СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моему отцу

Нажмите, чтобы узнать подробности

МОЕМУ ОТЦУ

Учителю музыки,

Фёдору Фёдоровичу Колоде

посвящается.

Отец, как редко мы были с тобой откровенны, как часто нам не хватало времени на искренность. Я всегда стеснялся показать свою любовь, а ты, с присущей тебе деликатностью, никогда не требовал от меня проявления каких-либо чувств. Наши отношения растворялись в обыденности и повседневности. Прости, отец, я был не прав. Поверь, я помню всё, всё, что ты сделал для меня. Нет, неправильно, неточно, я помню, как ты создал меня. Глупый мальчишка, убегающий через окно с твоих уроков музыки, - это я. Полу хулиган, перематывающий струны рояля веревками, - это снова я. И крыса, выпущенная во время выступления нашего хора, - конечно, это я. А ты всё видел, всё знал и… прощал. Каким чувством, каким божественным озарением ты умел видеть в нас, беспутных мальчишках, будущих музыкантов!? Откуда в тебе это безошибочное ощущение спрятанных зёрен таланта. Ты никогда и некому не отказывал в помощи: с самыми бездарными, почти лишёнными музыкального слуха учениками ты просиживал часами, и ведь получалось. Постепенно ребенок раскрывался, приобретал твердость руки, ощущение мелодии. Нет, он не становился музыкантом, но ты добивался гораздо большего - он начинал жить в мире музыки. А если же ты ощущал в ком-то из нас божью искру, если чувствовал, что теплится в детской душе огонек музыки, ты становился неукротимым и ангельски всепрощающим. Мы не превращались в твоих любимчиков, скорее даже мы, как нам казалось, были самыми несчастными учениками. Ты позволял нам всё, кроме лени и фальши. Сочащиеся кровью подушечки пальцев, ломота в суставах, неимоверная усталость – это ещё не вся плата за общение с тобой. Во время твоих репетиций мы начинали ненавидеть и тебя, и инструмент. Но потом, на выступлении, когда мы просто утопали в аплодисментах, в ответной энергетике зала, мы всё прощали тебе, мы были счастливы. И это счастье дарил нам ты.

Странно, отец, но я не помню у тебя на столе каких-либо педагогических книг, но при этом твоя фантазия почти не имела границ: чего только ты не придумывал для своих учеников. Помнишь, украинские песни у вечернего костра на пустыре. Ты никого туда не затягивал, ты просто приходил туда сам и пел. А следом подтягивались твои ученики и студенты, и начинался концерт, такой естественный и лиричный, как и сама украинская песня. А вокальная импровизация на восходе солнца. Это был джаз, настоящий джаз-вокал, петь который нельзя на концерте, но вот так, утром на пригорке, когда весь город покрыт легкой туманной кисеёй, а солнце только-только зарозовело на крышах – это не казалось никому опасным и неправильным. Конечно, до поры до времени. Потом тебя ругали, запрещали, и ты больше не собирал студентов по утрам… целый год, пока не приходил следующий курс. А помнишь, обязательная вечерняя пьеска-настроение как итог дня. Ты это всегда делал сам, а следом за тобой в это втянулись и твои ученики.

Ты никогда не был против вроде бы антипедагогического, но такого привлекательного для подростков музыкального хулиганства. И конкурс на скоростное исполнение арпеджио, и исполнение на двух, трех инструментах этюда по принципу "кто быстрей и без ошибок", и пяти - шестиразовые модуляции в пределах одного музыкального произведения, и многое, многое другое. Ты всё подхватывал и превращал в интересные упражнения по развитию техники. А потом, целые музыкальные олимпиады, где ты смешивал творчество со спортивным азартом.

А еще в тебе всегда поражала предельная честность. Ты был ярым коммунистом, ты верил той идеологии, это было неотъемлемой частью тебя. Помнишь, ты, как и положено, запрещал нам слушать "Beatles", а потом, когда мы буквально заставили тебя прослушать "Yesterday", ты долго молчал, потом встал и извинился. Это в наших глазах был более чем поступок. Но более всего ты ненавидел фальшь и непрофессионализм. Ты не считал зазорным выступить в поле для трех механизаторов так же, как ты, в свое время, выступал перед президентами и ко

ролями освобождённых европейских стран от фашистского ига после окончания Великой Отечественной войны, в составе ансамбля песни и пляски Третьего Украинского фронта. Потому что ты всегда говорил, что неважно количество слушателей, если оно больше нуля, неважно, кто они – если ты настоящий музыкант, а любой концерт – это, прежде всего, подарок для тебя. Ты запрещал нам работать на концертах вполголоса, даже если этот концерт был на улице, на морозе. Ни в коем случае нельзя было выступать одетым не по форме: черное и белое для классического концерта, достаточно свободное, но опрятное и отглаженное - для эстрадного.

Уже студентами мы подрабатывали на танцплощадке парка. И однажды, гуляя с мамой, ты нас услышал, как мы «лабали". Ты долго стоял у забора, слушал, потом подошел в перерыве, весь бледный какой-то напряженный, и сказал: "Завтра, в семнадцать часов в репетиционном зале". И… выругался. Грязно, обидно. А особо обидно потому, что ты никогда так не ругался, ничто еще на нашей памяти тебя так не выводило из себя. А через четыре месяца почти ежедневной работы с тобой, мы становимся лауреатами областного конкурса, и нас приглашают работать в филармонию. Может все это в тебе оттуда, с фронта, когда вы жили без черновиков, каждый день набело, по максимуму, без права на дубль, потому что шли вы по грани, между жизнью и смертью.

Эх, отец, если бы ты знал, какой непереносимой ношей лежит на мне твой педагогический гений. Сравнивая тебя с собой, я понимаю, как мало я знаю, как мало я умею. Но, впрочем, поверь, ничего не пропало даром: ты даже не представляешь, в какой степени память о твоих уроках заменяет мне тома очень толстых и умных книг, где все правильно, очень научно, но как-то скучно, без души.

Я знаю, ты всегда видел для меня только два пути – быть профессиональным музыкантом или быть учителем. А я, со всей юношеской бесшабашностью, метался по жизни, хотел испробовать всего. Но в итоге ты снова оказался прав. Далеко не молодым человеком, умудренным жизненным опытом, я пришел в школу и в самодеятельность. Может быть, пришло время отдавать то, что я накопил? Не знаю, но я счастлив, надеюсь, счастлив так же как и ты в свое время, когда раздаривал себя, открывал свои и чужие души навстречу музыке, когда ты был

УЧИТЕЛЕМ и РУКОВОДИТЕЛЕМ. Впрочем, почему был?!

Учитель и Руководитель – это не процесс, это не трудовая деятельность, это состояние души, вечное и не переходящее. И спасибо тебе, отец, что ты дал понять, почувствовать это.

Категория: Музыка
07.02.2019 13:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!