СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Для учителей актуально помочь составлять итоговый индивидуальный проект для учащихся 9 классов на следующий учебный год. Составить свой проект гораздо интересней, чем искать в интернете.
Методика биоэкологического мониторинга урбосреды
С.И. Павлов
Самарский государственный социально-педагогический университет, г.Самара
Цель биоэкомониторинга урбосреды:
Изучить абиотические параметры экологических условий урбосреды (освещенность пространства, нагревание поверхности почвы и других субстратов, влажность воздуха, характер перемещения воздушных потоков и т.д.) и «связать» их с видовыми спектрами биоты разных участков урболандшафта (древостоев и затененных мест; открытых, хорошо освещенных и прогреваемых солнцем пространств; возвышенных участков и низин; побережий и водного зеркала городских водоемов).
Оборудование:
Отвес (шнурок с грузом - для установления вертикали и горизонтали), транспортир (для измерения углов), термометр спиртовой (для измерения температуры воздушной среды), люксметр (для измерения уровня освещения пространства), психрометр (для измерения влажности воздуха).
Качественные биоиндикаторы среды:
Сообщества ксерофитных растений (засухоустойчивые – с явным преобладанием злаков), сообщества мезофитных растений (влаголюбивые – с явным преобладанием сложноцветных), дождевые черви, ракообразные (мокрицы), паукообразные (пауки-волки и пауки-кругопряды), насекомые (прямокрылые, клопы, жуки-усачи и листоеды и другие группы, непосредственно связанные «трофическими цепями» с растениями – их листьями, соцветиями и плодами).
Ход биоэкомониторинга урбосреды:
мониторинга урбосреды.
(Исследуется участок однородного биотопа (лужайка/ древостой/ кустарник/… min - 2x2, max -10x10 м2 )
2.1. Установление створов (точек появления и исчезновения) восхода и заката солнца, и его «зенита» (уровня максимально высокого стояния светила);
2.2. Установление максимально освещенных и прогреваемых мест (с указанием продолжительности непрерывного нагревания их солнцем) и максимально затененных и минимально прогреваемых мест (соответственно, с указанием времени затенения);
2.3. Измерение температуры воздушной среды (на уровне поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наиболее освещенных участках пространства;
2.4. Измерение температуры воздушной среды (на уровне поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наименее освещенных участках пространства;
2.5. Измерение уровня освещенности пространства (на поверхности субстрата – почвы, стен строений, стволов деревьев, поверхности воды водоемов) на наиболее освещенных участках местности;
2.6. Измерение уровня освещенности пространства (на поверхности субстрата – почвы, стен строений, стволов деревьев, поверхности воды водоемов) на наименее освещенных участках местности;
2.7. Измерение уровня влажности воздуха (на поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наиболее освещенных участках местности;
2.8. Измерение уровня влажности воздуха (на поверхности почвы и на высоте 1 м от ее нее) на наименее освещенных участках местности;
2.9. Результаты всех (выше отмеченных) промеров обязательно следует наносить на план «модельного» участка (с указанием времени проведения мониторинга в конкретном месте снятия промеров).
3.1. Составление описания растительных сообществ на каждом участке проведения абиотического мониторинга в пределах «модельной» площади;
3.2. Проведя классические зоологические исследования («почвенные раскопки» - с целью извлечения червей и ракообразных; подготовив «почвенные канавки» и другие виды ловушек - с целью сбора паукообразных и ряда групп насекомых; проведя «кошение» энтомологическим сачком – с целью поимки обитателей травостоя и стряхивая обитателей древесных крон в энтомологический полог), собрать фаунистические пробы на разных (более аридных и более гумидных) участках «модельной» площади;
3.3. Провести сравнение фаун разных (по степени освещения, прогревания и влажности) участков и выделить виды, которые будут отличаться (именно они и станут биоиндикаторами аридности и гумидности условий природной среды);
3.4. Методом «подбора данных» постараться выяснить экологические преференции (предпочтение более сухих и освещенных территорий или наоборот) отдельных видов животных и составить списки этих видов;
3.5. Составление максимально полных фаунистических списков ксерофильных и мезофильных животных;
3.6. Подготовка для каждого вида животных подробного биоэкологического паспорта.
Биоэкологический паспорт насекомого
(растительноядного вида)
2. Размеры: (мм, десятки мм, см, несколько см).
3. Стадия развития: (яйцо, личинка-гусеница, нимфа, куколка и имаго).
4. Лёт: (пик массового появления имаго-взрослого насекомого, т.е. фенологические сроки присутствия).
5. Занимаемый биотоп: (возвышенный участок, выровненная площадка, влажная низина; лесопарковый массив, опушка – влажная-мезофитная или сухая–ксерофитная, кустарниковая кулиса, влажная луговина, цветочная клумба, яма среди газона или овражный откос и задернённый склон газона, сильно затоптанный и трансформировавнный участок, ров в почвенном слое и т.п.).
6. Тяготение к солнцу: (гелиофилы) или тени (умброфилы).
7. Тяготение к режиму влажности: в сухим местообитаниям (ксерофилы), умеренно влажным (мезофилы), увлажненным (гигрофилы) или побережьям водотоков (гидрофилы).
8. Численность вида: (единичный, редкий, малочисленный, обычный-фоновый и массовый).
9. Плотность вида: (количество зарегистрированных особей на единицу чего-либо – на 1 листе, соцветии, ветке, растении, ¼ кв.м-25х25 см, 1 кв.м-1х1 м, 4 кв.м-2х2 м, 25 кв.м-5х5 м).
10. Ярус обитания: (10-см почвенный слой, травяной покров, соцветия растений-особенно, посещаемы сложноцветные или розоцветные, вертикально-ориентированная крона кустов, горизонтально-ориентированная крона деревьев, стволы погибших деревьев, плодовые тела шляпочных и трубчатых грибов – избегать контакта с ядовитыми или проблемными-незнакомыми грибами!).
11. Кормовое растение: (русское и латинское название, его возраст – проросток, подрост, взрослое растение).
12. Повреждаемый фрагмент растения: (плодовые и листовые почки растения, молодая завязь плода, пыльники тычинок, лепестки венчика, молодые листья, молодые побеги, взрослые листья).
13. Тип повреждения: (грубое объедание, выгрызание оконцев в листовой пластинке, выгрызание борозд вдоль плоскости листовой пластинки, скелетирование поверхности листа, минирование толщи листа).
14. Тип активности: (мало подвижен, подвижен, очень активен; ползает, бегает, летает).
15. Приемы защитного поведения: (танатоз-имитация смерти, затаивание или прятание, падение с последующим затаиванием, бегство, активная защита вплоть до нападения).
Подобная рубрикация справедлива и для насекомых-хищников, за исключением пунктов 11-13. Характеризовать их кормовые объекты можно только при соответствующей ситуации, когда добыча установлена и идентифицирована.
© 2016, Галяутдинова Аминя Габдулловна 282