СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Немного из нейропсихологии. Морфогенез мозга

Нажмите, чтобы узнать подробности

Масса мозга при рождении составляет примерно 390 г у мальчиков и 355 г у девочек и увеличивается соответственно до 1353 и 1230 г к моменту полового созревания. Наибольшее увеличение мозга происходит на первом году жизни и замедляется к 7–8 годам, достигая максимальной массы (примерно 1400 г) у мужчин к 19–20, а у женщин – к 16–18 годам. При рождении у ребенка полностью сформированы подкорковые образования и те области мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от периферических частей анализаторов. Скорость роста коры во всех областях мозга наиболее высока в первый год жизни, но в разных зонах она заметно отличается. У трехлетних детей клетки коры значительно дифференцированы, а у 8-летних – мало отличаются от клеток взрослого человека. По некоторым данным, от рождения до 2 лет происходит активное образование контактов между нервными клетками через синапсы и их количество в этот период выше, чем у взрослого человека. К 7 годам их число уменьшается до уровня, свойственного взрослому. Более высокая синаптическая плотность в раннем возрасте рассматривается как основа усвоения опыта. К 5–7 годам в основном сформированы не только полушария головного мозга, но и функциональная асимметрия в деятельности мозга. Процесс миелинизации, по завершении которого нервные элементы готовы к полноценному функционированию, в разных частях мозга происходит неравномерно. В первичных зонах анализаторов он заканчивается довольно рано, а в ассоциативных – затягивается на значительный срок. Формирование большинства функциональных мозговых структур, способных реализовать психические функции – нейронных ансамблей, заканчивается в 18 лет, кроме лобной доли, где этот процесс завершается к 20 годам, а в префронтальных участках еще позднее. С точки зрения функциональных возможностей мозга раньше всех в эмбриогенезе закладываются предпосылки для становления кожно-кинесте-ти¬ческого и двигательного анализаторов. В кожно-кинестетическом анализаторе первые два года – это этап формирования целевых специализированных действий. Способность к тонкому анализу проприоцептивных (кинестетических) раздражений появляется с 2–3 месяцев и развивается до 18–20 лет. Слуховые рецепторы начинают функционировать сразу после рождения, а на стыке 1–2 лет происходит усиленное образование условных рефлексов на речь. Специализация зрительных полей в первые 3–4 года невелика, существенно увеличивается и достигает максимума к 6–7 годам.

Категория: Всем учителям
18.12.2019 17:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!