СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие “мониторинг” пришло в педагогику из социологии. Образовательный мониторинг – это система организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации (2 слайд).

Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: (3 слайд)

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный

Цель мониторинга уровня сформированности УУД: (4 слайд).

получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга: (5 слайд)

1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3.Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4.Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования;

5.Обеспечение преемственности и единообразия в процедурах оценки качества результатов дошкольного и начального школьного образования в условиях внедрения ФГОС нового поколения;

6.Разработка и апробация системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на начальной ступени образования.

Объекты мониторинга: (6 слайд)

-Универсальные учебные действия младших школьников;

-Психолого- педагогические условия обучения;

-Педагогические технологии, используемые в начальной школе

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Области применения данных мониторинга:

данные, полученные в ходе мониторинга используются для оперативной коррекции учебно- воспитательного процесса.

Система критериев и показателей уровня сформированности УУД (7 слайд)

Критериями оценки сформированности универсальных учебных действий у обучающихся выступают:

-Соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

-Соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям;

-Сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Методы сбора информации: (8 слайд)

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседа.

(Демонстрация образца папки по мониторингу (диагностике) УУД учащихся начальной школы) (9 слайд)

Оценка планируемых результатов

В мониторинг входит оценка уровня сформированности УУД учащихся (10 слайд)

Содержание оценки определяется содержанием и структурой планируемых результатов, представленных в обобщенной форме во всех предметных и метапредметных программах.

При этом важно оценить, может ли выпускник применить освоенное знание или умение в простых знакомых ситуациях, которые встречались в учебниках и на уроках, или он способен применить данное знание и умение в новой ситуации. С помощью заданий определить уровень достижения планируемых результатов: базовый (или опорный) и повышенный (или функциональный).

Базовый (опорный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью стандартных задач (заданий), в которых очевиден способ решения.

Повышенный (функциональный) уровень достижения планируемых результатов свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. Оценка достижения этого уровня осуществляется с помощью задач (заданий), в которых нет явного указания на способ выполнения, и ученику приходится самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.

Данная информация является основой для эффективной организации учебного процесса, учитывающего интересы и способности учащихся, а также определения направлений оказания помощи учащимся и выстраивания их образовательных траекторий.

Для получения информации об уровнях подготовки обучающихся необходимо использовать в комплексных и предметных проверочных работах задания разного уровня сложности (базового и повышенного) по каждому планируемому результату.

Для оценки достижения планируемых результатов используются задания разного типа:

-по форме ответа;

-по уровню проверяемых знаний, умений или способов действий;

-по используемым средствам при проведении работы;

-по форме проведения работы: задания для индивидуальной или групповой работы.

В процессе планирования реализуются следующие основные задачи:

анализируется значимость образовательных результатов для итоговой оценки, осуществляется их отбор таким образом, чтобы полностью охватывать все планируемые результаты.

В системе оценивания в начальной школе используются комплексно оценки, характеризуемые по разным признакам: (11 слайд)

- внутренняя (оценка, выставляемая педагогом, школой) и внешняя оценка (проводится, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательного учреждения и др., результаты которых не влияют на оценку детей, участвующих в этих процедурах).

- субъективные или экспертные (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.) и объективизированные методы оценивания (как правило, основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся), в том числе – стандартизированные (основанные на результатах стандартизированных письменных работ или тестов) процедуры и оценки.

- разнообразные формы оценивания, выбор которых определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, текущими учебными задачами; целью получения информации.

-интегральная оценка – портфолио, выставки, презентации – и дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения.

-самоанализ и самооценка обучающихся.

Литература и Интернет ресурсы:

1. А. Г. Асмолов. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Москва. Просвещение, 2011г

2. Л.Я.Желтовская. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.УМК «Планета знаний».Москва, «Астрель», 2011г.

3. http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10001519

4. http://ditionary.fio.ru

Автор работы: учитель начальных классов МБОУ «СОШ №190» Папанова Светлана Юрьевна

Г.Н.Новгород 2013г

05.04.2015 08:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!