СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации (2 слайд).
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: (3 слайд)
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный
Цель мониторинга уровня сформированности УУД: (4 слайд).
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.
Задачи мониторинга: (5 слайд)
1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;
2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;
3.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;
4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;
5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;
6.Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.
Объекты мониторинга: (6 слайд)
-Универсальные учебные действия младших школьников;
-Психолого- педагогические условия обучения;
-Педагогические технологии, используемые в начальной школе
Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.
Области применения данных мониторинга:
данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.
Система критериев и показателей уровня сформированности УУД (7 слайд)
Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:
-Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
-Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;
-Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.
Методы сбора информации: (8 слайд)
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседа.
(Демонстрация образца папки по мониторингу (диагностике) УУД учащихся начальной школы) (9 слайд)
Оценка планируемых результатов
В мониторинг входит оценка уровня сформированности УУД учащихся (10 слайд)
Содержание оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме во всех предметных и метапредметных программах.
При этом важно оценить, может ли выпускник применить освоенное знание или умение в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, или он способен применить данное знание и умение в новой ситуации. С помощью заданий определить уровень достижения планируемых результатов: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).
Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.
Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий.
Для получения информации об уровнях подготовки обучающихся необходимо использовать в комплексных и предметных проверочных работах задания разного уровня сложности (базового и повышенного) по каждому планируемому результату.
Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа:
-по форме ответа;
-по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий;
-по используемым средствам при проведении работы;
-по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.
В процессе планирования реализуются следующие основные задачи:
анализируется значимость образовательных результатов для итоговой оценки, осуществляется их отбор таким образом, чтобы полностью охватывать все планируемые результаты.
В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам: (11 слайд)
- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).
- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.
- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.
-интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.
-самоанализ и самооценка обучающихся.
Литература и Интернет ресурсы:
1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва. Просвещение, 2011г
2. Л.Я.Желтовская. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.УМК «Планета знаний».Москва, «Астрель», 2011г.
3. http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10001519
4. http://ditionary.fio.ru
Автор работы: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №190» Папанова Светлана Юрьевна
Г.Н.Новгород 2013г
© 2015, Папанова Светлана Юрьевна 1417