СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Описание опыта педагогической деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Государственное учреждение образования

«Гимназия имени Я. Купалы»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ РАЗНООБРАЗНЫЕ ВИДЫ УСТНОГО СЧЁТА»

Мороз Татьяна Николаевна,

учитель начальных классов

8(044)775-10-33

e-mail: [email protected]

Мозырь, 2014

Математика является одной из важнейших наук на земле, и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Проблема совершенствования методики устных вычислений при обучении детей математике всегда была и остается актуальной. Поэтому учителю необходимо формировать у детей вычислительные навыки, используя различные виды устных упражнений. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При выполнении устных упражнений развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции. Устный счет находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.[2, с. 65] Он помогает переключать ученика с одной деятельности на другую, готовить учащихся к изучению новой темы, можно организовать повторение и обобщение пройденного материала.

Во время устной работы ученик эффективно учится устанавливать связи между объектами, явлениями, сравнивать, обобщать их, развивает память, наряду с этим развивает и гибкость мышления, учится контролировать свои рассуждения.

Высокая культура устных вычислений имеет немаловажное значение для облегчения письменных вычислений, обеспечивая их правильность и экономя время.

Применение устного счёта при обучении математики на I ступени общего среднего образования прививает интерес к предмету, формирует прочные вычислительные навыки и развивает личностные качества ребенка. Создание определенной системы повторения ранее изученного материала дает учащимся возможность усвоения знаний на уровне автоматического навыка.

Таким образом, целью опыта является: выявление эффективных способов формирования вычислительных навыков на I ступени общего среднего образования через использование различных видов и приёмов устного счёта.

Определены следующие задачи:

1.Подобрать оптимальные виды устных упражнений для успешного формирования навыков устного счета. 2

2. Сформировать навык приёмов устного счёта при работе над задачами, уравнениями и математическими выражениями, способствующий формированию прочных вычислительных навыков.

3. Определить эффективность разработанных заданий, дидактических игр.

Начав работу по данной теме в 2012 году, я рассмотрела организацию занятий по устному счёту, изучила требования к проведению устного счёта, разработала поурочные задания для закрепления навыка устного счёта учащихся 1 класса, которые можно использовать на занятиях по математике в 1 классе. Задания составлены по учебному пособию «Математика» для 1 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения автора Т.М. Чеботаревской.

Я определила, для того, чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Кроме того, вычислительные навыки успешно формируются у учащихся при создании в учебном процессе определённых условий: использование наглядности, электронных учебных пособий, схем, таблиц, индивидуальных карточек, раздаточного материала. Освоение нового возможно только на прочно усвоенных знаниях предыдущего материала. Процесс овладения вычислительными навыками довольно сложен: сначала учащиеся усваивают тот или иной вычислительный приём, а затем в результате тренировки учатся достаточно быстро выполнять вычисления, а в отношении табличных случаев – запомнить результаты наизусть.[6, с. 34].

На устный счёт на каждом уроке отвожу 7 –10 минут и стараюсь проводить его в форме игры, соревнования или хотя бы ввести элемент занимательности. Устный счёт является неотъемлемой частью в структуре урока математики.

3

Устные упражнения подбираю к теме и цели урока. В зависимости от этого определяю место устного счёта на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формирования вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то провожу в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения призваны закрепить изученное на данном уроке, то провожу устный счёт после изучения нового материала.

Чем меня привлекают устные упражнения:

  • дают возможность охватить большой объем материала за короткий промежуток времени;
  • позволяют по реакции класса в тот или иной мере судить об усвоении материала, готовят к изучению нового, помогают выявить ошибки;
  • помогают учащимся настроиться на работу;
  • повышают интерес к предмету;
  • большой % учащихся получает возможность ответить, проверить правильность решений.

Очень часто устный счет я включаю и в проверку домашней работы. Примеры, которые решали учащиеся дома, записываю на доске без ответов. Тетради у детей закрыты. Примеры решаются устно, ответы записываются на доске. Затем учащиеся открывают свои тетради и проверяют ответы.

