СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика биоэкологического мониторинга урбосреды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей актуально помочь составлять итоговый индивидуальный проект для учащихся 9 классов на следующий учебный год. Составить свой проект гораздо интересней, чем искать в интернете.

Методика биоэкологического мониторинга урбосреды

С.И. Павлов

Самарский государственный социально-педагогический университет, г.Самара

Цель биоэкомониторинга урбосреды:

Изучить абиотические параметры экологических условий урбосреды (освещенность пространства, нагревание поверхности почвы и других субстратов, влажность воздуха, характер перемещения воздушных потоков и т.д.) и «связать» их с видовыми спектрами биоты разных участков урболандшафта (древостоев и затененных мест; открытых, хорошо освещенных и прогреваемых солнцем пространств; возвышенных участков и низин; побережий и водного зеркала городских водоемов).

Оборудование:

Отвес (шнурок с грузом - для установления вертикали и горизонтали), транспортир (для измерения углов), термометр спиртовой (для измерения температуры воздушной среды), люксметр (для измерения уровня освещения пространства), психрометр (для измерения влажности воздуха).

Качественные биоиндикаторы среды:

Сообщества ксерофитных растений (засухоустойчивые – с явным преобладанием злаков), сообщества мезофитных растений (влаголюбивые – с явным преобладанием сложноцветных), дождевые черви, ракообразные (мокрицы), паукообразные (пауки-волки и пауки-кругопряды), насекомые (прямокрылые, клопы, жуки-усачи и листоеды и другие группы, непосредственно связанные «трофическими цепями» с растениями – их листьями, соцветиями и плодами).

Ход биоэкомониторинга урбосреды:

  1. Составление плана участка проведения биоэкологического

мониторинга урбосреды.

(Исследуется участок однородного биотопа (лужайка/ древостой/ кустарник/… min - 2x2, max -10x10 м2 )

  1. Выбор конкретного участка экологических исследований необходимо осуществлять с учетом следующих признаков (типичности биотопа; достаточной степени разреженности древостоя и подлеска, что позволит, более или менее, свободно перемещаться в пределах биотопа; и, в то же время, достаточной их сомкнутости, что обеспечивает надежное укрытие для зоокомпонента биоты, являющегося наиболее качественным биоиндикатором состояния окружающей среды);
  2. Составление плана участка исследований с нанесением на него сторон света, основных средообразующих элементов (строений, дачных участков, протяженных массивов древостоев, парков и скверов, аллей, отдельных крупных деревьев, кустарниковых бордюров, водоемов, магистралей ЛЭП и трубопроводов, автотранспортных дорог и перекрестков, пешеходных дорожек и т.п.) и необходимых промеровметрах);
  3. Указание на плане точек нахождения солнца (через каждые 3 часа его прохождения по орбите – в 6, 9, 12, 15, 18, 21), угла падения солнечных лучей в определенный момент передвижения светила по орбите (соответствующий расположению ранее нанесенных точек) и участков с максимальных уровнем освещения (и, соответственно, нагревания), и, наоборот, с минимальным уровнем освещения (нагревания).
  1. Изучение абиотических условий урбосреды.

2.1. Установление створов (точек появления и исчезновения) восхода и заката солнца, и его «зенита» (уровня максимально высокого стояния светила);

2.2. Установление максимально освещенных и прогреваемых мест (с указанием продолжительности непрерывного нагревания их солнцем) и максимально затененных и минимально прогреваемых мест (соответственно, с указанием времени затенения);

2.3. Измерение температуры воздушной среды (на уровне поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наиболее освещенных участках пространства;

2.4. Измерение температуры воздушной среды (на уровне поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наименее освещенных участках пространства;

2.5. Измерение уровня освещенности пространства (на поверхности субстрата – почвы, стен строений, стволов деревьев, поверхности воды водоемов) на наиболее освещенных участках местности;

2.6. Измерение уровня освещенности пространства (на поверхности субстрата – почвы, стен строений, стволов деревьев, поверхности воды водоемов) на наименее освещенных участках местности;

2.7. Измерение уровня влажности воздуха (на поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наиболее освещенных участках местности;

2.8. Измерение уровня влажности воздуха (на поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наименее освещенных участках местности;

2.9. Результаты всех (выше отмеченных) промеров обязательно следует наносить на план «модельного» участка (с указанием времени проведения мониторинга в конкретном месте снятия промеров).

