СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Описание исследования и анализ результатов по формированию чувства патриотизма на уроках ОРКСЭ, посвященных жизни и деятельности равноапостольного Сергия Радонежского у обучающихся 4 классов.
Исследовательская работа проводилась на базе МБОУ г. Иркутска СОШ №21. Для проведения исследования было привлечено 30 обучающихся четвертых классов.
Контрольную группу составили 15 детей 4 «Б» класса. В экспериментальную группу вошли 15 учащихся 4 «а» класса.
Целью эксперимента является доказательство гипотезы. Задача эксперимента: сбор фактов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу.
Структура эксперимента определилась в соответствии с задачей:
1 этап - подготовка и осуществление констатирующего эксперимента (применение метода анкетирования);
2 этап - подготовка и осуществление формирующего эксперимента, в ходе проведения внеклассной работы по ОРКСЭ, используя дополнительный материал;
3 этап - контрольный эксперимент.
Для исследования были использованы следующие методики: анкетирование и наблюдение.
2.1 Определение уровня патриотического воспитания у обучающихся 4 класса.
Констатирующий эксперимент
Цель: выявить уровень патриотического воспитания и любви к своей Родине обучающихся экспериментальной и контрольной групп с помощью представленных методик.
Для проведения констатирующего эксперимента был выбран метод анкетирования.
Задачи:
провести анкетирование;
проанализировать результаты;
сделать выводы.
Маслова Т.М. в своей диссертационной работе разработали систему воспитательной работы по патриотическому воспитанию и сформулировали критерии патриотической воспитанности младших школьников: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой.
Результатом патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования, по мнению Масловой Т.М, является патриотическое становление личности, которое включает в себя процесс овладения личностью общечеловеческими нормами нравственности, формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способность оценивать свои поступки и поведение гуманистическими критериями, связанными с их отношением к малой и большой Родине.
Масловой Т.М предлагается следующие критерии по выявлению уровней патриотического воспитания младших школьников в контексте начального общего образования. К ним отнесены: мотивационно-потребностный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный и поведенческо-волевой критерии.
Мотивационно-потребностный критерий характеризует уровень проявления интереса младших школьников к «малой родине», частота проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности
Когнитивно-интеллектуальный критерий включает в себя объём знаний младших школьников по истории своей Родины, полноту, прочность, осознанность, оценочное отношение к ней, словесные проявления, уровень знаний сущности патриотизма.
Эмоционально-чувственный критерий включает в себя проявление патриотических эмоций и чувств младших школьников по отношению к Родине, искренность проявления чувств.
Поведенческо-волевой критерий включает в себя уровень овладения младшими школьниками практическими умениями и навыками по применению знаний о стране (участие в акциях по облагораживанию города, участие в спортивных соревнованиях и празднествах и т.д.), характеризует поступки, поведение в отношении друг с другом, к классной комнате, к школе и её имуществу, к делам за пределами школы.
На основе критериев выявления патриотической воспитанности младших школьников мы определили уровни патриотической воспитанности:
4 уровень – уровень проявления патриотических качеств личности по всем 4 критериям: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; ярко выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет гордость за свое Отечество; знает историю «малой родины», ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; отношения с одноклассниками доброжелательные, знает святых России.
.3 уровень – уровень западания отдельных показателей в каждом критерии: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; проявляет гордость за свое Отечество; интересуется историей «малой родины», но по заданию учителя; стремление к патриотической деятельности проявляется; из святых России узнаёт лишь некоторые.
2 уровень – уровень проявления патриотических качеств не менее чем по 3 критериям: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; слабо проявляет гордость за свое Отечество; историей «малой родины» интересуется поверхностно – может послушать, но сам материал не готовит; из святых России узнаёт лишь некоторые.
1 уровень – уровень проявления патриотических качеств по 2 и менее критериям: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность; не проявляет гордость за свое Отечество; историей своей Родины не интересуется, из святых России не указывает ни одного правильно.
Опираясь на предложенные Масловой Т. М. критерии, мы разработали 4 методики на выявление патриотической воспитанности.
Исследование проходило в три этапа: на первом этапе были продиагностирована патриотическая воспитанность по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям; на втором этапе был определен уровень патриотической воспитанности по конгитивно-интеллектуальному критерию, а на третьем выявлялся эмоционально-чувственный критерий патриотической воспитанности. Результаты сравнивались и находился средний балл оценивания патриотической воспитанности ее средний процент. Затем сопоставлялись результаты диагностики экспериментальной и контрольной групп, выявлялись различия в данных.
Методика №1 «Я – патриот»
Цель: выявить уровень проявления интереса младших школьников к Родине, и ее истории, частоту проявляемых стремлений школьников к патриотической деятельности; выявить уровень овладения учащимися практическими умениями и навыками по применению знаний о святых России, (определить уровень патриотической воспитанности по мотивационно-потребностному и поведенческо-волевому критериям).
Методика состоит из 20 вопросов (см. Приложение 2.1), половина из них – на выявление мотивационно-потребностного критерия, другая половина – на определение поведенческо-волевого критерия. В качестве ответа учащимся предлагается три варианта: «да», «нет» или «не уверен». Некоторые вопросы требуют обоснованного ответа, поэтому мы для чистоты эксперимента опрашивали детей индивидуально.
Критерии оценки:
За каждый вариант ответа начисляется определенное количество баллов:
«да» - 2 балла;
«не уверен» - 1 балл;
«нет» - 0 баллов;
Максимальное количество баллов – 40.
Результаты подсчитываются и находится сумма баллов за ответы каждого участника эксперимента. Затем результат переводится в проценты, по которым определяется уровень патриотической воспитанности детей по данным критериям:
85-100% – высокий уровень: проявляет высокое чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях; ярко проявляет стремление к патриотической деятельности; интересуется историей своей страны, знает святых России.
55-84% – средний: нравственные качества личности проявляются лишь под контролем учителя; проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; выражает желание заботиться о других людях, знает святых России.
35-54% - ниже среднего: слабо проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях незначительное; недостаточно высокая активность при патриотической деятельности; интересуется историей своей страны, но по заданию учителя, из святых России узнает лишь некоторые.
0-34% – низкий: редко проявляет чувство привязанности и уважительное отношение к своей семье, дому, школе; желание заботиться о других людях не проявляется; при выполнении патриотической деятельности проявляет вялость, инертность, историей своей страны не интересуется, из святых России не указывает ни одного правильно.
Продолжение смотрите в файлах.
© 2016, Куликова Елена Николаевна 2471