СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН.

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии: принципом системности, принципом развития, патогенетическим принципом, онтогенетическим принципом, принципом опоры на сохранные функции, принципом поэтапного формирования умственных действий, принципом комплексного лечебно-педагогического подхода.

Галина Амосовна Каше [13] предложила систему работы по развитию фонематического восприятия, основанную на предупреждении нарушений чтения и письма у детей 7 лет. Работа строится в три этапа. На первом этапе ведется работа по звукопроизношению: воспитанию внимания к звуковой стороне речи, исправлению звукопроизношения, развитию умения детей вслушиваться в речь, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи и уметь исправлять свои ошибки. Ребенок должен научиться осознавать собственное произношение, отработать четкую артикуляцию отдельных звуков. Все отработанные звуки включаются в слоги, слова, предложения, тексты, состоящие из правильно произносимых всеми детьми звуков. С целью развития внимания к звуковой стороне речи и совершенствования слуховой памяти используются упражнения на повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов, предложений, заучивание наизусть различного материала в связи с закреплением правильного произношения звуков и т.д. Также на первом этапе детей готовят к анализу звукового состава слов. Внимание детей привлекается к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводятся к полному звуковому анализу простейших односложных слов. Параллельно материал для закрепления звуков служит для расширения, уточнения словаря, правильному построению предложений. У детей развивают графические навыки. На втором этапе продолжается постановка и закрепление поставленных звуков, детей учат дифференцировать звуки по глухости-звонкости, различать свистящие- шипящие, фрикативные и аффрикаты, плавные и вибранты, мягкие и твердые. Анализ и синтез звукового состава слова пронизывает все занятия. Основной единицей изучения становится теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. На втором этапе идет овладение полным звуко - слоговом анализом односложных, двусложных слов, составляются схемы слов. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы. Вводятся упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков. За это время практически усваиваются понятия «слог», «предложение», «согласные», «звонкие звуки», «глухие звуки», «твердые звуки», «мягкие звуки». В конце второго этапа дети знакомятся с некоторыми буквами. Внимание привлекается к изменению форм слова: по родам, числам, падежам, времени. Дети упражняются в распространении предложения по вопросам, опорным словам. Демонстрациям действий. На третьем этапе идет окончательное закрепление правильного произношения в самостоятельной речи всех ранее поставленных звуков, Дети учатся рассказывать связно, последовательно строить предложения, употреблять слова в нужной грамматической форме, знакомятся с буквами (т.е. письменными обозначениями звуков), учатся сливать буквы в слоги и слова, охватывать зрением одновременно две, три буквы, уяснять значение прочитанного. Обучение чтению тесно связано с обучением письму, дети складывают из разрезной азбуки слова и читают их.

Филичева Т.Б. и Чевелева Н.А.[43] предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных и индивидуальных занятиях. Всю логопедическую работу условно делят на шесть этапов. 1 этап- Узнавание неречевых звуков. На этом этапе логопед предлагает детям послушать звуки за окном, в детском саду, определить откуда идет звучание музыкальных инструментов, различать звуки по громкости, звучание предметов, сделанных из разных материалов (дерево, стекло, железо и т.д.), звуками, которые издают разные предметы (крупа в банке, шуршание газеты и др.). 2 этап- Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. На этом этапе детей учат узнавать детей по голосу, определять далеко или близко источник звука, различать голоса по высоте. 3 этап- Различение слов, близких по звуковому составу. Детей учат различать правильное и неправильное произношение слов, различению слов квазиомонимов, учить подбирать слова близкие по звучанию. 4 этап- Дифференциация слогов. Детей учат находить лишние слоги среди цепочек слогов, разные по звучанию слоги, похожие по звучанию слоги. 5 этап- Дифференциация фонем. Сначала дети учатся отличать гласные звуки, потом согласные. 6 этап- Развитие навыков элементарного звукового анализа. Дошкольников учат определять количество слогов в словах, количество звуков в слогах, словах, анализировать звуки и т. д.

