СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Реализация проекта "Экологическое воспитание школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Пояснительная записка.

Планета наша огромна. И за целую жизнь не может человек обойти её всю, от края до края. Только полюбив свою родную природу, человек сможет полюбить весь мир. Это – наша родная планета. Сколько на ней прекрасного и удивительного: и бескрайние просторы, и леса, и горы, уходящие в небо, и синие-синие моря… А жителей на ней – не счесть, и каждый из них – маленькое чудо! Но часто люди забывают об этом, и тогда – дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные, всюду кучи мусора…то это пагубно влияет на экологию. И, может быть, вы подумали: «И что с того?» Но на самом деле это относится к каждому человеку на Земле и к вам в том числе, так как навредив окружающей среде, мы приносим вред своему же здоровью, поэтому нужно задумываться о последствиях. Это относится и к нашему поселку. Альметьевский район славен живописными уголками природы. Река Зай, протекающая на территории района, мелкие речки, многочисленные озёра и пруды, роскошная дубрава, холмистая возвышенность Урсалатау, смешанные леса по берегам реки Зай придают местности особую красоту. Не случайно Альметьевскую землю называют «Маленькой Швейцарией». С этим может согласиться каждый, кто хоть раз там побывал.

Экологическая ситуация, сложившаяся в нашем районе, заставляет задуматься и вызывает необходимость проводить и пропагандировать природоохранную работу, как среди учащихся школы, так и за её пределами.

Воспитание экологического сознания - непростая задача.

Главная цель - формирование у населения экологического мировоззрения и экологической культуры поведения взамен господствующего в настоящее время потребительского мировоззрения.

В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

  • Формирование экологического мышления;
  • Формирование творческой инициативы в решении экологических задач и проблем;
  • Организация и проведение природоохранных и просветительских акций;
  • Привлечение к экологическим проблемам внимания со стороны прессы, населения и власти района;

Реализация проекта: отрядом «Экологический бумеранг» (учащиеся 7,9,11 классов), под руководством учителей биологии, химии, географии.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный; 2 этап – практический (исследовательский); 3 этап – обобщающий; 4 этап – информационно – просветительский.

II. Подготовительный этап проектной работы.

Отряд делился на творческие, проблемные группы в соответствии с направлениями и задачами проекта. Перед каждой группой ставилась задача по реализации разработки проекта.

Обобщение экологического просвещения и распространение природоохранных идей нашей школы включает в себя:

А. подбор и исследование школьных архивных материалов (фото-, видео- и печатных материалов) по вопросам экологического просвещения.

Б. определение и создание структуры проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей»:

  1. мини-проекты
  2. научно-исследовательские работы
  3. экологический десант
  4. учебно-опытный участок
  5. творческая деятельность
  6. арт-профи форум
  7. объединение дополнительного образования детей «Путешествие с домашними растениями»
  8. учебный курс «Здоровье человека и окружающая среда»
  9. экскурсии в музеи и природу.

III. Реализация проекта.

1. Мини-проекты.

Проект воспитывает правильное отношение к здоровому образу жизни, а также трудолюбие, умение работать в команде, быть лидером, выполнять разные роли и обязанности, способствует эстетическому воспитанию школьников, привитию любви к природе, бережного отношения к результатам своего труда и труда других людей.

За исследуемый период в нашей школе были реализованы следующие проекты:

  1. «Мечта» (практико-ориентированный проект по благоустройству территории района);
  2. «Мы сами своими руками» (бизнес-проект в сфере растениеводства);
  3. «Мой район – моя гордость» (бизнес-проект в сфере науки, медицины, образования, культуры и досуга, информационно-телекоммуникационных технологий и оказания услуг);
  4. «Выгонка тюльпанов в комнатных условиях» (практико-ориентированный проект);
  5. «Руку дружбы – роднику» (прикладной проект);
  6. «Исследование экологического состояния родника и его восстановление» (социальный проект)
  7. «Съедобные кормушки для птиц» (практико-ориентированный проект);
  8. «Доброе сердце – добрые поступки» (практико-ориентированный проект по благоустройству района).

