СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

О гуманном отношении к животным

Нажмите, чтобы узнать подробности

Звучит песня « Просьба» в исполнении Сережи Парамонова.

  1. Объявление темы занятия.

Здравствуйте, дети. Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем занятии?

Ответы детей:

  • .- Я думаю, что мы будем говорить о животных.
  • . - На этом классном часе речь пойдет о бережном отношении к природе и животным.
  • А как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?

-Да. Я очень люблю животных. Они такие милые и беззащитные.

-Когда я буду взрослым, я обязательно заведу себе собаку и буду о ней заботиться.

Н.Н. -Наша задача состоит в том, чтобы каждый осознал необходимость не только бережно относиться к животным, живущим с нами рядом, но и вставать на их защиту. Когда я готовилась к сегодняшнему разговору, то мне в руки попало маленькое стихотворение Звездослава. Послушайте пожалуйста.

« Я сорвал цветок - и он увял.

Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.»

  • . - Вот так бы каждый! Не было бы тогда жестокости на Земле.

Н.Н. – Да, ребята. Вы правильно поняли суть девиза нашего занятия. Каждому встать на защиту живого, беззащитного существа. Чтобы встать, быть на вершине этого гуманного поста, надо, в первую очередь, научиться понимать и оценивать поступки окружающих. В жизни вы часто встречаетесь со сложными ситуациями, когда не знаете как поступить. На классных часах мы с вами обсуждаем подобные ситуации, учимся выходить из них, стараться расти добрыми, отзывчивыми, уметь сочувствовать и сопереживать, жить, не причиняя никому боли.

Артем. Одни наши поступки – теплые, несущие в себе доброту и радость. Другие – холодные, злые, от которых всем становится плохо. Сделаем что – то хорошее – люди вокруг нас радуются, им становится тепло и светло. Сделаем плохое – люди огорчаются, им становится холодно, не хочется с нами общаться. Поэтому мы учимся жить так, чтобы всем людям рядом с нами было хорошо.

  1. Это касается не только людей, но и животных. Сегодня мы говорим об отношении человека к животным, которых мы видим на улице. Им всем бывает очень трудно без помощи человека.

Лера. А как часто люди выбрасывают на улицу кошек и собак, когда они им надоедят, когда они устанут за ними ухаживать. Очень больно такое видеть!

  • Есть такая фраза, которая встречается в произведении Экзюпери «Маленький принц» «Мы в ответе за тех, кого приручили». Жаль, что не все ей следуют.

2.Разговор об ответственности человека за животное. Обсуждение стихов.

Ира. По этому поводу есть стихотворение « Забытый котенок». Послушайте.

Забытый котенок.

Все мяукал котенок

Во дворе под кустом.

Как хотелось котенку,

Чтоб позвал кто – то в дом.

Вдруг с куста одинокий

Прошуршал желтый лист,

Показалось котенку,

Что позвали: « Кис – кис!»

Замирая от счастья,

Он помчался на зов…

Только дверь оказалась

Заперта на засов…

Н.Н. - О чем это стихотворение? Что случилось с котенком? Какие чувства испытывал котенок? Какие чувства возникли у вас по отношению к котенку? Какие чувства возникли у вас по отношению к бывшим хозяевам котенка?

Ответы детей.

Саша. Послушайте еще одно стихотворение и скажите, какими становятся эти выброшенные, никому не нужные животные ?

Бродячий пес с отвислыми ушами

С опущенным, ободранным хвостом,

С отчаянными грустными глазами

Тревожно засыпает под мостом.

Кто виноват, что пес тот недотрога,

Что не подпустит близко человека?

Не тот ли, что швырнул его с порога?

Иль маленькое тельце бросил в реку?

Н.Н. Итак, дети, какими же становятся эти животные? Как им живется?

Катя. - Животные становятся злыми, голодными, грязными.

Ира. - Зимой этим бедным животным очень холодно, они не подпускают к себе людей, не верят людям, не верят в доброту человека, раз их однажды уже обидели.

Карина.- Еще эти животные мучаются от голода, гибнут от болезней и под колесами машин.

Настя. - Когда бездомные животные, одичав, сбиваются в стаи, они становятся небезопасны для людей.

Лера.- К сожалению, в нашей жизни еще встречается много злых, жестоких, безответственных людей. Но давайте все же верить, что хороших людей больше.

Н.Н. Скажите, всегда ли мы можем принести домой бездомное животное?

