СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования учебных картин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Метод обучения - способ взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Приём обучения (обучающий приём) - кратковременное взаимодействие между учителем и учениками, направленное на передачу и усвоение конкретного знания, умения, навыка. Приём обучения - это составная часть или отдельная сторона метода обучения.[1]

Учитель самостоятельно принимает решение о выборе методов и приёмов обучения на конкретном уроке.

Наглядные методы обучения — это методы обучения, вносящие в методику преподавания разнообразие, способствующие повышению продуктивности учебного занятия, оказывающие положительное влияние на развитие наблюдательности, наглядно-образного мышления, зрительной памяти и внимания. Наглядные методы обучения направлены на осуществление одного из дидактических принципов обучения – принципа наглядности. Выделяют следующие основные виды наглядных методов обучения: демонстрации иллюстрации.

Метод демонстрации – основан на представлении устройств, моделей, видеофильмов и т.д., которые показывают реальные свойства предмета или течение явления (процесса).

Метод иллюстрации предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов и т.д.

На основе восприятия событий, предметов с помощью изобразительной наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления об историческом прошлом.

На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа, средством мотивации. Рассмотрим общие правила методики работы с учебной картиной. Учебная картина, иллюстрация как средство обучения известна с XIX века. В учебно-воспитательном процессе (на уроке и во внеклассной работе) применяется в виде настенных демонстрационных картин большого формата; в виде иллюстративного материала индивидуального и группового пользования в альбомах сюжетных картинок; в виде рисунков в учебниках. Картины могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием. А.А. Вагин выделил пять способов применения картины на уроке: сюжетное изображение в сочетании с рассказом, изучение деталей на картине, анализ картины с целью серьезных обобщений, эмоциональное воздействие на учащихся во время просмотра, дополнительный информативный ряд. Д.Н.Никифоров указывал на целесообразность сочетания работы с картиной и документами, художественной литературой, условно-графическими средствами, иллюстрациями учебника. Методисты И.В. Гиттис, Н.В. Андреевская, А.А. Вагин определили различные временные методические моменты в использовании картины на уроках. Она может стать отправным моментом урока, его завязкой, тогда все изучение нового материала строится вокруг нее. Для иллюстрации и детализации объяснения, картина может быть включена в процесс изучения нового материала по ходу изложения. Тогда она может быть продемонстрирована и вновь убрана. Также картина может служить средством обобщения и закрепления материала, она демонстрируется в конце урока или при закреплении новых знаний.[2]

В работе над учебной картиной выделяют несколько этапов, которые помогут наиболее активно и плодотворно провести работу по изучаемому материалу:

1.Подготовка к восприятию картины, сопровождающаяся сообщением названия и автора, и замечанием о смысле ее демонстрации.

2.Первичное восприятие картины, которому отвечают вопросы: «Что? Где? Когда?»

3.Осмысление отдельных деталей картины, их анализ.

4.Обогащенное понимание целостной картины: обобщение на основе установленных связей между отдельными частями и выводы из анализа деталей.[3] Работа по картине должна проводиться последовательно, чтобы усвоение материала было более результативным.

Последовательность работы по картине на уроке: 1) учитель открывает или вывешивает картину в тот момент, когда по ходу объяснения подходит к описанию изображенного на ней;

2) дает учащимся некоторое время для восприятия в целом только что появившегося перед ними изображения;

3) начиная рассказ, указывает место и время действия;

4) дав общее описание обстановки, фона, на котором развернулось действие, останавливается на главном;

5) выявляет детали и частности;

6) в заключение делает общий вывод, указывает существенные признаки явления.

Возможен также анализ произведения художника:

1. Имя автора и время создания произведения.

2. Содержание произведения: его сюжет, кто изображен, что изображено. (передний план, центр, задний план, обстановка, в которой изображены люди, — интерьер помещения, пейзаж).

3. Средства выражения: объемность, пропорциональность, перспективность, цвет.

Организуя самостоятельную работу с картиной, необходимо научить школьника:

1) правильно воспринимать, рассматривать, анализирую картину;

2) извлекать из нее исторические знания;

3) использовать картину в своем рассказе и самостоятельно строить рассказ по картине; понимать картину как исторический источник и как произведение искусства.

4) понимать какие чувства и идеи вложил художник в свое творение. Необходимо обратить внимание на названия иллюстраций, текст под ними, дополняющий основной текст параграфа.[4]

Разъясняя домашнее задание, учитель должен дать указания и к работе с иллюстрациями, включить в него вопросы, ответы на которые могут быть получены из иллюстраций (например, описать внешность Александра Невского и его характер на основе текста, репродукции картины П.Д. Корина «Александр Невский» и рисунка «Ледовое побоище»).

В качестве примера описания исторической картины рассмотрим картину Е. И. Данилевского «К полю Куликову». К этому историческому полотну предлагается раздаточный материал, который поможет ученикам более углубленно понять характер исторических персонажей, автобиографические данные о художнике, создавшем эту картину и его личном отношении к событию.

Работа с учебной картиной на уроке строится либо как наблюдение и анализ содержания объекта, либо как практическая работа с ним. Привлекая на уроке наглядность, например, учебную картину, необходимо добиться, чтобы школьники не просто «взглянули на картинку», а действительно увидели, что там изображено, обратили внимание не только на общий план, но и рассмотрели бы детали, которые часто наиболее важны для исторического анализа. В традиционной методике такая работа может выстраиваться в ходе беседы или рассказа на основе сюжетно-образного повествования или художественного описания.[5]

В то же время накоплен разнообразный опыт нетрадиционных приемов, который не менее, а иногда и более эффективен. Это и драматизация, и персонификация, и воображаемая экскурсия.

