СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МЕТОД (от греч. слова metodos — буквально «путь к чему-либо») означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Первая группа методов показывает умение педагога излагать учебный материала и знакомить обучающихся со способами действий.
К методам формирования новых знаний и способов действий можно отнести:
Рис.1 Методы формирования новых знаний и способов действий
Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы тренируют память и дают знания, но еще не позволяют в полном объеме развить творческое мышление детей.
Благодаря проблемному и частично-поисковому методу школьники приобретают навыки логического, критического мышления, умения формулировать проблему и находить способы ее решения.
При исследовательском методе школьник постепенно познает принципы и этапы научного исследования. Он не только изучает литературу по теме исследования, но также разрабатывает его план, проверяет собственные гипотезы по решению проблемы и оценивает полученные результаты.
При оценке умения педагога использовать 2-ю группу методов определяется эффективность деятельности по организации работы учащихся на уроке/занятии.
К методам организации деятельности учащихся можно отнести:
Рис. 2. Методы организации деятельности учащихся
3-я группа методов включает методы контроля и самоконтроля. Степень владения данной группой методов показывает эффективность деятельности учителя по определению результативности учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся.
К методам контроля и самоконтроля относятся:
К методам формирования личностных результатов можно отнести
На открытом уроке (занятии), который учитель демонстрирует экспертам на аттестации ему необходимо показать владение хотя бы по одному методу из каждой группы методов (т.е. минимально – четыре метода).
Наряду с этим он должен показать конспекты, дидактические материалы и т.п., в которых описывается использование конкретных методов, а также принять участие в собеседовании с экспертом. Для педагогов, имеющих льготы при проведении аттестации (аттестация по портфолио), владение методами обучения и воспитания определяется на основе материалов портфолио, а также в беседе с аттестуемым и администрацией образовательной организации.
Четыре группы методов оцениваются в 240 баллов.
Готовясь к аттестации учитель, должен понимать, что максимальное количество баллов (не более 60 за 1 метод) он получит, если его уровень владения методами подходит под характеристику:
«Использует продуктивно и совершенствует», что означает - полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока, личным качествам учителя, его подготовленности и уровню профессиональной компетентности и методического мастерства, лимиту учебного времени урока или занятия.
Под совершенствованием (п. 3.1) следует понимать внесение педагогом в используемый метод каких-либо новшеств, которые позволили улучшить полученные результаты учебно-воспитательной работы, целесообразность введенного новшества, его эффективность.
30-40 баллов выставят в экспертном заключении, если уровень владения методами означает показатель «Использует продуктивно»: - полное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
10-20 баллов означают характеристику «Использует недостаточно продуктивно»: частичное соответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
И совсем не будет оценено (показатель «Не использует»): несоответствие использованных методов целям, задачам и содержанию урока или занятия, уровню познавательных возможностей, возрастным и психофизическим особенностям учащихся, материальному обеспечению урока и лимиту учебного времени урока или занятия.
Такой случай может возникнуть, если аттестуемый педагог не знает современных методов обучения и воспитания, не умеет отбирать их для достижения поставленных целей урока или занятия.
Аттестация – серьезный этап в педагогической деятельности учителя, в ней важно не только на практике использовать различные методы и получать на их основе результаты в учебно-воспитательном процессе, но также не менее важно грамотно представить свой труд и его продуктивность, профессионально правильно представив его содержание в приложении к экспертному заключению, в портфолио и в беседе с экспертами.
© 2015, Ивашнева Татьяна Сергеевна 2282