© 2019, Романова Антонина Ивановна 477
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ
Романова А.И., педагог-организатор
ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ»
В статье рассматривается проблема безопасности дорожного движения, планирование и организация мероприятий по профилактике дорожного травматизма, а также принципы в подготовке подростков к безопасному участию в дорожном движении.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, образовательная среда, правила поведения на дороге, безопасность.
Проблема безопасности дорожного движения на сегодняшний день является в России одной из наиболее актуальных. Детский дорожно-транспортный травматизм в списке причин гибели людей от несчастных случаев стоит на первом месте.
Данные социологов доказывают, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только практические умения прогнозировать, предвидеть опасности на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами позволяют обеспечить безопасное поведение на дороге. Особую роль при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма играет формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Безусловно, огромную роль в формировании безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения играет образовательная среда. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому необходимо создавать условия, направленные на воспитание сознательного отношения к поведению на дороге и формирующие соблюдение Правил дорожного движения как нормы поведения. Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.
При интеграции знаний и навыков по воспитанию безопасного поведения на дороге важно помнить, что если владение материалом по основам безопасности жизнедеятельности, его практическая необходимость и жизненная значимость имеет своё персональное значение для детей и подростков, то знание и выполнение правил дорожного движения имеют непосредственное актуально-практическое значение для их жизни и здоровья.
Обязательными принципами в подготовке детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Образовательная среда – это сочетание намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося[1, с. 12].
Образовательная среда, созданная в Казанском суворовском военном училище, направлена на формирование культуры и навыков безопасного поведения суворовцев на дороге, формирование сознательного и ответственного отношения к культуре личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; профилактика подросткового дорожно-транспортного травматизма; пропаганда Правил дорожного движения; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.
В связи с этим образовательная среда училища позволяет решить следующие задачи:
Занятия по тематике безопасности дорожного движения проводят воспитатели, педагог-организатор, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, МЧС России.
В зависимости от возрастных особенностей суворовцев предполагаются как групповые, так и индивидуальные формы организации занятий, а также проведение массовых мероприятий через реализацию творческих возможностей воспитанников. С этой целью используются такие формы проведения занятий, как КВН, конкурсы, фестивали и др.
На младших курсах (5-6 классы) занятия, формирующие культуру безопасного поведения на дороге, проводятся в рамках внеурочной деятельности в форме беседы с суворовцами, в ходе которой после изложения воспитателем теоретического материала воспитанники переходят к обсуждению обозначенной темы, приводят аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрируют вовлечённость в воспитательный процесс.
Суворовцы старших курсов активно участвуют в различных конкурсах социальных проектов, направленных на формирование культуры безопасного поведения на дорогах. Одним из таких проектов является акция «Автомобиль. Дорога. Пешеход», подготовленная суворовцами 1 и 2 рот.
Согласно статистическим данным в 2017 году в России под колесами автомобилей погибло 19 тысяч человек, Пешеходы стали участниками 53 тысяч ДТП. Наиболее частая причина аварий с участием пешеходов – это переход дороги в неположенном месте.
Казанское суворовское военное училище расположено в той части города, где находятся множество учебных заведений. Вблизи училища имеются четыре пешеходных перехода, два из них регулируются светофорами, два же не регулируются. Но, несмотря на наличие пешеходных переходов, взрослые и маленькие пешеходы нередко дорогу переходят в неположенном месте.
В период подготовки и проведения акции совместно с сотрудниками 146-й территориальной ВАИ проведены следующие мероприятия:
- беседы «Маленький пешеход» с суворовцами 5-7 классов;
- инструктажи «Безопасные каникулы» с суворовцами 5-11 классов;
- акция «Каждому суворовцу - светоотражатель!» (выдача светоотражающих браслетов);
- изготовление плаката «Мы – за безопасность на дорогах!»;
- вручение пешеходам памятки «Я – ответственный пешеход!»;
- акция «Автомобиль. Дорога. Пешеход», направленная на сокращение нарушений ПДД со стороны пешеходов.
Целью акции являлось привлечение внимания всех участников дорожного движения к проблеме безопасного пересечения пешеходами проезжей части, способствует сокращению числа нарушений правил дорожного движения, как со стороны несовершеннолетних, так и взрослых пешеходов. Подобные акции помогают суворовцам становиться грамотными и ответственными участниками дорожного движения.
Таким образом, образовательная среда Казанского суворовского военного училища эффективно формирует культуру безопасного поведения детей и подростков на дорогах, кроме того, она способствует формированию активной жизненной позиции и чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь близких и друзей.
Список литературы:
© 2019, Романова Антонина Ивановна 477