Быстрота счёта возникает в результате длительных упражнений. Для того, чтобы избежать однообразного повторения одних и тех же упражнений, которые порождают скуку на уроках и притупляют интерес к предмету, использую разнообразные упражнения и приёмы, соответствующие развитию быстроты вычислений. Применяю следующие дидактические приёмы: использование наглядных пособий, создание проблемной ситуации, дидактические игры, занимательный материал. В рамках дифференциации и индивидуализации обучения использую работу в парах, группах, индивидуальную работу. Применяю методы поощрения и стимулирования ученика с опорой на положительное в личности каждого. 4

Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. В своей практике для устного счёта подбираю упражнения по следующим направлениям:

1.Работа с математическими выражениями

2.Решение задач

3. Устные упражнения при работе с уравнениями

4.Использование занимательных упражнений

Для формирования вычислительных навыков в пределах 100 на сложение и вычитание я использую классную (большую) и индивидуальные таблицы. Я называю вычислительные задания для всех: один учащийся – за доской, а остальные работают на партах, прикрывая соответствующие числа фишками (или геометрическими фигурами). В конце такого математического диктанта – проверка, взаимопроверка, оценивание (Приложение 1).

Очень эффективно применение перфокарт «Математический тренажёр». У каждого учащегося находится карточка с числовыми выражениями. Дети меняются карточками, решают задания другого варианта и заполняют столбец. На решение отводится 1 минута.

Математические тренажёры дети используют в школе, дома. Это даёт возможность быстро отрабатывать вычислительные навыки и проверить знания по теме у всего класса, занимая минимальное количество времени. Учащиеся могут проверить знания друг у друга, могут сами оценить свою работу.

Часто использую счёт цепочкой при изучении многих тем, начиная с 1 по 4 класс. Примеры могут быть разного вида: на сложение и вычитание, умножение и деление, порядок действий. Учащимся даётся возможность быстро, не тратя время, проверить вычислительные навыки у соседа ( работа в парах), возможность ответить каждому ученику. (Приложение 5)

При решении примеров использую дифференцированные задания: предлагаю учащимся примеры различной сложности и использование разных приёмов вычисления, предоставляя им право выбора, деформированные примеры, в

5

которых один из компонентов восстанавливается по результату и другому компоненту, деформированные примеры с дальнейшим усложнением, деформированные примеры, где неизвестен знак действия. ( Приложение2)

Основное значение упражнений на нахождение значений выражений - выработать у учащихся твёрдые вычислительные навыки.

Для устной работы включаю задачи разных видов (содержание задач представляю схематически, в виде таблиц или краткой записи ) (Приложение 3)

Чтобы не было автоматического решения, я предлагаю несколько похожих задач с одинаковыми вопросами, но решаемых по-разному. Например:

  1. На тарелке лежало 9 пирожков. Света положила ещё 2 пирожка. Сколько пирожков стало на тарелке?
  2. На тарелке лежало 9 пирожков. Света переложила 2 пирожка на другую тарелку. Сколько пирожков стало на первой тарелке?

Часто на своих уроках я предлагаю учащимся задачи, которые по данным нельзя решить. Например: « В школьном саду росли деревья: 6 яблонь и 12 груш. Сколько всего килограммов яблок и груш собрали школьники осенью?

Учащиеся свободно высказывают свои мысли, даю возможность ответить всем желающим.

При решении задач я использую числовой материал, отражающий успехи нашей республики в различных отраслях народного хозяйства, науки культуры, экономике, что способствует расширению кругозора учащихся, обогащению новыми знаниями об окружающей действительности. Устное решение задач подбираю так, чтобы в одних случаях они служили подготовкой учащихся к решению новых видов задач, а в других – способствовали бы закреплению умения решать задачи ранее встречающихся видов.

Предлагаю при решении задач следующие задания:

Даны вопросы к задаче.

- Выбери тот вопрос, на который ты бы хотел ответить?

6

Учащимся показываю только ответы. Необходимо определить номер данной задачи.

Учащимся предлагаю решение задач в виде выражения, определить номер соответствующей задачи;

-изменить вопрос так, чтобы задача решалась иначе;

-составить задачу на данное действие.

Хорошие результаты даёт при диктанте задач применение таблиц «Диктант задач», где учащиеся записывают ответы задачи в нужный столбик, а внизу при проверке ставят отметку (в 3 – 4 классах), или знаки «+», «-» (в 1 – 2 классах), при этом анализируют, какой вид задачи ими усвоен, а над чем необходимо ещё работать.