2. Научно-исследовательские работы.

Экологическое образование и воспитание через учебно-исследовательскую деятельность — взаимообусловленный процесс. С одной стороны, сама исследовательская деятельность базируется на компонентах экологической культуры, с другой — в результате этой деятельности происходит повышение эффективности экологического воспитания подрастающего поколения. На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром XXI век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды».

Исследования по следующим темам:

  1. «Экология водных ресурсов АМР РТ»;
  2. «Влияние человека на развитие популяции Дуба черешчатого»;
  3. «Влияние электромагнитного излучения бытовых приборов и сотовой связи на живые организмы»;
  4. «Живая и мёртвая вода: сказка или быль»;
  5. «Определение качества мёда в домашних условиях»;
  6. «Река Зай – жемчужина России»;
  7. «Влияние разных видов активированной воды на агротехнику растений»;
  8. «Приспособленность растений к жёстким условиям среды"

3. Учебно-опытный участок

В соответствии со школьными программами по биологии, технологии, окружающему миру и другим учебным дисциплинам учебно-опытный участок нашей школы имеет следующие отделы:

  1. производственный;
  2. цветочно-декоративный;
  3. отдел начальных классов;
  4. овощной;
  5. плодово-ягодный;
  6. коллекционный;
  7. экологический;
  8. дендрологический.

В этих отделах обучающиеся учатся выращивать различные сельскохозяйственные, цветочно-декоративные растения, ставят с ними опыты.

Экологический отдел предназначен для проведения экскурсий, ознакомления с различными видами растений, условиями их произрастания, способами размножения, агротехникой и практическим значением, что способствует бережному отношению к природе и экологическому воспитанию школьников.

4. Экологический десант.

А. де сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц» сказал: «Есть такое правило: встал, умылся, привел себя в порядок — приведи в порядок свою планету». Апрель — время экологических субботников, подготовка к празднику День Земли. К празднику всегда надо быть чистым и красивым. Мы украшаем территорию своего города, проводим экологические субботники, на которых убираем парк, памятник погибшим воинам, территорию города, сажаем деревья и цветы.

Рекомендованные работы:

  1. Санитарные пятницы.
  2. Акция «Чистый берег» (очищаем берег реки Зай от оставленного людьми мусора после своего пребывания).
  3. Акция «Посади свое дерево» (посадка плодовых деревьев на территории школ учащихся 1 классов вместе со своими родителями).
  4. Акция «Больше чистого воздуха» (посадка деревьев и кустарников по периметру школы). Участие в Марше парков.
  5. Экологические десанты по благоустройству территории школы.
  6. Волонтёры. (Помогаем благоустраивать пожилым людям и ветеранам войны их приусадебные участки).
  7. По завершению мероприятий подводятся итоги, результаты которых можно увидеть на сайте школы и в школьной газете «Школомания» и журнале «Экология в школе».

5.Творческая деятельность.

В каждом городе большой простор для творчества учащихся. Регулярно проходят естественнонаучные декады, целью которых является привлечение детей к активной практической природоохранной деятельности, творческое развитие учащихся; воспитание экологической культуры и активной жизненной позиции.

В ходе декады можно реализовать:

  • Просветительская деятельность – пропаганда экологических знаний среди учащихся и педагогического коллектива.
  • Практическая природоохранная деятельность, связанная с санитарной уборкой прикрепленных территорий.
  • Учебно-исследовательская деятельность, направленная на изучение экологического состояния школьного двора, посёлка.

Основной подход – деятельность и творчество.

