СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОД ПРОЕКТОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Субъектность ориентирует «человека мыслящего» на стратегию собственной жизни,  самостоятельный выбор, основанный на   самопознании и  свободном самовыражении в диалоге с другими людьми.

Компетентность – результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным  набором  способов деятельности.

 

Е.А.Федосова

КГУ «Средняя школа №13» акимата г.Усть-Каменогорска

Творческий труд возможен только тогда, когда человек относится к работе с любовью, когда он сознательно видит в ней радость, понимает пользу и необходимость труда, когда труд делается для него основной формой проявления личности и таланта. Научить творческому труду – особая задача воспитателя». А.С.Макаренко[1]

        XXI век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способных ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переварить» весь поток информации, важно умение работать сплочено. XXI век – «век команд». Чтобы осуществить  принцип развития самостоятельности, требуются новые методы в деятельности не только классного руководителя, но и учителя - предметника[2].

       Навыки самообслуживания и культуры поведения воспитываются у учащихся в семье, в школе, в процессе внеклассной и внешкольной работы.

       Работа кружка по предмету «Технология» строится на основе знаний и умений, приобретаемых учащимися на уроках технологии. Важная задача учителя технологии – развитие технического творчества учащихся. Для того чтобы знания, полученные на уроках технологии, были подкреплены практическими умениями и навыками, в школе работает кружок «Рукодельница». Большое место на занятиях отводится эстетическому воспитанию учащихся.

       Задача современной школы состоит не только в том, чтобы подготовить ребенка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. Ведь полноценная, обогащенная ценностным личностным опытом жизнь «сегодняшнего дня» – лучшая подготовка к жизни «завтрашнего дня».

Поэтому необходим такой метод, который бы формировал активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося, как субъекта воспитательного процесса. Развивал бы исследовательские, самооценочные и рефлексивные навыки, нацеливал бы на развитие познавательного интереса учащихся и реализовывал бы принцип связи обучения с жизнью. Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале зарубежной и отечественной педпрактики, принадлежит сегодня методу проектов. Метод проектов расширяет, дополняет и усиливает учебно-воспитательный  процесс, делает его более целостным, системным, ориентированным на  общечеловеческие ценности, отвечающим целям и задачам, современным требованиям  школы.       

       В процессе обучения важно приучать школьников к самостоятельности, вовлекать их в общественную работу. Одним из способов достижения этого  является проектный метод обучения. Так как проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование как метод познания оказывает учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, помогает овладевать культурой мышления и формировать необходимые умения. Предполагается, что внедрение проектного метода в воспитательный процесс существенно повысит инициативу и активность учащихся в жизни классного коллектива, творческие способности, уровень коммуникативных и организаторских способностей, активную гражданскую позицию.

       При работе над проектом особое внимание уделяю формированию умений самостоятельной работы с источниками и информацией,  учебной справочной литературой, периодической печатью. Самостоятельный поиск повышает мотивацию труда, вселяет чувство уверенности в своих силах, способствует самоутверждению в познавательной деятельности.

        Под проектом понимается самостоятельная творческая работа учащегося, выполненная от идей до её воплощения в жизнь под контролем или при консультировании учителя. При этом важно, чтобы тема проекта отвечала возможностям и склонностям школьника, а полученный результат оказался практически востребованным.

        Процесс выполнения творческих проектов состоит из шести этапов. На каждом из этапов предполагается не только комплексное использование учащимися изученного на занятиях по технологии, но и опору на знания и умения, полученные из других школьных дисциплин, а также на свой не большой личный опыт. Это создает благоприятные условия для развития ученика как субъекта педагогического процесса, формирования у школьника таких ценных качеств как самостоятельность, ответственность, критичность и требовательность к себе и другим, настойчивость в достижении поставленной цели и умении работать в команде.

        При работе над проектом ставлю для себя следующую воспитательную ЦЕЛЬ: Воспитание личности, имеющей активную жизненную позицию, готовую к нравственному поведению и творческой деятельности  посредством методов социального проектирования.

ЗАДАЧИ:

  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  • создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
  • формировать нравственное самосознание, ответственность как черту личности.
  • предоставление возможности для самореализации и развития организаторских качеств подростков посредством участия в проектировании и проведении социально-значимых дел.

