СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

А.Н.Гулимова

МБНОУ «Гимназия № 18»,

Ленинск-Кузнецкий

A.N. Gulimova

Municipal Budget Non-typical Educational Institution "Gymnasium 18"

Leninsk-Kuznetskiy

E-mail:[email protected]

О.Ю. Путилина

МБНОУ «Гимназия № 18»,

Ленинск-Кузнецкий

O.U.Putilina

Municipal Budget Non-typical Educational Institution "Gymnasium 18"

Leninsk-Kuznetskiy

E-mail: TemaMatemaPut@ yandex.ru

Система оценки достижения планируемых результатов

освоения основной образовательной программы основного общего образования

System of assessing the achievement of planned results development of the basic educational program of the basic General education

Данная статья предназначена для учителей, работающих по новым образовательным стандартам в 5-7 классах. В статье представлен опыт работы по оценке предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

This article is intended for teachers working on new educational standards in grades 5-7. The article presents the experience evaluation of subject, metasubject and personal results of development of the educational program of the basic General education.

Ключевые слова: оценка; результаты обучения; предметные, метапредметные и личностные универсальные учебные действия.

Assessment; learning outcomes; subject, metasubject and personal universal educational actions.

Введение нового стандарта, предъявляющего новые требования к результатам освоения основной образовательной программы влечет за собой изменение подходов к оцениванию учебных результатов.

Кроме предметных контрольных работ, предполагается проведение метапредметных диагностических работ, которые требуют от ученика помимо познавательных, больше регулятивные и коммуникативных действий. Также совершенно новым стала диагностика результатов личностного развития. Поэтому, система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по математике заключается в комплексном подходе к оценке результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Для этого необходимо грамотно продумывать и организовывать промежуточную аттестацию обучающихся, итоговые предметные работы, комплексные работы по основным предметам, отслеживать индивидуальные достижения учащихся, проводить мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий.

Остановимся на оценке личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижений обучающихся в ходе их личностного развития. Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность по предмету, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.

Для этого мы определили основные критерии оценки (показатели развития) личностных (социальных) свойств:

- умение оценивать (выдвигать суждения о действиях, поступках, поведении на основе выбранных критериев, стандартов, условий),

- способность принимать ответственность,

- способность уважать других,

- умение сотрудничать,

- умение участвовать в выработке совместного решения,

- способность разрешать конфликты,

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательной деятельности: учебных предметов, курсов внеурочной деятельности.

Формы фиксации результатов оценки оформляются в виде:

- листов достижений,

- справок по результатам внутришкольного контроля,

- результатов тестов,

- мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий;

- характеристик обучающихся,

- портфолио.

На наш взгляд, наличие портфолио - одна из удобных форм представления оценки личностных результатов. Это сборник работ и иначе представленных результатов учащихся, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях (анализ продуктов деятельности - проектов, практических, творческих работ).

Оценивание метапредметных результатов

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса учебных предметов и курсов внеурочной деятельности. Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у учащихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью (умение учиться).

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур. Это итоговые проверочные работы по предметам или комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг уровня сформированности универсальных учебных действий, а также оценивание на уроке.

Начиная с 5 класса, в конце первого полугодия, затем в конце каждого года обучения проводится комплексная работа, которая включает такие предметы как обществознание, русский язык, математика, география. Учебные предметы могут дополняться из года в год. На основе текста учащимся необходимо выполнить ряд заданий по каждому предмету. Учителя-предметники обрабатывают работы учащихся и выставляют баллы, затем оценки в сводную ведомость.

Оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованную оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий представлены также в папках мониторингов на каждого учащегося.

Критерии оценки (показатели развития) метапредметных результатов (от 0 баллов до 2):

  • регулятивные: целеполагание, планирование, выбор средств достижения целей, самоконтроль, самооценка, коррекция своей деятельности;
  • коммуникативные: организация и планирование учебного сотрудничества, постановка и решение коммуникативных задач, развитие речевой деятельности;
  • познавательные: освоение основ проектно-исследовательской деятельности, развитие стратегий смыслового чтения, освоение методов познания.

Данные критерии помогают нам в организации подготовки к урокам, составлении заданий, контрольных комплексных работ, тестов. Такое оценивание очень полезно при коррекции знаний обучающихся, уже видно, на какие задания необходимо больше обратить внимание и включать в урок и во внеурочную деятельность.

Оценки за текущие работы, промежуточную аттестацию выставляются в журнал, а результаты комплексных работ, проектных работ вносятся в листы индивидуальных достижений.

Литература:

1. http://fgos.iro-rt.ru

2. ФГОС. Настольная книга учителя: Учебно-методическое пособие/ В.И. Громова, Т.Ю. Сторожева.– Саратов, 2013. – 120 с.

3.Валерий Окулич-Казарин, 2010-2013 http://yadi.sk/d/bZC_r2L5AvbtU

4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго по коления).

5. http://prosvpress.ru/2012/04/fgos-oo/

Категория: Математика
19.06.2018 17:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!