  1. Изучение биотических условий урбосреды.

3.1. Составление описания растительных сообществ на каждом участке проведения абиотического мониторинга в пределах «модельной» площади;

3.2. Проведя классические зоологические исследования («почвенные раскопки» - с целью извлечения червей и ракообразных; подготовив «почвенные канавки» и другие виды ловушек - с целью сбора паукообразных и ряда групп насекомых; проведя «кошение» энтомологическим сачком – с целью поимки обитателей травостоя и стряхивая обитателей древесных крон в энтомологический полог), собрать фаунистические пробы на разных (более аридных и более гумидных) участках «модельной» площади;

3.3. Провести сравнение фаун разных (по степени освещения, прогревания и влажности) участков и выделить виды, которые будут отличаться (именно они и станут биоиндикаторами аридности и гумидности условий природной среды);

3.4. Методом «подбора данных» постараться выяснить экологические преференции (предпочтение более сухих и освещенных территорий или наоборот) отдельных видов животных и составить списки этих видов;

3.5. Составление максимально полных фаунистических списков ксерофильных и мезофильных животных;

3.6. Подготовка для каждого вида животных подробного биоэкологического паспорта.

Биоэкологический паспорт насекомого

(растительноядного вида)

  1. Видовое название насекомого (русское и латинское).

2. Размеры: (мм, десятки мм, см, несколько см).

3. Стадия развития: (яйцо, личинка-гусеница, нимфа, куколка и имаго).

4. Лёт: (пик массового появления имаго-взрослого насекомого, т.е. фенологические сроки присутствия).

5. Занимаемый биотоп: (возвышенный участок, выровненная площадка, влажная низина; лесопарковый массив, опушка – влажная-мезофитная или сухая–ксерофитная, кустарниковая кулиса, влажная луговина, цветочная клумба, яма среди газона или овражный откос и задернённый склон газона, сильно затоптанный и трансформировавнный участок, ров в почвенном слое и т.п.).

6. Тяготение к солнцу: (гелиофилы) или тени (умброфилы).

7. Тяготение к режиму влажности: в сухим местообитаниям (ксерофилы), умеренно влажным (мезофилы), увлажненным (гигрофилы) или побережьям водотоков (гидрофилы).

8. Численность вида: (единичный, редкий, малочисленный, обычный-фоновый и массовый).

9. Плотность вида: (количество зарегистрированных особей на единицу чего-либо – на 1 листе, соцветии, ветке, растении, ¼ кв.м-25х25 см, 1 кв.м-1х1 м, 4 кв.м-2х2 м, 25 кв.м-5х5 м).

10. Ярус обитания: (10-см почвенный слой, травяной покров, соцветия растений-особенно, посещаемы сложноцветные или розоцветные, вертикально-ориентированная крона кустов, горизонтально-ориентированная крона деревьев, стволы погибших деревьев, плодовые тела шляпочных и трубчатых грибов – избегать контакта с ядовитыми или проблемными-незнакомыми грибами!).

11. Кормовое растение: (русское и латинское название, его возраст – проросток, подрост, взрослое растение).

12. Повреждаемый фрагмент растения: (плодовые и листовые почки растения, молодая завязь плода, пыльники тычинок, лепестки венчика, молодые листья, молодые побеги, взрослые листья).

13. Тип повреждения: (грубое объедание, выгрызание оконцев в листовой пластинке, выгрызание борозд вдоль плоскости листовой пластинки, скелетирование поверхности листа, минирование толщи листа).

14. Тип активности: (мало подвижен, подвижен, очень активен; ползает, бегает, летает).

15. Приемы защитного поведения: (танатоз-имитация смерти, затаивание или прятание, падение с последующим затаиванием, бегство, активная защита вплоть до нападения).

Подобная рубрикация справедлива и для насекомых-хищников, за исключением пунктов 11-13. Характеризовать их кормовые объекты можно только при соответствующей ситуации, когда добыча установлена и идентифицирована.

Категория: Биология
21.12.2016 15:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!