Максим. - Нет. Животное может оказаться больным.

Света. -Нет. Нести ответственность за живое существо может лишь взрослый человек, который располагает определенными средствами и в состоянии обеспечить содержание живого существа.

Н.Н. - Чем же можно помочь таким животным?

Карина. - Таких животных можно подкармливать.

Саша. - Можно поставить теплую будку и попытаться найти хозяев для этих животных.

Н.Н. - Я согласна с вами, но, самое главное, не пополнять армию бродячих животных, быть ответственными, не выбрасывать их на улицу, объяснять своим друзьям, знакомым, что не надо заводить животное если вам лень или некогда о нем заботиться.

Настя. Я тоже часто испытываю отчаяние, когда не могу помочь бездомному животному. Об этом я нашла стихотворение и хочу вам его прочитать.

Прочтение стихотворения « Никому не нужен».

Н.Н. Да. Это очень печально, ведь несмотря на все заслуги перед человеком, по самым скромным подсчетам только лишь официальной статистики, на улицах крупных городов обитает до 30000 бездомных собак.

Максим. - Откуда же они там берутся ?

Н.Н. - Бывает, что люди приобретают щенка даже не задумываясь о том, что уход за ним требует времени, сил, финансовых вложений. Горе – хозяева не готовы тратить деньги на ветеринара, не желают рано утром вставать для прогулки с питомцем.

Света. - Бывает, что по незнанию приводят в дом собаку слишком сложной для собачника – новичка породы, например, какой – нибудь из бойцовых пород, и, не справившись с воспитанием, выставляют, ставшее неуправляемым животное, за дверь.

Саша. - Не менее жестоко и безответственно поступают и те, кто берет в дом щенка или котенка на время дачного сезона, а осенью избавляются от привязавшегося к новым « хозяевам» живого существа как от надоевшей плюшевой игрушки.

Артем. -А еще случается, что недостаточная породистость купленного щенка разбивает амбициозные мечты хозяев о выставках и наградах. Или бедолага выходит из моды как старый предмет интерьера.

-Хорошо, ребята. Из ваших суждений можно сделать вывод, что умеете вы судить жестокость, понимаете, что значит быть добрым, чутким, очень отрадно это слушать. Много защитников у животного мира,Каждый человек в какой – то степени не только оберегает, но, наверное своим примером учит других доброте. А между тем, животным установлены многочисленные памятники. Некоторые посвящены гуманному отношению к животным, есть за вклад в развитие науки, а также за неоценимую помощь в раскрытии преступлений. Итак, взгляните на экран.

1. В Санкт - Петербурге, во дворе Института экспериментальной медицины находится памятник с надписью: « От благодарного человечества», который был установлен в 1935 году по инициативе академика Павлова, посвященный безымянной собаке, внесшей вклад в развитие науки о человеке.

2. В 2007 году в вестибюле станции « Менделеевская» Московского метрополитена открыт памятник « Сочувствие», посвященный гуманному отношению к животным и дворняге по кличке Мальчик, жившей в подземном переходе у станции и жестоко убитой здесь в 2001 году.

3. В Париже, на реке Сене установлен памятник знаменитому сенбернару Барри, спасшему жизни 40 человек в Альпах.

4. В 2003 году в Тольятти установлен памятник «Преданности» псу, который 7 лет до самой смерти, ждал своих погибших хозяев на месте аварии.

5. В годы ВОВ овчарка Дик обнаружила 11 тысяч немецких мин и огромную бомбу, спрятанную в фундаменте Павловского дворца. Талант и выдержка Дика спасли жизнь тысячам солдат.

6. Собака Лайка – первое живое существо, побывавшее в космосе.

7. Белка и Стрелка – собаки, запущенные в космос на советском космическом корабле Спутник – 5 в 1960 году.

8. Знаменитостью в России был доберман Треф, который помог раскрыть 1500 преступлений.

9. Хатико – собака породы акита – ину. Символ преданности в Японии. Хозяин Хатико ежедневно уезжал в город на работу, и пес следовал за ним. Хатико каждый день сначала провожал его до входа на станцию Сибуя, а затем в 3 часа дня вновь возвращался туда, чтобы встретить его. После смерти хозяина в течение 9 лет по – прежнему приходил на станцию и ждал его там до поздней ночи.

11.Благодарные англичане установили в центре Лондона животным, погибшим в человеческих войнах, памятник с надписью « У них не было выбора».

