СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Необходимость реализации принципа системности и непрерывности коррекционно – развивающего процесса через обучение родителей детей с ОВЗ индивидуально ориентированным основам коррекционной педагогики

Нажмите, чтобы узнать подробности

По данным Федеральной государственной информационной системы

«Федеральный реестр инвалидов в Свердловской области» численность детей инвалидов от 0 до 18 лет на 01.02.2021 г. составляет – 20 048 человек.

Родители ребенка с инвалидностью, находясь в трудной жизненной ситуации, не всегда адекватно оценивают состояние и перспективы развития ребенка. В этих случаях семье трудно преодолеть кризисное состояние и оказать ребёнку необходимую помощь как для его полноценного физического и психического развития, так и для его психологического самочувствия. Освоение детьми с ОВЗ социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных мотиваций и знаний, дополнительных навыков и мер, средств и усилий. Неоспоримым является факт, что коррекционно – развивающая работа – это процесс длительный, многолетний, в особенности для детей с интеллектуальными нарушениями, поэтому родителям необходимо включаться в процесс обучения и воспитания с первых лет жизни ребёнка и продолжать его всю жизнь. Ребенок постоянно находится во взаимодействии с родителями: в быту, в процессе передачи знаний, опыта, в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. По мнению доктора педагогических наук, профессора МПГУ Архиповой Е.Ф.: «Успешная коррекционная работа с ребенком с интеллектуальными нарушениями невозможна без определенного специального образования родителей. Именно абилитационная компетентность позволит родителям осуществлять не только уход за ребёнком, но и эффективно выстраивать процесс его развития, проводить коррекционные мероприятия с учётом особенностей его здоровья, возрастных особенностей и особенностей его личности».

Безусловно, существуют центры помощи таким семьям, но, бюджетные организации даже в условиях города ограничены в своих ресурсах. Особенно остро эта проблема стоит в малых городах Урала и Сибири, где родители часто оказываются «один на один» с проблемой развития своего «особого» ребенка, поскольку в образовательных организациях отсутствуют дефектологи, логопеды, психологи, специалисты по сенсорной интеграции, готовые оказать именно обучающую помощь.

Областной центр реабилитации для детей и подростков «Талисман» с ОВЗ в год посещает 800 детей – это всего 3,5 % от числа инвалидов до 18 лет в Свердловской области.

Напряжение и тревога родителей нарастают по мере взросления ребенка, поэтому крайне важна своевременная помощь, чтобы избежать серьезных психологических проблем у родителей и трудностей в семейных отношениях. Кроме того, систематические поездки в областные города, где есть реабилитационные центры — это дополнительная финансовая и временная нагрузка, а материальное положение таких семей довольно слабое.

Многие родители испытывают недостаток в качественных информационных ресурсах по проблеме развития и воспитания своих детей, так как в связи с пандемией Короновируса социальная и образовательная среда сейчас претерпевают значительные изменения, а источники сети Интернет крайне разрознены и бессистемны.

Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. «Вся работа специалистов должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей» – пишет Александр Рувимович Маллер, доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования», один из авторитетнейших специалистов в области образования детей-инвалидов с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Маллер Р.М. настаивает на том, что всю психотерапевтическую работу с матерью необходимо проводить одновременно с обучением её конкретным приемам коррекционной работы.

Позитивным фактором для решения данной проблемы сегодня являются интерактивные технологии общения, которые доказали свою эффективность и незаменимость в определенных обстоятельствах. Данные технологии нужны для осознанного и заботливого содействия родителям в том, чтобы они смогли научиться достигать желаемых целей коррекционно – развивающего процесса для «особых» детей через раскрытие собственного педагогического потенциала.

Существует положительный опыт применения подобных технологий. В 2020 году СРОО «Солнечные дети» реализовала проект «Особый путь» - онлайн школа для родителей. 30 семей получили качественную помощь специалистов в части обучения детей с интеллектуальными нарушениями.

Это позволяют сделать технологии коучинга, которые пролонгируют коррекционно – развивающее воздействие на ребенка в условиях семьи при отсутствии возможности офлайн консультирования специалистов.

Поэтому формат онлайн занятий – оптимальная форма обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку у семей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, появляется возможность проконсультироваться у специалиста, получить подробный план последующих действий. Данная форма работы позволит сформировать у родителей необходимые компетенции для подбора, планирования и реализации коррекционных программ развития своего «особого» ребенка в домашних условиях и самое главное – поможет родителю осознанно направить свои знания и возможности на процесс развития ребёнка.

  1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушениями интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология. 2004. №3. Козлова Т. З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто я?»// Социальная идентификация личности. – Т.2: Книга 1/ Ред. коллегия: В.А. Ядов (отв.ред.). – М.: Институт социологии РАН, 1994. – С. 137-138
  2. Маллер А. Р., Цикото Г. В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Академия, 2003.
  3. https://sfri.ru/
  4. https://arkhipovaef.ru/povyshenie-abilitaczionnoj-kompetenczi/
28.07.2021 11:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!