СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивающая предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ или отдельно взятой группы на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, и в частности, требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Развивающая предметно-пространственная среда - это важнейшая составляющая для полноценного творческого развития детей. То, насколько она будет насыщена, функциональна и безопасна, зависит в первую очередь от творческого подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды воспитателей.

При организации развивающей предметно - пространственной среды в своей группе руководствуюсь следующими принципами, отраженными в п.3.3. "Требований к развивающей предметно-пространственной среде" Раздела III."Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования" ФГОС ДО:

1)Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, двигательную активность, эмоциональное благополучие ивозможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной среды и от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.

4) Вариативность среды предполагает наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагаетдоступность для воспитанников, всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс, а также свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому в своей работе я испытываю повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространственной среды в своей группе.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной к школе группе отвечает интересам и запросам детей. Я стараюсь, чтоб каждый день, прожитый ребёнком в детском саду, был наполнен положительными эмоциями, чтобы воспитанники могли найти себе занятие по душе, смогли реализовать свои возможности.

Одно из основных условий психического развития ребёнка – присвоение им общественно-исторического опыта человечества, который ребенок усваивает, в том числе и из окружающей обстановки, предметов представляющих собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. В дальнейшем это позволяет ему проявить первый полученный опыт бытия в семейном кругу и социальном окружении.

Развивающая предметно-пространственная среда – это составная часть развивающей среды дошкольного детства. В нашем детском саду большое внимание уделяется качественному формированию такого пространства. Развивающая предметно-пространственная среда в нашей подготовительной к школе группе разделена на центры, которые легко варьируются и трансформируются.

Для центра «Юный художник» отведено самое светлое, хорошо освещенное в группе место. Здесь воспитанники в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Полки заполнены необходимым изобретательным материалом. В распоряжении детей мелки, акварель, гуашь, кисти разной жесткости, бумага разной фактуры, картон, восковые свечи, трубочки и другой материал, т.е. нетрадиционное оборудование для различных техник рисования (набрызг, монотипия, рисование по сырому и др.)Здесь же есть место для небольшой выставки с образцами народного художественного промысла. Детские работы выставляются на всеобщее обозрение на стенде, к которому имеется свободный доступ. Нередко здесь же организуется персональная выставка работ того или иного ребенка, которые способствуют повышению самооценки. Наряду с детскими работами вывешиваются иллюстрации известных художников, воспитывающие эстетическое восприятие, развивают чувство цвета, композиции, интерес к живописи.

Центр театрализованной деятельности – важный объект развивающей среды. Как театр начинается с вешалки, так и у нас все начинается с "костюмерной". Здесь можно найти корону принцессы, волшебную палочку, меч-кладенец, невод старика, плащ человека-паука, парики троллей и ещё много других сказочных предметов. Попадая в волшебный мир театра, дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. А родители с удовольствием помогают в обновлении костюмов, атрибутов, готовят декорации к нашим маленьким, но таким важным спектаклям.

В центре музыкального развития предназначен для воспитания музыкально-эстетического восприятия и вкуса, приобщения к ценностям музыкальной культуры, развитию певческих навыков, слухового восприятия. Наличие различных игровых музыкальных инструментов усиливает желание играть на них, получать удовольствие от извлечения звуков, передачи ритма.

В центре музыкального развития большое разнообразие игровых музыкальных инструментов, дидактических игр и атрибутов:

музыкальные инструменты (маракасы, бубны, арфа, детское пианино, металлофон, коло­кольчики, треугольники,, барабаны и др.);

•портреты известных композиторов (П.И. Чайковский, С.С. Прокофьев, М.И. Глинка и др.)

•альбомы для рассматривания: «Народные инструменты», «Танцы народов мира»

•бутафорские инструменты (балалайка, гитара, домбра)

•музыкально-дидактические игры: "Узнай и назови", "Угадай, что звучит", «Назови композитора музыки», «Веселая пластинка», «Музыкальные птенчики» и т.д.;

•атрибуты для детского танцевального творчества, элементы костюмов к знакомым на­родным танцам (косынки, веночки, шляпы) и атрибуты к танцевальным импровизаци­ям по сезону (листики, снежинки, цветы и т.д.);

•магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков (классические мелодии, современные ритмичные мелодии, детские песни, пение птиц, звуки природы и т.д.)

Центр безопасности по значимости очень важный, так как связан с обеспечением безопасности жизни и здоровья детей. Цель его создания - формирование, развитие и повышение уровня компетентности безопасного поведения у маленьких граждан- участников дорожного движения и у воспитывающих их взрослых. Основная задача – привить навыки безопасного поведения на дорогах, сформировать правила поведения в общественном транспорте через различные виды деятельности (занятия, прогулки, экскурсии, развлечения) Центр безопасности оснащён необходимыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм, занятиям для закрепления знаний правил дорожного движения. Центр оснащен наглядными пособиями 9фланелеграф, плакаты, сюжетные картинки, светофоры, транспортные игрушки, конструкторы), атрибутами для сюжетно-ролевых игр (жезлы, свистки, фуражка полицейского, планшет с перекрестком, разные машины), дорожными знаками нагрудными и переносными ("пешеходный переход", "движение пешехода запрещено", "круговое движение", "остановка автобуса", "осторожно - дети", "пункт медицинской помощи", "пункт питания" и др.Хорошим дидактическим пособием служит пластиковая доска с разметкой улиц и дорог, на которой расположены мелкие модели пассажирского и грузового транспорта. Так же имеются в центре безопасности дополнительные материалы: диапозитивы, диафильмы, видеофильмы, раздаточный материал по темам, детская художественная и методическая литература.

