СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Образовательная среда формирования безопасного поведения детей на дорогах

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ НА ДОРОГАХ

Романова А.И., педагог-организатор

ФГКОУ «Казанское суворовское военное училище МО РФ»

В статье рассматривается проблема безопасности дорожного движения, планирование и организация мероприятий по профилактике дорожного травматизма, а также принципы в подготовке подростков к безопасному участию в дорожном движении.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения, образовательная среда, правила поведения на дороге, безопасность.

Проблема безопасности дорожного движения на сегодняшний день является в России одной из наиболее актуальных. Детский дорожно-транспортный травматизм в списке причин гибели людей от несчастных случаев стоит на первом месте.

Данные социологов доказывают, что формальное знание Правил дорожного движения обеспечивает детям и подросткам лишь около 10% необходимой безопасности. Только практические умения прогнозировать, предвидеть опасности на дороге и действовать в соответствии с возникшими обстоятельствами позволяют обеспечить безопасное поведение на дороге. Особую роль при рассмотрении проблемы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма играет формирование у детей и подростков культуры безопасного поведения на дороге, напрямую связанной с воспитанием общей культуры человека. Безусловно, огромную роль в формировании безопасного поведения детей на дороге и их становлению как участников дорожного движения играет образовательная среда. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются их недисциплинированность, незнание или несоблюдение ими Правил дорожного движения Российской Федерации. Поэтому необходимо создавать условия, направленные на воспитание сознательного отношения к поведению на дороге и формирующие соблюдение Правил дорожного движения как нормы поведения. Знакомство с Правилами дорожного движения является важным средством воспитания участников дорожного движения в духе дисциплинированности, ответственности, взаимного уважения и внимательности. Выполнение Правил дорожного движения создаёт предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов на дорогах.

При интеграции знаний и навыков по воспитанию безопасного поведения на дороге важно помнить, что если владение материалом по основам безопасности жизнедеятельности, его практическая необходимость и жизненная значимость имеет своё персональное значение для детей и подростков, то знание и выполнение правил дорожного движения имеют непосредственное актуально-практическое значение для их жизни и здоровья.

Обязательными принципами в подготовке детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении должны быть:

  • создание целостной преемственной педагогической системы обучения детей Правилам дорожного движения для формирования личностно-замотивированного отношения к соблюдению ПДД и культуры безопасного поведения на дороге;
  • взаимодействие образовательных организаций с социально-педагогической средой;
  • учёт возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков для формирования психологической установки на необходимость соблюдения ПДД и применение навыков, полученных в повседневной жизни;
  • общественно и личностно значимые мотивы деятельности;
  • совместная деятельность педагогов, учащихся и их родителей;
  • организационные формы и методы обучения, соответствующие образовательным задачам и психовозрастным особенностям учащихся;
  • закрепление получаемых знаний путём формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Образовательная среда – это сочетание намеренно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности обучающегося[1, с. 12].

Образовательная среда, созданная в Казанском суворовском военном училище, направлена на формирование культуры и навыков безопасного поведения суворовцев на дороге, формирование сознательного и ответственного отношения к культуре личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения; профилактика подросткового дорожно-транспортного травматизма; пропаганда Правил дорожного движения; воспитание негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения.

В связи с этим образовательная среда училища позволяет решить следующие задачи:

  • повысить у суворовцев уровень знаний Правил дорожного движения Российской Федерации;
  • способствовать усвоению суворовцами требований разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов, пассажиров и велосипедистов;
  • сформировать у воспитанников систему знаний, умений и навыков, позволяющих учащимся безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
  • сформировать мотивационно-поведенческую культуру суворовцев как основу безопасности в условиях общения с дорогой;
  • сформировать общественно и личностно значимые мотивы безопасного поведения на дороге;
  • выработать у подростков навыки осознанного понимания дорожных ситуаций и самостоятельного принятия адекватных решений в непрерывно меняющихся условиях движения;
  • воспитать грамотных, сознательных участников дорожного движения, которые не только сами не попадают в ДТП, но и помогут своим сверстникам стать внимательными, спокойными, тактичными и грамотными пешеходами;
  • сформировать у суворовцев дисциплинированность и чувство ответственности за свои действия на дороге;
  • выработать у суворовцев культуру безопасного поведения в транспорте и на дороге;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Занятия по тематике безопасности дорожного движения проводят воспитатели, педагог-организатор, учителя-предметники, а также приглашённые специалисты ГИБДД, МЧС России.

В зависимости от возрастных особенностей суворовцев предполагаются как групповые, так и индивидуальные формы организации занятий, а также проведение массовых мероприятий через реализацию творческих возможностей воспитанников. С этой целью используются такие формы проведения занятий, как КВН, конкурсы, фестивали и др.

На младших курсах (5-6 классы) занятия, формирующие культуру безопасного поведения на дороге, проводятся в рамках внеурочной деятельности в форме беседы с суворовцами, в ходе которой после изложения воспитателем теоретического материала воспитанники переходят к обсуждению обозначенной темы, приводят аргументы, подтверждающие их точку зрения, демонстрируют вовлечённость в воспитательный процесс.

Суворовцы старших курсов активно участвуют в различных конкурсах социальных проектов, направленных на формирование культуры безопасного поведения на дорогах. Одним из таких проектов является акция «Автомобиль. Дорога. Пешеход», подготовленная суворовцами 1 и 2 рот.

Согласно статистическим данным в 2017 году в России под колесами автомобилей погибло 19 тысяч человек, Пешеходы стали участниками 53 тысяч ДТП. Наиболее частая причина аварий с участием пешеходов – это переход дороги в неположенном месте.

Казанское суворовское военное училище расположено в той части города, где находятся множество учебных заведений. Вблизи училища имеются четыре пешеходных перехода, два из них регулируются светофорами, два же не регулируются. Но, несмотря на наличие пешеходных переходов, взрослые и маленькие пешеходы нередко дорогу переходят в неположенном месте.

В период подготовки и проведения акции совместно с сотрудниками 146-й территориальной ВАИ проведены следующие мероприятия:

- беседы «Маленький пешеход» с суворовцами 5-7 классов;

- инструктажи «Безопасные каникулы» с суворовцами 5-11 классов;

- акция «Каждому суворовцу - светоотражатель!» (выдача светоотражающих браслетов);

- изготовление плаката «Мы – за безопасность на дорогах!»;

- вручение пешеходам памятки «Я – ответственный пешеход!»;

- акция «Автомобиль. Дорога. Пешеход», направленная на сокращение нарушений ПДД со стороны пешеходов.

Целью акции являлось привлечение внимания всех участников дорожного движения к проблеме безопасного пересечения пешеходами проезжей части, способствует сокращению числа нарушений правил дорожного движения, как со стороны несовершеннолетних, так и взрослых пешеходов. Подобные акции помогают суворовцам становиться грамотными и ответственными участниками дорожного движения.

Таким образом, образовательная среда Казанского суворовского военного училища эффективно формирует культуру безопасного поведения детей и подростков на дорогах, кроме того, она способствует формированию активной жизненной позиции и чувства ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь близких и друзей.

Список литературы:

  1. Методическое пособие «Разработка интегрированного методического пособия по тематике безопасности дорожного движения».-2015-стр.12.
  2. Леванов Д.С. Изучение правил дорожного движения в основной школе.-2012-стр.1-14
  3. Селедев Р.С. Профилактика дорожного травматизма.-2017-стр.1-17
Категория: Внеурочка
16.12.2019 21:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!