СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках.

По моему мнению, верный путь повышения эффективности урока – это обеспечение единства его содержания и формы.

Ключевой проблемой повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учебной деятельности учащихся. Начав свою педагогическую деятельность, я задумалась над вопросом: каким же образом активизировать учащихся на уроке математики?

Известно, что обучение, как и всякий другой процесс, связан с движением. Движение в процессе обучения идёт от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Я думаю, что обучение не должно сводиться к механической “передаче” знаний, так как обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагог и ученик: преподавание и учение.

Отношение учащихся к учению характеризуется активностью.

Активность определяет степень “соприкосновения” обучаемого с предметом его деятельности. В структуре активности можно выделить следующие компоненты:

готовность выполнять учебные задания;

стремление к самостоятельной деятельности;

сознательность при выполнении заданий;

систематичность обучения;

стремление повысить свой личный уровень.

С активностью непосредственно связана ещё одна важная сторона мотивации учения учащихся - это самостоятельность.

В процессе своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники (в плане учебной деятельности), как правило, и более самостоятельные.

Управление активностью учащихся многие педагоги традиционно называют активизацией.

Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной стереотипной деятельности, спада и застоя в умственной работе.

Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.

Я в своей практике использую различные приёмы активизации познавательной деятельности.

Это разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.

На уроках я стараюсь создать ситуации, в которых учащиеся сами:

задают вопросы друг другу и учителю;

самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

отстаивают своё мнение;

выбирают вариант оценивания (тренировочная доска);

принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

анализируют ответы друг друга;

оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

находят несколько вариантов решения проблемы.

В своей работе я использую различные методы активизации познавательной деятельности, например:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации, которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов получаю от учащихся ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа, решения познавательных задач, формируют вывод.

Все эти методы действуют в органическом единстве и остаются актуальными и в наше время.

О некоторых средствах и методах повышения эффективности обучения и приемах активизации познавательной деятельности учащихся, которые используются мною, я хочу рассказать.

Например, я использую занимательные элементы на уроке.

Занимательный математический материал рассматривается мною и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы учителя на занятиях и вне их. Такой материал можно включать в основную часть урока по формированию элементарных математических представлений или использовать в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Элементы занимательности: игра, всё необычное, неожиданное - вызывает у детей богатое своими последствиями чувство удивления, помогает им усвоить любой учебный материал. Занимательные элементы на уроке могут напрямую связаны с изучаемой темой, а могут быть совсем не связанными.

На своих уроках отличаю элементы, занимательные по форме, от элементов, занимательных по содержанию. Все, рассмотренные моменты, задачи - элементы занимательности по содержанию. А можно взять самое банальное задание из школьного учебника и подать его как игру.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то загадка или самая элементарная головоломка. Многообразие занимательного материала – игр, задач, головоломок – даёт основание для их классификации, хотя довольно трудно разбить на группы столь разнообразный материал, созданный педагогами, методистами. Классифицировать его, по моему мнению, можно по разным признакам: по содержанию, характеру и значению, характеру мыслительных операции, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.

Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:

1.Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;

2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.

В своей работе я использую следующие виды игр:

  • настольные;
  • игры- состязания;
  • интеллектуальные.

Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие; игровые моменты стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.

Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.

Применяю на уроке игру «Математик-бизнесмен»

Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней охотно дети преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Учатся компромиссному общению друг с другом.

В нынешнее время, время вхождения в нашу жизнь информационных и коммуникационных технологий, просто необходимо использование новых технологий в обучении, ориентированных на развитие творческих способностей учащихся. Я считаю, что без современных компьютерных технологий в обучении математики не обойтись. На современном уроке компьютер играет большую роль, позволяя сделать сложную науку математику более доступной. Использование информационных технологий на любом этапе учебной деятельности делает уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. С целью повышения эффективности современного урока математики я использую информационные возможности:

1. Программы – тренажеры, тесты, зачеты в приложении Microsoft Office Excel.

В своей практике я применяю использование тренажеров, обучающих и контролирующих программ по отдельным темам курса математики для работы с учащимися, способными достаточно быстро усваивать учебный материал на обязательном уровне.

2.Тренажеры устного счета.

Помогают быстро подобрать задания разного уровня сложности. Разнообразие и неповторимость, красочность и наглядность, ожидание быстрого результата - все это увлекает и заинтересовывает учащихся.

3. Мультимедийные презентации уроков в среде Microsoft Office Power Point, которые я широко использую в режиме графической иллюстрации изучаемого материала. Практически на любой урок можно создать 3-4 слайда для активизации деятельности учащихся. Внеклассная работа также может быть украшена презентациями.

4. Математические сайты сети Интернет предоставляют мне широкие возможности. Математические этюды, занимательные научно-популярные рассказы о современных задачах математики и мультфильмы, множество методических новинок, книги, видеолекции, занимательные математические факты, различные по уровню и тематике задачи, истории из жизни математиков помогают учащимся окунуться в удивительный и увлекательный мир математики.

Применяя нетрадиционные формы урока и новые педагогические технологии, я пытаюсь добиться активизации познавательной активности учащихся, повышения эмоциональной насыщенности урока, которая помогает раскрыться способностям детей.

Большое влияние на умственное развитие учащихся оказывают задания на сравнение и систематизацию изученного материала.

Систематизация и обобщение знаний и умений учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Я в своей работе использую не только общепринятые формы систематизации (самостоятельная и систематизационная работы, устный опрос у доски и т. д.), но и постоянно изобретаю и внедряю свои средства систематизации. Эти приемы также способствуют повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого ученика. Систематизация для учащихся должна быть обучающей.

