СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика экспериментального исследования для группы 8-9 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика экспериментального исследования для группы 8-9 классов

Исследование состоит из двух частей, выполнять которые вам предстоит вместе. Помните, что итог зависит от каждого члена коллектива. Спланируйте свои действия, распределите роли между членами команды и со всей серьезностью приступайте к исследованиям.

Цель исследования: Определить зависимость загрязнения почвы от количества автомобилей, проезжающих близ определенной территории.

Часть 1.

Работа проводится в прилежащем к школе микрорайоне на трех выбранных участках (дорога, прилегающая к школе, участок самой близкой к школе магистрали, парковая зона).

Цель исследования: изучить источники загрязнения почвы и воздуха и рассчитать машинопоток на близлежащих к школе дорогах.

Объект изучения: источники загрязнения почвы и воздуха

Предмет изучения: количество автомобилей, влияющих на состояние почвы и воздуха определенной территории.

Оборудование: дневник наблюдения, фотоаппарат

  1. Выберите три участка для исследования (дорога, прилегающая к школе, участок самой близкой к школе магистрали, парковая зона) протяженностью 50м.
  2. Кратко опишите выбранные для исследования участки: название района, улицы, примерное расстояние до здания школы, наличие растительности на обочинах (количество деревьев и кустарников на обочинах, прилегание и состояние газонов), наличие прилегающих объектов (остановка общественного транспорта, торговый павильон, стадион, промышленное предприятие и т.п), наличие мусора и др.

Пример дневника исследования

Исследуемая территория

Название района, улицы

Примерное расстояние до здания школы

Наличие растительности

Прилегающие объекты

Экологическое состояние (мусор, пыль, загазованность и т.п)

Количество проезжающих машин

утром

днем

вечером

В среднем за сутки

1. дорога у школы

2. оживленный участок автомагистрали близ школы

3.парковая зона

Часть 2. Исследование загрязнения почвы методом биотестирования

Работа проводится в лабораторных условиях с почвой, собранной с трех выбранных участков (дорога, прилегающая к школе, участок самой близкой к школе магистрали, парковая зона).

Цель исследования: изучить загрязненность почвы методом биотестирования

Объект изучения: загрязнение почвы

Предмет изучения: влияние загрязненности почвы на кресс-салат

Оборудование: 4 контейнера для рассады, семена кресс-салата, почва с разных участков, почвогрунт универсальный, линейка, фотоаппарат.

В качестве биоиндикатора загрязнения почвы рекомендуем использовать кресс-салат

Кресс-салат—однолетнее овощное растение обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами автотранспорта.

Этот биоиндикатор отличается быстрым прорастанием семян и почти стопроцентной всхожестью, которая заметно уменьшается в присутствии загрязнителей.

Кроме того, побеги и корни этого растения под действием загрязнителей подвергаются заметным морфологическим изменениям (задержка роста и искривление побегов, уменьшение длины и массы корней, а также числа и массы семян).

Кресс-салат как биоиндикатор удобен еще и тем, что действие стрессоров можно изучать одновременно на большом числе растений при небольшой площади рабочего места (чашка Петри, кювета, поддон и т.п.).

Привлекательны также и весьма короткие сроки эксперимента. Семена кресс-салата прорастают уже на третий—четвертый день, и на большинство вопросов эксперимента можно получить ответ в течение10 —15 суток.

Ход исследования

1.Приобретите семена кресс-салата в специализированных магазинах, сроком упаковки не ранее 2013г. Также приобретите почвогрунт универсальный, который подходит для высадки любых растений, как декоративных, так и овощных культур.

2.Соберите почву для исследования с трех участков: дорога, прилегающая к школе, участок самой близкой к школе магистрали, парковая зона, прогрейте в помещении в течение суток.

3.Заполните контейнеры почвой, собранной по схеме: 1. почва с обочины дороги, прилегающей к школе, 2. Почва с участка самой близкой к школе магистрали, 3. Почва из парковой зоны микрорайона.4. Почвогрунт универсальный.

4.Субстраты во всех контейнерах увлажните водопроводной водой до появления признаков насыщения.

5. В каждый контейнер на поверхность субстрата уложите по 30-50 семян кресс-салата. Расстояние между соседними семенами должно быть по возможности одинаковым.

6.Покройте семена теми же субстратами, насыпая их небольшим слоем.

7.В течение10—12 дней наблюдайте за прорастанием семян, поддерживая влажность субстратов примерно на одном уровне.

8.Результаты наблюдений записывайте в таблицу 2.

Таблица 2. «Скорость прорастания семян кресс-салата»

Исследуемый субстрат

Число проросших семян, %

1-е сутки

2-е сутки

3-е сутки

4-е сутки

11-е сутки

12-е сутки

Описание состояния растений на конец эксперимента

1. Почва с обочины дороги у школы

2. почва с обочины магистрали

3. почва из парковой зоны

4. Почвогрунт универсальный (контроль)

9. Сделайте вывод о степени загрязнения почвы по нижеследующему описанию.

В зависимости от результатов опыта субстратам присваивают один из четырех уровней загрязнения:

1.Загрязнение отсутствует. Всхожесть семян достигает 90—100%, всходы дружные, проростки крепкие, ровные. Эти признаки характерны для контроля, с которым следует сравнивать опытные образцы.

2.Слабое загрязнение. Всхожесть 60—90%. Проростки почти нормальной длины, крепкие, ровные.

3.Среднее загрязнение. Всхожесть 20—60%. Проростки по сравнению с контролем короче и тоньше. Некоторые проростки имеют уродства.

4. Сильноезагрязнение. Всхожесть семян очень слабая (менее20%). Проростки мелкие и уродливые.

Примечание: При проведении опытов с кресс-салатом следует учитывать, что большое влияние на всхожесть семян и качество проростков оказывают водно-воздушный режим и плодородие субстрата. В гумусированной, хорошо аэрированной почве (чернозем, верхний горизонт серой лесной почвы) всхожесть и качество проростков всегда лучше, чем в тяжелой глинистой почве, которая из-за малой проницаемости для воды и воздуха имеет плохой водно-воздушный режим. Поэтому в качестве субстрата для контроля следует брать почву того же типа, что и для опытов.

10. Попытайтесь объяснить полученные результаты. Предположите, какие факторы вызывают загрязнение почвы на выбранных вами участках.

11. Ответьте на вопрос, существует ли зависимость между количеством автомобилей и загрязнением почвы.

12. Составьте обращение к автолюбителям, с требованиями о правильной парковке автомобиля в пределах школьной территории.

Материалы из регионального экологического интернет-марафона "Экослед"

Категория: Биология
21.12.2016 16:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!