Организация мероприятй:

  1. Областной конкурс рисунков и плакатов, посвящённый Международному дню лесов «Птицы – друзья леса».
  2. Областной конкурс детского творчества «Чистая вода – здоровое будущее».
  3. Районный и областной фотоконкурс «Мир глазами детей».
  4. Районный и областной фотоконкурс «Мир заповедной природы».
  5. Районный и областной фотоконкурс «Наш дом - Земля».
  6. Мероприятия в рамках Международного форума «Чистая вода»: «Глоток чистой воды», «Голубое богатство планеты», «Голубое чудо», «Урок чистой воды», «Вода – какая она?», «Берегите воду», «Чистой воде – да!»
  7. Международный Детский Творческий Фестиваль «Апельсин».
  8. Всероссийский игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа», «Гелиантус».
  9. Региональный конкурс «Дикие животные края».
  10. Школьные конкурсы: «Краски осени», «Праздник урожая». «Осенняя ярмарка», «День Птиц», «Невероятное путешествие знатоков природы», «День Земли» и др.
  11. Листовки по экологическому просвещению и распространению природоохранных идей среди школьников и населения посёлка.

6. «Арт-Профи Форум».

Цель: повысить престиж рабочих профессий и специальностей, связанных с природоохранной деятельностью, подготовить учащихся к осознанному выбору профессии.

  1. Областной конкурс «Арт-Профи Форум» (социальный проект «Руку дружбы – роднику!»)
  2. Экскурсии на предприятия района ( в рамках промышленного туризма).
  3. Школьный проект «PRO 100 профессий», «Галерея трудового почёта и славы».

7. Объединение дополнительного образования детей «Путешествие с домашними растениями».

Цели:

  • дать представление о разнообразии целебных свойств и красоте комнатных растений;
  • научить детей различать комнатные растения, прививать любовь и бережное отношение к природе;
  • расширить знания учащихся о правилах ЗОЖ;
  • развивать навыки коллективной работы в группах.

Итогом работы станет систематизация школьной коллекции комнатных растений в ходе следующих мероприятий: «Зелёные спутники человека – кто они?», «Получите, друзья, документы!», «Откуда эти пришельцы?», «Многообразие комнатных растений», «Как узнать в лицо зелёного друга», «Кому где лучше живётся.».

8. Учебный курс «Здоровье человека и окружающая среда».

В период глобального обострения экологической ситуации в мире в результате антропогенного воздействия на природу, когда под угрозу поставлена экологическая чистота продуктов питания и жизнь на планете, важен новый взгляд на природоохранную деятельность школьников как на компетенцию и фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе.

Отставание села от города по условиям и уровню жизни населения в условиях экономического кризиса и после него, потребительское отношение к природе и ее ресурсам требуют принятия неотложных мер по формированию природоохранной компетенции у подрастающего поколения.

В ходе учебного курса можно провести ряд мероприятий:

  1. «Влияние пищевых добавок на здоровье человека» (информационно- исследовательский проект)
  2. «Изготовление различных сортов мыла и исследование их качества» (научно-исследовательская работа)
  3. «Влияние компьютерных шумов на психофизическое состояние организма и способы их устранения» (научно-исследовательская работа)
  4. «Влияние электромагнитного излучения бытовых приборов и сотовой связи на живые организмы» (проект)
  5. «Влияние излучения мобильного телефона на живые организмы» (исследовательская работа)
  6. «Чем утолить жажду в летнюю жару? (исследовательский проект)
  7. «Воздействие безалкогольных газированных напитков на здоровье человека» (исследовательский проект)
  8. «Чипсы – лакомство или яд?» (исследовательский проект)
  9. «Жевательная резинка – польза или вред? (исследовательский проект)
  10. «Блендамет – реклама и действительность» (исследовательский проект)
  11. «Определение качества губной помады разных фирм- производителей»
  12. Общешкольный и районный конкурс рисунков и плакатов на тему: «Здоровым быть модно!»

9. Экскурсии в природу.

Активизации массовой природоохранной деятельности способствует проведение экскурсий в природу и музеи вашей области.

  1. Учащиеся с интересом знакомятся с растительным миром нашего края, посещая экологический музей, Ботанический сад.
  2. Экскурсии по экологической тропе школы, заповедные и исторические места города и его окрестностей.

24.11.2021 14:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!