СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
На последнем уроке литературы в 7-м классе читали «Севастополь в декабре месяце» Льва Толстого. Увидев на доске портрет седобородого писателя, Абдул стал изощряться в своём остроумии, обыгрывая смешную, по его разумению, фамилию, но скоро присмирел, когда услышал, что этот человек в молодости был офицером-артиллеристом и сражался в осаждённом Севастополе. И вот мы по тексту пытаемся представить ту обстановку, возникает много вопросов ( кто такие «пластуны черноморских батальонов»? почему в окопах матросы и морские офицеры? где и почему затоплены корабли?)
Перечитываем строки: «Вглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твёрдом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства». О каких чертах русского характера говорит писатель и ощущаете ли вы в себе или в своих окружающих такие качества?
На этот раз «отличился» Юра: он подталкивает Абдула и говорит мне: «А почему Вы его тоже спрашиваете, он же не русский?» Отвечаю твёрдо и сразу:
- Он говорит на русском языке. Он думает на русском языке. Он видит мир так, как видят его русские люди. Значит – он русский человек. Он дагестанец и русский в одно и то же время.
Возражений не последовало.
© 2015, Змановская Надежда Дмитриевна 367