   Метод проектов является и личностно-ориентированным и деятельностным, и в конечном итоге ведет к естественному формированию компетентностей, например, информационно-коммуникационных, коммуникативных, учебно-познавательных и т.п.[4]

        Следует отметить, что при использовании метода проектов изменяется роль учителя, причем на каждом из этапов по-разному.

На первом этапе (начинание) роль учителя достаточно высока.

 

 

 

 

 

 

                 Учитель                    ученик

         Учитель  не просто разъясняет смысл задания, а побуждает, организует и ведет мысль обучающихся к самостоятельному поиску решения проблемы (определение темы, целей, исходного положения, формирование рабочих групп).

        На этом этапе развивается коммуникативная компетенция  - так как она предполагает наличие готовности и способности свободно осуществлять коммуникации, способность вступать в коммуникацию с целью быть понятыми.

       На втором этапе (планирование) учителю необходимо создать атмосферу эмоционального и интеллектуального подъема, что даст выход творческой энергии учащихся.

 

 

 

 

 

 

                

               Учитель                          Ученик

       На этом этапе учащиеся формируют задачи, уточняют информацию (источники), выбирают и обосновывают свои критерии успеха. Учитель помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает.

       Здесь развивается  интеллектуальная компетенция – она проявляется в развитых интеллектуальных качествах личности; проявляется в способности владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информаций.

     Третий этап (принятие решений) учитель на этом этапе наблюдает и консультирует. Учащиеся работают с информацией, проводят анализ и синтез идей, выбирают оптимальный вариант решений, уточняют план действий.

 

 

 

 

 

 

 

           Учитель                           Ученик

       На третьем этапе формирую социальную компетенцию, при которой личности присущи гражданские, демократические и патриотические убеждения, освоенные социальные практики, способность действовать в социуме с учетом позиции других людей.

      Четвертый этап (выполнение), учащиеся  продолжают работу над проектом, оформляют его. Учитель  наблюдает за ходом работы, по просьбе учащихся дает совет.

 

 

 

 

 

                  Учитель                     Ученик

        На этом этапе формируется продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

       Пятый этап (оценка результата), учащиеся анализируют выполнение проекта, выявляют причины удач и неудач. Учитель наблюдает, направляет процесс анализа (если нужно). Здесь развивается коммуникативная компетенция.

 

 

 

 

 

                

                 Учитель                  Ученик

        Шестой этап (защита проекта), учащиеся защищают проект, участвуют в коллективной оценке проекта. Учитель участвует в коллективном анализе и  оценке результатов  проекта.

 

 

 

 

 

 

               Учитель                      Ученик

        На заключительном этапе развивается личностная и коммуникативная компетенции.

        В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся,  учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные творческие задачи.

         Проектная культура как часть общей культуры- культуры созидательной преобразующей деятельности – должна стать стилем мышления учащихся, а непосредственное их участие в реализации проектов, под руководством учителя позволяет сформировать у них целостные представления о понимании взаимосвязи созидательного труда и роли человека в созидании.

       В настоящее время метод проектов широко применяется в школах многих стран мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать познания субъектов воспитательного процесса из разных областей, применить их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, ценности.

        Проектная деятельность позволяет детям получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые в будущем. Таким образом, внутренний результат проектной деятельности накопление поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Как правило, все проекты, используемые во внеклассной работе, групповые, и каждый участник находится в одной из ролей (лидер, организатор, критик, исполнитель), которые постоянно меняются. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются навыки, необходимые им для дальнейшей успешной самореализации. Дети учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично[2].

        Таким образом, представляется интересным использование метода проектов в системе воспитательной работы с учащимися, т.к. «всестороннее развитие личности зависит от того, насколько глубоко преломляются в труде все важнейшие составные части воспитания» (В.А.Сухомлинский)[1]

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Д.Е.Аксенов «О трудовом воспитании» Изд. «просвещение», 1983г.
  2. Л.П.Семибратова «Проектная деятельность в воспитательном процессе как способ формирования творческой, самоопределяющей, саморазвивающей личности школьника»
  3. Г.С.Листова «Кружок кулинарии и культуры быта» Москва «Просвещение»,1976г.
  4. Н. Ю. Леонова «Компетентностный  подход в воспитательной работе школы»/ ресурсы Интернета – festival.1september.ru
12.01.2015 15:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!