Также диктанты задач провожу в виде тестов.

В качестве устных упражнений использую и различные виды работы с уравнениями. Уравнения предлагаю в разных формах, например:

  1. Решите уравнение 24 : х = 3.
  2. Из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
  3. Найдите неизвестное число: 73 - х = 73 - 18.

4)Я задумала число, умножила его на 5 и получила 85. Какое число я задумала?

Из данных чисел 20, 4, 24 составь равенства, а затем все возможные уравнения, составить из простого уравнения сложное.

Для успешного формирования устных навыков эффективно использовать занимательные упражнения. Дети выполняют все предложенные задания с удовольствием. В качестве занимательного материала использую игры, задачи на сообразительность и т.д.[4, с. 5].

Например, игра «Не зевай». Я использую её для проверки знания табличных случаев умножения и деления. Суть игры: учитель называет пример на табличные случаи умножения или деления и кидает мячик кому-нибудь из учеников. Ребёнок ловит мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю.

7

Аналогично ведётся работа со всем классом. Главной особенностью этой игры является возможность увлечь сразу весь класс и проверить знания каждого учащегося.

Игра «Решето»

Для закрепления навыков табличного умножения и деления интересно проводить игру «Решето». Суть игры: встают ученики одного ряда и по очереди говорят таблицу умножения, например на 4:

2?4=16, 4?5=20 т.д.

Ученик, который правильно назвал пример из таблицы и ответ, садиться на место, а тот, который ошибся, т.е. остаётся в решете. Эта игра помогает выявить ученика, который не усвоил ту или иную таблицу.

Игра «Математический цветок».

На каждом лепестке написаны цифры, на сердцевине - действия. Приемы работы с данным пособием:

а) Счёт 2, 3,4,5. Если это таблица умножения на 5, то счёт 5. Если таблица умножения на 3, то счёт 3 и т.д.

б) Игра «Заполни окошки», неизвестен второй множитель, назвать его при решении примеров на умножение и на деление.

Очень любят мои учащиеся игру « День и ночь»

Дети с закрытыми глазами выполняют вычисления. Например: сумму чисел 2 и 6 уменьшить на 4, увеличить на 3, прибавить 5, отнять 6. Сколько получится?

Работа с датой

Каждый день учащиеся записывают в тетрадь дату учебного занятия и вид работы, делая это без особого желания и интереса. А можно уже с первых минут урока рассмотреть число как математическую единицу. Например:

26 ноября

- Сколько в числе 26 десятков и единиц?

-Сколько единиц нужно добавить, чтобы в числе стало 8 десятков?

-Что можете сказать о числе? 8

- На сколько единиц больше, чем десятков?

- Увеличьте это число на 2 единицы, на 2 десятка.

Парная работа

Такая форма занятий даёт возможность ученику за 2 минуты проконтролировать свои знания и знания соседа. Я использую её на этапе устного счёта.

У пары на парте два конверта с карточками, на которых записаны примеры (на сложение и вычитание в пределах 20, на сложение и вычитание в пределах 100, табличные случаи умножения и деления) с правильными ответами. Ученик (1 вариант) смотрит на карточку, читает пример соседу, сосед устно считает и даёт ответ. Ученик сверяет ответ соседа с тем ответом, который написан на его карточке, оценивает словесно («правильно», «молодец») и приступает к следующему примеру. Затем, по сигналу учителя, учащиеся меняются ролями.

Данная игра служит для усвоения учащимися таблицы умножения. Она способствует наглядно, легко и быстро запомнить составляющие таблицы умножения, так как ответы представлены в виде цветка.

При проведении устного счёта я использую задачи в стихотворной форме. Эти упражнения оживляют работу класса, активизируют внимание учащихся, вносят элементы занимательности. Рифмованные задачи помогают усваивать таблицы сложения и вычитания, умножения и деления.

Учащиеся помогают друг другу, советуются, доказывают, обобщают и делают выводы. Итак, можно сделать некоторые выводы: от учителя требуется глубокое знание основ обозначенной проблемы, знание возрастных и психологических особенностей младших школьников, умение применять разнообразные формы и методы обучения, система работы с семьёй.