Воспитатель регулярно проводит с детьми инструктажи по соблюдению правил дорожного движения, организует обучающие ми контрольно-проверочные занятия с целью выявления уровня знаний дошкольников, целевые прогулки по ознакомлению детей с дорожной азбукой, проводит экскурсии к посту ГИБДД, организует встречи с инспектором ГИБДД, выставки детского творчества, развлечения по ПДД, викторины, например, "Чем опасна дорога зимой?", "Что? Где?, Когда?", организует проекты: "Откуда появилась дорога?", "Мой самый любимый дорожный знак", "Из истории светофора".

Хорошим подспорьем при организации занятий и развлечений, а так же для игры в свободное время служат дидактические игры: "Светофор", "Найди знак", "Я пешеход - отличник", "Поездка по городу".

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть такой островок тишины и спокойствия, как центр книги. Как говорил С.Я. Маршак «Есть талант писателя, а есть талант читателя». Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать. Именно центр книги способствует накоплению читательского опыта и способностей, умению ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров.

В центре книги собраны произведения различных жанров, проза, стихи, произведения классиков, современных детских писателей (А.Гайдар, А.Барто, А.С. Пушкин, В.Осеева, М.Пришвин и др.). Также здесь находится познавательная литература: энциклопедические периодические издания популярных серий «В мире животных», «От А до Я», «Города и страны», «Вокруг света», «Чудо-глобус», «Энциклопедия животных», «Окружающий мир». В центре книги собраны различные аудиозаписи, которые помогают воспитать культуру слушания, порождают желание подражать, копировать, усиливают эмоциональный отклик на художественное слово. В свободное от занятий время воспитатель читает детям их любимые произведения, знакомит с новинками художественной и познавательной литературы, организует литературные викторины и вечера, тематические выставки (например, «Мои любимые книги», выставка одного писателя, «Мой любимый автор») Дети приносят книги из дома и рассказывают о том, что они прочитали, что наиболее интересно именно ему, рекомендуют ознакомиться другим, что укрепляет интерес к книге, как к источнику знаний. В группе организуются конкурсы поделок «Моя первая книжка-малышка». Центр книги дополняют портреты писателей и иллюстраторов.

В группе также выделены центры для сюжетно-ролевых игр - «Больница», «Семья», «Парикмахерская», «Ателье», «Автомастерская». Атрибуты к играм подбираются так, чтобы создать условия для реализации интересов детей в разных видах игр. Эстетичность и изысканность оформления, современность материалов вызывают у дошкольников желание играть. Подобранный игровой материал позволяет комбинировать различные сюжеты, создавать новые игровые образы. Здесь же уместны игры-драматизации по знакомым сказкам, тем более что для них созданы необходимые условия.

Центр экологии служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. Здесь подобраны натуральные природные объекты (песок, глина, почва, камни, ракушки и др.) С подгруппой дошкольников проводятся наблюдения, простые опыты и занятия природоведческого характера, делаются ежедневные зарисовки. Экспериментально-познавательная деятельность направлена на формирование познавательной активности через опыты, которые помогают реализовать детям свои познавательные способности в интересной игровой форме, обогатить словарь, развить коммуникативные умения, интерес и активность.

В ходе экспериментально-познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями. В ходе экспериментальноой работы дети под руководством воспитателя проводят измерения, изучают вещества, движение, свет и цвет, звук и слух, магнетизм, исследуют взаимосвязи человека и природы. Для этого в центре экспериментально-познавательной деятельности оснащен измерительными приборами (весы, линейки, мерные стаканы, термометры, часы), глобусом, атласом, различными плакатами, образцами различных материалов (керамика, стекло, пластмасса, дерево, металл), зеркалом, линзами, магнитами, металлическими предметами и предметами из других материалов.

Яркий, весёлый, с нестандартным оборудованием центр физической культуры гармонично вписывается в пространство групповой комнаты. Он пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Здесь дошкольники могут заниматься и закреплять разные виды движений: различные виды прыжков, метаний, подлезаний, игры с мячиками, скакалками и т.д. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей. Центр физической культуры оснащен мячами различного диаметра, скакалками, обручами, кольцебросами, кольцом и горизонтальной мишенью для метания, массажными мячиками и ребристыми дорожками, массажными ковриками, набивными мячами, масками для игр, мешочками с камешками, степами. В процессе занятий и игр мы ипользуем различные здоровьесберегающие технологии: логоритмику, массаж и самомассаж, динамические паузы, дыхательную гимнастику, коррегирующие упражнения, цветные физкультминутки.

Строительный центр расположен вместе с физкультурным уголком. Он занимает немного пространства, достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что легкие модули легко перемещаются в любое место. Содержимое строительного уголка(конструкторы разного вида,кубики, крупный и мелкий деревянный строительный материал, схемы и чертежи построек) позволяет организовать конструктивную деятельность с большой группой воспитанников, подгруппой и индивидуально, развернуть строительство на ковре либо настоле. Дети всегда с удовольствием занимаются постройками, обыгрывая их, комбинируя с другими видами деятельности (в сюжетно – ролевых играх, играх – драматизациях,ручном труде ).

Таким образом, разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе, мобильность развивающей среды способствует качественному росту творческих способностей, эмоциональному, интеллектуальному и физическому развитию воспитанников.

Единственный недостаток в таких детских садах,как наш,нехватка пространства,очень мало места для численности 28 детей .Детские сады в которых есть спальни более соответствуют стандарту и в таких группах легче сделать ППРС.

Я люблю свою группу, своих воспитанников, хочу, чтобы каждый воспитанник находил себе занятие по душе, мог себя реализовать и чувствовал себя, как дома.

15.12.2019 19:46


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!