СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта по теме экология и здоровье.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме «Экология и здоровье на уроках технологии»

Внимание к здоровью школьников заметно возросло в последние годы. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но сегодня проблема стоит особенно остро. Год от года возрастают учебные нагрузки, досуг всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм, что приводит к гиподинамии, нарушениям осанки и зрения. О росте числа юных курильщиков, потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится.  Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает  консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. Важную роль в экологическом просвещении и воспитании играет образовательная область   «Технология». Экологические проблемы рассматриваются в различных разделах: «Технология обработки конструкционных материалов», «Культура дома», «Технология обработки ткани», «Технология обработки продуктов». Разделом «Производство и окружающая среда» в 11 классе завершается формирование экологической, здоровьесберегающей культуры. Над темой  Здоровьесбережение и экология на уроках технологии,  работаю более пяти лет.

Актуальность моего опыта прежде всего выражается в практико – ориентированной деятельности.

Начиная работу в русле здоровьесберегающей педагогики, ставила следующие задачи:

  1. Организация учебного пространства кабинета в соответствии с требованиями СанПиНов.
  2. Постоянное внимание к охране зрения и осанки.
  3. Включение в цели урока элементов оздоровительной направленности как в организации, так и в содержании.
  4. Обеспечение интереса к своему предмету и урокам, их привлекательности.
  5. Учёт индивидуальных особенностей учащихся, особое внимание к детям группы риска, одарённым, больным.
  6. Чередование труда и отдыха, смена одних форм труда другими в планировании урока.
  7. Приоритет методам самопознания и развития, свободного  выбора перед методами принуждения.
  8. Максимально возможное использование методов обучения с минимализацией рутинных видов деятельности.

Экологическое образование  - это духовное развитие личности, самосознание своего «Я», в общей системе, это возрождение в детях желания учиться, познавать, исследовать, творить.

Активное развитие уровня мышления  у учащихся, привитие интереса к своему предмету достигается мной путём внедрения в методику преподавания новейших педагогических технологий. Ток- шоу , ролевых игр.

Ролевые игры позволяют школьникам приобретать социальный опыт в принятии экологически грамотных решений, навыки разрешения сложных эколого – нравственных ситуаций в практической жизни, усваивать правила поведения в природе. В Ток – шоу «Экоквартира»  которое проводилось в

7 –х классах, в качестве обязательного элемента присутствовала имитационная модель реального учёного совета.  Наряду с имитационной моделью присутствовали объекты имитации представляемые конкретной деятельностью : врач- эколог, химик-эколог, физик- эколог, фитодизайнер.

Содержанием игры ставятся реальные экологические проблемы. Важно и то, что игра становится сферой сотрудничества, сотворчества учителя и учеников, средство самовыражения и проба сил. Урок – конференция на тему «мода и экология» вызвал большой интерес учащихся 8 класса. На уроке рассмотрели понятие техносфера, которая включает в себя и одежду.

Выявили техногенные опасности и экологические направления в моде. Особый интерес вызвала демонстрация одежды под девизом

«Экологический стиль»

Для стимулирования познавательного интереса, активизации мыслительной деятельности в своей работе я применяю  интегрированные технологии структурной единицей которых является  блок уроков по темам: «Экология – наука о доме»,  «Качество строительных товаров»,  «Излучения в квартире»

«Вредные и полезные продукты питания»,  «Здоровая одежда».

Блок состоит из следующих видов: лекция, беседа, практическая работа, зачёт. Интересная форма работы внедряемая мной в практику, разработка и защита проектов. Проектная деятельность учащихся это один из способов развития их творческих способностей. Такая деятельность предоставляет ученикам самостоятельность, способствует развитию целого ряда ценных качеств личности. Для её осуществления необходимо проявление творческой активности, а не простое действие по алгоритму.

В 2006 году, с учащимися 10 класса разработали проект «Утилизация бытовых отходов»

Основной  идеей была -   разработка творческих проектов по вторичному использованию бывших в употреблении вещей( бытового мусора),

Мы поставили перед собой цель выявить возможности использования бывших в употреблении вещей для использования их в новом качестве.

Над проектом учащиеся работали в урочное и внеурочное время. В результате, из бытового мусора получились замечательные изделия прикладного искусства, которые украсят любой интерьер. В процессе работы

над проектом учащиеся вели разъяснительную работу среди учащихся школы и жителей микрорайона о вреде бытового мусора и опасности экологического загрязнения окружающей среды. Выпустили листовки, расклеили в микрорайоне. Организовали мастер- классы по демонстрации приёмов и способов превращения бытового мусора в красивые и полезные изделия.

     

 

 В 11 классе изучая раздел «Экология  производство и окружающая среда»  учащиеся расширяют знания  о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии его трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества. Эти знания содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономному использованию природных ресурсов. Учащиеся создают презентации, пишут рефераты и исследовательские работы.

На уроке изобразительного искусства в 5 классе предложила учащимся создать быль - сказку  на тему «Спасём наш мир».  Главной целью было воспитание чувства прекрасного, любви к родному краю Научить воплощать ход мыслей в результат, анализировать процесс творческой работы,изображать стихию (пожар, огонь, дым).

Коллективно обсуждались сценарий и технические моменты данной работы).  Было дано задание придумать сказку – быль . На уроке учащиеся выбрали лучший сюжет сказки, и распределили между собой задания.

Так как класс большой рисунков получилось много, был произведён отбор лучших. Следующий этап - анимация рисунков на видеоредакторе.

(Можно использовать стандартную программу для анимации, которая входит в пакет программ Windows XP). Поиск и подбор звуков. Поиск подходящей музыки.Озвучивание на той же программе. Корректировка и редактирование.Сохранение данной работы в нужном формате (использовали для сжатия видео кодек DivX® codec)

Работа над фильмом это не только интересное художественное творчество, но и действенное средство познания природы, развитие мышления и воспитание чувств.

Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях урочной и внеурочной деятельности, средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов, помочь ребятам раскрыться и реализовать себя. Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней, а так же забота о своём здоровье и здоровье окружающих.

 

Ермолина Елена Анатольевна Учитель технологии МБОУ COШ№1 г.Нерчинска

 

24.02.2015 09:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!