Результаты моей работы показали, что элементы занимательности и наглядности в обучении способствуют формированию прочных вычислительных навыков, активизируют память, мышление, развивают

смекалку, больше учащихся получают возможности ответить, проверить

9

правильность решений. Как показала практика, используя различные устные упражнения, учащиеся лучше усваивают тему урока, активнее считают и идут на контакт учителя, воспринимают материал более осмысленно, занимаются с интересом. За урок выполняют большой объём работы. Успешно овладевают этими приёмами вычислений и ученики, имеющие трудности в обучении, они лучше работают на уроках. Именно поэтому систематическое использование устных упражнений на уроках математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков учащихся.

Обобщая полученные результаты, можно говорить о том, что приёмы обучения, которые я использую в работе, дают свои положительные результаты.

Во втором классе мною проведены диагностические срезы на выявление вычислительных навыков. По результатам работ были построены диаграммы, которые наглядно отображают уровень сформированности вычислительных навыков. Дети, которые испытывали трудности, начали проявлять интерес к предмету, повышать свои учебные достижения, свободно составляют простые задачи (в устной форме). Решили задачу в 1 классе без ошибок 50%, во втором классе 70%. (Приложение 6)

Анализируя учебные достижения учащихся 1 класса (КУС), целью которого является: закрепление нумерации чисел в пределах 20, можно сделать следующие выводы. При выполнении заданий на сложение и вычитание чисел в пределах 20 из 25 учащихся, которые выполняли задания, без ошибок справились 17 учащихся, это 68 %. Во 2 классе устный счёт проводился с целью закрепления нумерации в пределах 100. Справились без ошибок 20 учащихся (80 %). Сравнительный анализ первой и второй контрольных работ показал, что результаты значительно улучшились, что позволяет говорить о необходимости систематически использовать устные упражнения на уроках математики (Приложение 7).

По результатам проделанной работы видно, что использование данных

10

видов упражнений и наглядности в обучении активизируют память, мышление, развивают смекалку. Систематическое использование устных упражнений на уроках математики положительно влияет на формирование вычислительных навыков учащихся, повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, делает процесс обучения интересным и доступным.

По данной теме выступала на заседании МО учителей начальных классов. Обобщила опыт работы по теме «Устный счёт как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности младших школьников на уроках математики». Вычислительные навыки помогают не только повысить качество запоминания и осознания изучаемого материала, но и делают процесс обучения интересным и доступным. Систематическое использование данных видов упражнений и наглядности в обучении способствует формированию вычислительных навыков на 1 ступени общего среднего образования, активизируют память, мышление, развивают смекалку. Благодаря спланированному изучению научно-методической литературы по данной теме, разработанной и апробированной системы устных упражнений, на основе анализа работы по данной проблеме, проведённой диагностики, я пришла к выводу, что мой опыт работы по формированию вычислительных навыков на уроках математики через систему устных упражнений является эффективным.

11

Литература

1. Загурская, Е.Л. Использование активных форм и методов обучения в работе с младшими школьниками / Е.Л. Загурская, - Начальная школа. – 2001. - № 4. – С.65 – 69.

2. Зайцева, О.П. Роль устного счёта в формировании вычислительных навыков и в развитии личности ребёнка / О.П.Зайцева // Начальная школа. – 2001. - № 5. – С. 65 – 69.

3. Ковалевская, Н.Л. Математика в стихах и загадках: 1 – 4 классы / Н.Л.Ковалевская. – Минск: Аверсев, 2007. – 68 с.

4. Мазурова, М.В. Дружно играем – себя развиваем / М.В. Мазурова. - Мозырь: Белый ветер. 2000. - 84 с.

5. Мавлютова, Н.Р. Устный счёт. 2 класс: пособие для учителей / Н.Р.Мавлютова - 3-е изд. – Мозырь: Белый ветер. 2007. – 115 с.

6. Фаттахова, З.Н. Устный счёт с интересом/ З.Н. Фаттахова // Начальная школа. Плюс до и после. – 2008. - № 7. – С. 51 – 54.

7. Фурсова, Р.И. Для устного счёта / Р.И. Фурсова // Начальная школа – 2003. - № 10. – С. 45 – 48.

27.06.2015 14:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!