Н.Н. Впечатляет, не правда ли ? И то что в настоящее время такие памятники продолжают открываться, свидетельствует о том, что нужно учить людей быть гуманными по отношению к нашим братьям меньшим.

О гуманном отношении к животным написано большое количество произведений. Я знаю, что вы для нас подготовили стихотворения замечательного поэта Эдуарда Аркадьевича Асадова. Пожалуйста, прочтите нам их.

3. Чтение стихотворений.

« Царица гусеница».

« Медвежонок».

« Стихи о рыжей дворняге».

Н.Н. Спасибо, ребята. Очень хорошие стихи вы подготовили. Видно, что животных вы очень любите и не причините им вреда. Также нашими младшими детьми подготовлена инсценировка « Сорока и заяц», которая показывает основную проблему, с которой сталкиваются животные зимой.

4. Пальчиковый театр « Заяц и сорока».

Артем. -Да, и в самом деле зимой бедным животным приходится очень трудно – холод, стужа, отсутствие корма. На эту тему есть замечательное стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц!»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой

Стайки на крыльцо!

Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Катя. - Ведь на самом деле: одной горсточки зерна, одной маленькой корочки хлеба иногда достаточно, чтобы спасти чью – то жизнь.

Ира. - Вот бы все люди понимали это!

5. Физминутка. Упражнение на синхронность и слаженность действий.

6. Результаты тестирования.

Н.Н. Вы имели возможность ознакомиться со своими результатами тестирования «Готов ли ты завести собаку?»

30 % из вас, как показало тестирование, любят животных и знают как с ними обращаться. Вашему питомцу, когда он у вас появится, будет хорошо с вами. Вы никогда не сможете предать живое существо, доверившееся вам. Остальные 70 % очень хотят во взрослой жизни завести животное, но плохо представляют себе возможные проблемы. Восполнить этот пробел в знаниях и умениях поможет памятка « Как стать двуногим вожаком ?»

Раздать памятки детям и гостям.

Карина. - Но ведь собаки иногда кусают людей ?

Н.Н. -Давайте разберемся, почему кусают собаки ? Одни кусают от отчаяния, будучи загнанными в угол, другие – охраняя своих щенков или свою пищу, третьи – принимая поведение человека как вызов.

Максим. - Кого чаще всего кусают собаки ?

Саша. Людей, которые от них убегают, людей, которые их ненавидят и на них кричат, а то и бьют, людей с неадекватным поведением, пьяных или находящихся под действием наркотических веществ.

Настя. Если человек спокоен, уверен в себе, неконфликтен, собака не станет причинять ему вред. При условии, что ее воспитывает адекватный человек. Ведь ответственность за то, как ведет себя животное, полностью лежит на его владельце.

Н.Н.В одном американском журнале было опубликовано обращение собаки к человеку. Вслушайтесь внимательно, ведь каждый пункт – это грамотная, гениальная формула идеального сосуществования человека и его братьев меньших.

Обращение собаки к человеку. ( читают Света и Лера.)

Н.Н. По поводу последнего пункта есть рассказ Сухомлинского « Дружок».

7. Моделирование этической ситуации.

Обсуждение рассказа В. Сухомлинского « Дружок» (проводит Саша).

8. Итог.

Н.Н. Дети, в русском народном фольклоре есть такая пословица –« Старую собаку не волком звать». Как вы думаете, какой смысл она содержит в себе?

Ира. Не относись к старой собаке враждебно, помни ее былые заслуги.

Настя. Когда собака была молодой, она охраняла человека, была ему другом и надо заботиться о ней до конца ее дней.

Лера. Век собаки очень короткий и она в этом не виновата. А как ты относишься к животным, так и к людям.Ведь никто не выгонит из дома своего родственника только потому, что он стал старым и немощным.

Н.Н. Да, вы все совершенно правильно поняли смысл этой пословицы. Молодцы. А теперь, в завершении нашего занятия, давайте послушаем песню в исполнении Светланы Копыловой, которая называется « Баллада о собаке».

Ира. Очень трогательная песня, я слез не смогла сдержать.

Света. Жалко, что чуть не произошла беда, прежде чем хозяин понял, что нельзя предавать собаку.

Н.Н. Эта баллада – хороший пример того, что мы все должны быть гуманными по отношению к братьям нашим меньшим.

Категория: Внеурочка
20.10.2015 11:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!