Ястребова А.В. [37] предлагает проводить работу по развитию фонематического восприятия в двух направлениях: коррекции произношения, т.е. постановка и уточнение артикуляции звуков и последовательное и планомерное развитие звукового анализа и синтеза слова. На начальном этапе обучения детей языку первостепенная роль отводится углубленной и разносторонней работе над звуками. Детей учат воспринимать звуки на слух, правильно их произносить, осознавать звуки как фонемы. Таким образом, основными задачами логопеда являются: максимальная направленность и более положительная по количеству времени работа по формированию у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала на правильно произносимых, а позже на уточненных и исправленных звуках). Отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, смазано. Постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь. Формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляционных) признаков звуков. Закрепление уровня звукового анализа, который доступен ребенку, и постепенное подведение к устойчивому автоматизированному навыку, т.е. обучение ребенка более сокращенным и обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ, формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания. На специально подобранном речевом материале достигается правильное произношение звука, различение и выделение этого звука из состава слова, умение определять его место в целостном звуковом комплексе слога или слова. Когда ребенок усвоит правильное произношение изучаемого звука, проводится работа по дифференциации этого звука от других акустически и артикуляционно-близких звуков. Детям предлагаются упражнения на сравнения и сопоставление звуков по артикуляционным и акустическим свойствам на различение этих звуков в словах и связных текстах. При работе над слуховым восприятием должна строго соблюдаться поэтапность в выполнении упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи, затем следует научить ребенка различать отрабатываемый звук не только в чужой, но и в своей собственной речи. Лишь после того как ребенок научится самостоятельно различать изучаемый звук в словах( в чужой и в собственной речи), можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой, определять роль и характер связи между звуками в слове.

Коррекционная работа по развитию фонематического восприятия, разработанная В.С.Селиверстовым [35], Е.Н. Краузе [17], Н.А.Лукиной, И.И. Никкинен [23] строится в два этапа: 1этап – подготовительный. На этом этапе у детей формируют базу для развития фонематического восприятия: развивают слуховое восприятие, внимание, память, речевой слух. 2 этап- Основной. На этом этапе развивают фонематическое восприятие. Сначала детей учат различать слова близкие по звуковому составу, потом дифференцировать слоги, потом фонемы (сначала гласные, потом согласные).

Для всех детей экспериментальной группы перед непосредственной работой над фонематическим восприятием необходимо провести подготовительные упражнения по развитию слухового внимания, развития речевого слуха. (См. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП). Особо обратить внимание на Иру Ж, Эдика К, Данила К, Лешу М, Ангелину С, Полину С, Диму К, Милену Б, так как при выполнении третьего задания они (Дифференцировать квазиомонимы) затруднялись в дифференциации слов квазиомонимов, причина в слабой речеслуховой памяти. Для этих детей рекомендованы игры ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА по формированию слухового внимания, слуховой памяти.

Также по результатам пятого задания (Дифференцировать слова квазиомонимы) все дети экспериментальной группы в разной степени затруднялись отличать правильное произношение от дефектного (особые затруднения у Данила К, Леши М, Эдика К.) причиной мог быть ослабленный слуховой контроль, ослабленное речевое внимание. Этим детям экспериментальной группы рекомендованы игры ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА по развитию речевого внимания.

Работа по развитию фонематического восприятия строится в два этапа:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Цель: Формирование базы для развития фонематического восприятия.

Развитие слухового восприятия, внимания, речевой памяти.

Сюда входят игры : на восприятие неречевых звуков:

Игра «Скажи, что ты слышишь?»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед за ширмой выполняет разные действия с предметами( переливает воду, пересыпает крупу, шуршит бумагой и т.д. ) Ребенок должен определить, что он слышит.

Игра «В мире звуков»

Цель: Развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед предлагает детям закрыть глаза и послушать, что происходит в детском саду.

Игра «Скажи, что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания. Дифференциация неречевых звуков.

Логопед знакомит детей с музыкальными инструментами. Затем дети закрывают глаза, и определяют, на каком музыкальном инструменте играет логопед.

Игра «Найди пару»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков.

Логопед ставит перед собой и перед ребенком по три коробочки с разными наполнителями. По очереди они гремят своими коробочками, находят одинаково звучащие пары. Потом все коробочки смешиваются, и ребенок ищет по звучанию эти пары.

Игры «Угадай, кто кричит», «Встречайте гостей»

Цель: Развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков, звукоподражание.

Детям предлагается угадать голоса разных животных и показать соответствующую картинку или игрушку.

