М)- более половины заданий выполнили неверно- уровень ниже среднего.

40% детей (Милена Б, Полина С, Дима К, Эдик К) – половина заданий были верны- выполнили задания на среднем уровне.

30% детей (Ира Ж, Леша К, Кристина П) выполнили задание на уровне выше среднего- допускали негрубые ошибки.

В ходе проведения 5 задания (Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи) получены результаты: было выяснено, что в 100% случаев дети не могут отличить правильное произношение от неправильного в том случае, если логопед имитирует нарушение звукопроизношение, характерное для данного ребенка. В 60% случаев дети могли отличить правильное произношение от дефектного в том случае, если логопед имитировал дефект отличный от их собственного и в 100% случаев с правильно произносимыми и воспринимаемыми звуками.

При выполнении всех заданий наибольшую успешность (80% успешности- при выполнении заданий набрали по 16 баллов из 20 возможных) имели Кристина П и Леша К- у них уровень фонематического восприятия выше среднего. Выполняли задания на среднем уровне успешности следующие дети экспериментальной группы: Эдик К, Дима К и Полина С (60% успешности- при выполнении заданий набрали по 12 баллов из 20 возможных), Ира Ж (75% успешности- набрала 15 баллов из 20), Милена Б ( 65% успешности- набрала 13 баллов из 20) – у этих детей средний уровень фонематического восприятия. Наименьшую успешность в выполнении заданий имели Данил К и Леша М ( 30% уровень успешности- набрали по 6 баллов из 20), Ангелина С ( 35% успешности- набрала 7 баллов из 20) у этих детей уровень фонематического восприятия ниже среднего.

Таким образом, для проведения констатирующего эксперимента была использована методика, разработанная М.Ф.Фомичевой. Эксперимент состоял из 5 заданий:

  1. Выделение определенного звука из цепочки звуков.
  2. Воспроизведение за логопедом слоговых сочетаний.
  3. Дифференциация слов квазиомонимов.
  4. Определение наличия звука в словах.
  5. Услышать разницу между правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:

Высокого уровня фонематического восприятия у детей экспериментальной группы нет, уровень выше среднего у 20% детей (Кристина П., Леша К.), со средним уровнем 50% детей (Эдик К., Дима К., Полина С.,Ира Ж., Милена Б.), с уровнем ниже среднего 30% детей ( Данил К., Леша М., Ангелина С.), с низким уровнем фонематического восприятия детей нет.

Мы выявили, что для детей характерны нарушения восприятия не только нарушенных в произношении, но и правильно произносимых звуков.

Наибольшие трудности вызвали задания на узнавание заданного звука в словах, чем в звуковых цепочках.

На формирование фонематического восприятия у детей вторично влияют недостатки звукопроизношения, а также низкий уровень развития речевого внимания.

Преодоление нарушений развития фонематического восприятия требует целенаправленной логопедической работы в ходе специально организованного обучения с использованием специальных коррекционных упражнений и заданий.

Категория: Логопедия
27.02.2016 09:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!