СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы для Аттестации на 1 ю категорию

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий.

К методам формирования новых знаний и способов действий можно отнести:

Рис.1 Методы формирования новых знаний и способов действий

Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей.

Благодаря проблемному и частично-поисковому методу школьники приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.

При исследовательском методе школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.

При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии.

К методам организации деятельности учащихся можно отнести:

Рис. 2. Методы организации деятельности учащихся

3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов показывает эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.

К методам контроля и самоконтроля относятся:

  • тестирование,
  • анкетирование,
  • викторина,
  • письменные работы,
  • устные и письменные опросы,
  • зачет, экзамен и др.

К методам формирования личностных результатов можно отнести

  • беседу,
  • убеждение,
  • внушение,
  • поручение,
  • соревнование,
  • пример,
  • аналогию,
  • рефлексивные методы,
  • воспитывающие ситуации и др.

На открытом уроке (занятии), который учитель демонстрирует экспертам на аттестации ему необходимо показать владение хотя бы по одному методу из каждой группы методов (т.е. минимально – четыре метода).

Наряду с этим он должен показать конспекты, дидактические материалы и т.п., в которых описывается использование конкретных методов, а также принять участие в собеседовании с экспертом. Для педагогов, имеющих льготы при проведении аттестации (аттестация по портфолио), владение методами обучения и воспитания определяется на основе материалов портфолио, а также в беседе с аттестуемым и администрацией образовательной организации.

Четыре группы методов оцениваются в 240 баллов.

Готовясь к аттестации учитель, должен понимать, что максимальное количество баллов (не более 60 за 1 метод) он получит, если его уровень владения методами подходит под характеристику:

«Использует продуктивно и совершенствует», что означает - полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока, личным качествам учителя, его подготовленности и уровню профессиональной компетентности и методического мастерства, лимиту учебного времени урока или занятия.

Под совершенствованием (п. 3.1) следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты учебно-воспитательной работы, целесообразность введенного новшества, его эффективность.

30-40 баллов выставят в экспертном заключении, если уровень владения методами означает показатель «Использует продуктивно»: - полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.

10-20 баллов означают характеристику «Использует недостаточно продуктивно»: частичное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.

И совсем не будет оценено (показатель «Не использует»): несоответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.

Такой случай может возникнуть, если аттестуемый педагог не знает современных методов обучения и воспитания, не умеет отбирать их для достижения поставленных целей урока или занятия.

Аттестация – серьезный этап в педагогической деятельности учителя, в ней важно не только на практике использовать различные методы и получать на их основе результаты в учебно-воспитательном процессе, но также не менее важно грамотно представить свой труд и его продуктивность, профессионально правильно представив его содержание в приложении к экспертному заключению, в портфолио и в беседе с экспертами.

14.07.2015 12:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!