Игры на дифференциацию по способу воспроизведения:

Игра «Солнце или дождик»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед звенит в бубен и дает команды: «Солнце», «Дождик». Дети должны слушать звучание бубна и выполнять команды: солнце - гулять, дождик - прятаться.

Игра «Что делала Маша?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Детям предлагается угадать с закрытыми глазами, что делала кукла (хлопает, топает, чмокает губами, носиком сопит и т.д.)

Игра «Льет или капает»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по способу воспроизведения.

Логопед за ширмой производит действия с водой, а дети угадывают льет он или капает.

Игры на дифференциацию звучания по темпу.

Игра «Угадай, кто идет»

Цель: развитие слухового восприятия. Дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Детям предлагается ходить медленно как цапля (когда логопед медленно стучит в бубен) и прыгать быстро как воробей ( когда логопед быстро стучит в бубен).

Игра «На поляне»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация неречевых звуков по темпу звучания.

Дети делятся на две команды – зайцы и волки. Когда логопед стучит медленно, на поляне гуляют волки, а когда быстро, на поляне гуляют зайцы.

Игра «Дождик»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация темпа звучания.

Дети за логопедом повторяют как медленно идет дождь(ударяют указательным пальцем о ладошку, произнося: «Кап-кап!»), затем повторяют как дождь идет быстро ( ударяя пальчиком о ладошку: «Кап - как-кап-кап!). Потом меняется темп.

Игры на дифференциацию звучания по ритму.

Игра «Кто стучится?»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Логопед заранее сообщает, что придут гости, каждый гость стучится особым ритмом, показывает эти ритмы, дети ритмы запоминают, а потом узнают, какой гость постучался.

Игра «Звенит капель»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

Дети отхлопывают ритмы «Весны», предложенные логопедом.

Игра «Капельки»

Цель: Развитие слухового восприятия, дифференциация ритмических рисунков.

На картинках ритмические рисунки, логопед отстукивает ритм, а дети находят нужный ритмический рисунок.

Игры на дифференциацию по силе звучания.

Игра «Тихо - громко»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед играет на музыкальном инструменте то тихо, то громко. Когда играет тихо дети идут, когда громко, дети бегают.

Игра «Иди-беги»

Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Логопед стучит в бубен тихо, громко и очень громко. В соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий шагом, под очень громкий- бежит.

Игра «Найди игрушку»

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация звуков по силе звучания.

Один ребенок закрывает глаза. Дети в комнате прячут игрушку. Когда ребенок ищет игрушку, дети хлопают громко, если тот находится рядом со спрятанной игрушкой и тише, если игрушка от ищущего далеко.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА.

Игры на дифференциацию голосов по тембру.

Игры «Угадай, чей голос», «Лягушки», «Улиточка», «Угадай, кто я?»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация голосов по тембру.

Дети по голосу узнают своих товарищей.

Игры на дифференциацию по силе голоса.

Игра «В лесу»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по силе голоса.

Логопед произносит слова то тихо, то громко, а дети определяют далеко произнесено это слово (звучит тихо) или близко(звучит громко).

Игра «Бом и Бум»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слогов по силе голоса.

Два гномика поют песенки (слоговые сочетания): Бом поет громко, а Бум тихо. Дети определяют, какой гном поет.

Игра «ветер или ветерок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по силе голоса.

Ветер поет громко: У-У-У-У, а ветерок тихо: у- у- у- у- у. Дети определяют ветер поет или ветерок.

Игры на различение голоса по интонации.

Игры «Хорошо», «Узнай по интонации», «Кто сказал»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация слов по интонации.

Логопед произносит слова с разной интонацией, а дети определяют с какой интонацией он это делает.

Игры на дифференциацию голоса по высоте.

Игры « Угадай, кто сказал», «Медведица или медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

По сказке «Три медведя». Логопед произносит фразы из сказки с разной высотой голоса, дети определяют, кто сказал.

Игры «Малыши», «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Логопед произносит фразы с разной высотой голоса. Дети определяют мальчик сказал или девочка, мужчина или мальчик.

Игры на развитие речевого внимания.

Игры «Будь внимателен», «Слушай и выполняй», «Кто внимательнее»

Цель развитие речевого внимания, речевой памяти.

Логопед называет(показывает) действия, сопровождая их речью, дети повторяют. Иногда логопед ошибается, дети должны внимательно слушать и выполнять правильные действия.

Категория: Логопедия
27.02.2016 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!