В результате проведения нетрадиционных форм систематизации знаний и умений раскрываются индивидуальные особенности детей, повышается уровень подготовки к уроку, что позволяет своевременно устранять недостатки и пробелы в знаниях учащихся.

Например, изучив тему «Признаки параллельности прямых» и легко можно изучить «Свойства параллельных прямых», введя понятие обратной теоремы.

Еще одним из средств активизации познавательной деятельности школьников, которое я часто применяю на своих уроках, является широкое использование их жизненного опыта. Практическое применение знаний хорошо закрепляет и обобщает изученный материал. Большую роль в усвоении материала играют при этом практические работы. Часто дети запоминают только то, над чем потрудились их руки, если ученик что-то рисовал, чертил, вырезал или закрашивал, то это что-то само по себе становится опорой для его памяти. Такой вид работы как обучающее практическое занятие является творческим для учащихся. Выполнение задания и обобщение результатов приводит их к новому математическому знанию. В этих условиях познавательная деятельность представляет собой самодвижение. В результате такой работы новые знания не поступают извне в виде информации, а являются внутренним продуктом практической деятельности самих учащихся.

Хорошо прослеживается прикладное применение геометрии, в частности, в теме : «Измерительные работы на местности».

Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Я считаю, что следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

И учебник, и урок должны быть увлекательными. Сейчас существует множество различных пособий и дополнительной литературы, в том числе и Интернет. Например, книги одного Перельмана Я. И. «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Веселые задачи» переиздавались более 126 раз и остаются актуальными и в наше время. Моя задача, как учителя, предоставить, из всего многообразия информации именно ту, которая заинтересовывает учащихся. Интерес школьников к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Математику я рассматриваю не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Умение заинтересовать математикой – дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от методов и приемов, которые выбирает каждый учитель, в том числе и я.

Обучение математике в школе вполне можно и нужно строить так, чтобы оно представлялось для учащегося серией маленьких открытий, по ступенькам которых ум ученика может подняться к высшим обобщениям.

Игра «Кодирование ответов».

Тема «Действия с десятичными дробями»

0,14 + 0,006 (0,2) М

2 – 0,7 (1,3) О

100 · 0,012 (1,2) Л

0,42 : 7 (0,06) О

3,18 – 1,08 (2,1) Д

5,4 · 0,1 (0,54) Ц

0,4² (0,16) Ы

Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово «Молодцы». (Можно писать не букву, а слово, и в результате получится пословица, поговорка или высказывание великих математиков).

Описание основных элементов педагогического опыта Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения, контролируют её, соучаствуют в процессе решения. Изложение сопровождать вопросами, на которые я отвечаю сама или привлекаю учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях. При изучении геометрического материала активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой части её выписать необходимые определения, теоремы, аксиомы планиметрии, которые активно будут использоваться на уроке. Это, прежде всего, планиметрические аналоги. Правая часть заполняется на уроке под моим руководством. Происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия. Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой своеобразную самостоятельную работу учащихся. Удобно проводить такие уроки сдвоенными. Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика или 4-8 различных вариантов. В карточке около 4-х заданий. Первое задание составляется так, чтобы проверить усвоение обязательных результатов обучения. Второе задание составляется для ребят, которые усвоили тему на уровне обязательных результатов обучения. В это задание добавляются некоторые элементы сложности. Третье задание аналогично второму, только его сложность увеличивается вдвое. Четвертое задание- это задание повышенной сложности, то есть в него входят упражнения, требующие дополнительных знаний, смекалки, неординарного мышления. Урок начинается с моего объяснения и предложения выполнить всем учащимся первое задание. По мере выполнения у некоторых учащихся появляются сомнения, какие-либо вопросы, касающиеся как данной темы, так и других тем, встречающихся в задании. Всегда в классе найдутся ребята, имеющие по каким-либо причинам непрочные знания. Вопрос ученика- это поднятая рука или сигнальный флажок. В этом случае я немедленно даю консультацию, отвечая на любой вопрос, касающийся задания. В конце урока работы собираются на проверку. Они оцениваются с учетом полученных консультаций. Но если ученика не устраивает оценка, он может отказаться от неё, тогда эта оценка в журнал не выставляется. Во время закрепления полученных знаний ребята имеют возможность выполнить опережающие задания и получить дополнительные баллы, улучшая свои оценки. Положительные результаты таких уроков- консультаций налицо: не только исчезают пробелы в знаниях учеников по данной теме, но и закрепляются, вспоминаются и другие темы предмета. Ребята приучаются правильно оценивать свои возможности, причем иногда и рисковать. Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником. Урок-практикум. Основная цель уроков-практикумов состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. решить все задачи по теме из учебника, выделив основные виды задач;
  2. установить соответствия практического материала изученной теории;
  3. выявить функции каждой задачи (дидактическая, познавательная, развивающая, практическая);
  4. выделить новые для учащихся типы задач, примеры и методы их решения;
  5. отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  6. выделить задачи, допускающие несколько способов решения;
  7. спланировать циклы взаимосвязанных задач;
  8. составить контрольную работу, учитывающую уровень развития каждого ученика.

Нельзя научиться математике, наблюдая этот процесс со стороны, поэтому на уроках – практикумах я стараюсь развивать самостоятельность учащихся при решении задач.

Категория: Математика
22.11.2016 18:55


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!