Предметные знания, умения и навыки, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, так как они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребенка. Обновляющейся начальной школе нужны такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В течение четырех лет работаю над созданием системы уроков технологии по методу проектов, с целью: получить ребенка, желающего учиться и творчески мыслить, у которого сформированы основы толерантного мышления и поведения.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в 1920-е годы прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Основоположником является американский философ и педагог Джон Дьюи. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие креативного мышления.
Предмет «технология» выбран мной потому, что он тесно связан с окружающей жизнью и будущей профессиональной или общественной деятельностью школьников. Для данного предмета вопрос о том, как изучать, имеет не меньшую, а нередко и большую значимость, чем вопрос о том, что изучать в рамках данного предмета.
Преподавание уроков технологии в УМК «Перспективная начальная школа» не только допускает, но и предполагает введения метода проектов как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.
Какие же виды проектных заданий следует предлагать школьникам, чтобы они учились изобретательской, творческой деятельности? Есть несколько разновидностей конструкторских задач, доступных учащимся младшего школьного возраста, которые, по сути, и являются проектными: это задачи на доконструирование, переконструирование изделия и собственно конструирование. Эти задачи различаются по характеру поисковой и познавательной деятельности:
В первой, преобладает рационализаторская деятельность;
Вторая, совмещает виды рационализаторской и изобретательской деятельности;
В третьей, преобладает изобретательская деятельность.
Проектная деятельность способствует формированию технологической культуры учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Она не ориентирует школьников на готовые знания, а выявляет и развивает творческие способности учащихся. Первый вид заданий связан с доконструированием изделия, с решением конструкторских задач и требует от учеников творчества, изобретательности. При выполнении подобных заданий ученикам нужно не просто вспомнить или повторить известные пути и способы работы, а осуществить творческий переход имеющихся знаний и умений в новую ситуацию. Второй вид задач на переконструирование изделия связан с необходимостью внесения в устройство или внешний вид изделия некоторых конструктивных или декоративных изменений, что изменит принцип его действия или преобразит внешний вид в соответствии с новыми условиями. Третий вид задач, связанный с собственно конструированием позволяет ученику самостоятельно разрабатывать изделие, подчиняясь поставленной цели. При этом он не просто переделывает заданный образец, а изначально сам определяет все особенности устройства и внешнего оформления. Задания усложняются в зависимости от возраста учащихся и степени развития у них необходимых умений.
Выводы: Результаты диагностики учащихся позволили установить, что применение метода проектов на уроках технологии в начальной школе:
- стимулирует мотивацию детей на приобретение знаний;
- развивает способность применять знания в различных жизненных ситуациях;
- формирует основы толерантного мышления и поведения;
- развивает творческое воображение, или креативность.
Таким образом, результаты убеждают в том, что применение метода проектов на уроках технологии в начальной школе является целесообразной и полезной учебной деятельностью, которая играет значительную роль в формировании ключевых компетентностей личности.