Рассмотрим методы и приемы работы с учебной картиной. Главное, чему должен научить учитель школьников, — умению вглядываться в детали, замечать подробности, подчеркивающие исторические реалии, которые проявляются в процессе рассматривания. Для того чтобы ученик сам мог найти, обнаружить детали, учитель несколько раз должен показать ему образец такой работы, а затем помочь провести эту работу посредством специально сформулированных вопросов. Таким образом, важным методом работы с изобразительной наглядностью можно назвать рассказ учителя.

Рассказ учителя по учебной картине — объяснение нового материала или закрепление пройденного на основе анализа учебной картины. Не следует путать этот рассказ с обычным рассказом учителя, где картина выступает в качестве иллюстрации. В данном случае сам рассказ играет вспомогательную роль. Он раскрывает содержание картины. Это рассказ-наблюдение, рассказ-описание. В начальной школе рассказ допускает вопросы учителя (элементы беседы). [6]

Пример. Рассказ-описание по картине С.В. Иванова «Баскаки». Нелегко жилось русскому народу под ордынским игом. Давайте познакомимся с жизнью русских людей, побывав в одном из русских городов XIII в. Мы видим дома под двускатными крышами, несколько дворов, маленькую церковь, ограду, сторожевые башни. Все построено из дерева. Площадь вокруг деревянной церкви запружена народом. Кругом шум, суета. На площади мы видим человека на коне, в войлочной шапке: на нем желтый халат и червленые сапоги с загнутыми мысами. Это и есть сборщик дани — баскак. По всему видно — он чувствует себя хозяином. Его совсем не тревожат страдания людей, собравшихся здесь. Мы видим, что повсюду над толпой возвышаются грозные монголо-татарские всадники с копьями и щитами в руках. Кожаный шлем, кольчужная сетка закрывает лицо, шею, плечи, доспехи прикрывают грудь. Баскак властным взором оглядывает окрестности. У ног его коня на разостланном на земле холсте сложены в одну кучу дорогие оклады икон, кошельки с деньгами, жемчужные ожерелья, кувшины и другие ценные предметы. Рядом со всем этим добром стоят на коленях со связанными руками женщины, мужчины, подростки. Это живая дань. Этих людей уведут в неволю, где они станут рабами. Давайте внимательнее их рассмотрим. Женщина в синем сарафане на переднем плане низко склонилась, покорно опустив голову. Она смирилась с судьбой. Видимо, она знает, что с непокорными ордынцы обращаются очень жестоко. С ненавистью смотрит на плеть чернобородый крестьянин в синей рубахе. Немного левее тиуна — повозка, в которую сложат собранное имущество, а отданных в неволю погонят вслед. Жители города собрались проводить своих родственников и знакомых. Но несколько конных воинов не подпускают их близко, боясь беспорядков. Одна телега, доверху нагруженная мешками с хлебом, уже готова для отправки. Скоро, скоро тронется поезд из повозок с данью. Преклонив головы, стоят перед баскаком старейшие жители города. Они ничего не могут сделать. Пробовали люди не один раз восставать, но тщетно — ордынцы жестоко подавляли все выступления. Слаба еще Русь. Народ не в силах дать отпор. Остается только покориться татарской воле.

Другим наиболее распространенным методом работы с учебной картиной является беседа. Беседа по картине — это организация наблюдения посредством направляющих вопросов учителя.

Например, эвристическая беседа по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века». Посмотрите, перед вами картина «Славянский поселок VIII века». Наша задача сегодня: работая с этой картиной, понять, какими были наши предки — славяне, как они выглядели, где и как они жили, как одевались, чем занимались.

- Что вы видите на картине? (небольшую деревеньку на берегу реки, огороженную забором, ее жителей)

Это славянский поселок. Мы видим, что славянский поселок находится на возвышенности и огорожен частоколом («часто» - «кол»).

- Как вы думаете, почему? Ограда защищает от врагов, а также от диких зверей. С вершины холма можно заметить любого врага. На возвышенности дома защищены от сырости.

- Что вы видите рядом с поселком? (реку, лес) Что давало славянам такое соседство? Река — это и вода для питья, приготовления пищи, купания; по рекам передвигались на далекие расстояния, в реке ловили рыбу. В лесу охотились, собирали ягоды, грибы, коренья, хворост.

- На каких животных могли охотиться в то время?

- А что делает человек на переднем плане? (пашет землю).

- Посмотрите, какие орудия труда использовались в земледелии? (двузубая соха и борона-суковатка — обрубок суковатой ели). Земледелие у славян было нелегким делом. Надо было сначала вырубить все деревья и кустарники, сжечь их, смешать землю с золой, чтобы она была плодородной, а потом уже можно пахать. Через несколько лет эта земля переставала быть плодородной, и нужно было расчищать новый участок. Такая система земледелия называется подсечно-огневой.

- Что мы видим на переднем плане? (людей с оружием).

- Кто это? (охотники). Чем они вооружены? (копье, лук, стрелы, топор).

- Посмотрите, в ворота поселка пастух загоняет животных. О каком занятии древних славян это говорит? (скотоводство).

- Какой скот приручили древние славяне? (овец, коров, коз).

- Посмотрите, что находится на столбах ворот? (черепа быков). О чем это может свидетельствовать? (о том, что славяне в тот период были по своим религиозным верованиям язычниками).

- Мы видим на картине женщину с коромыслом. Как вы думаете, чем занимались женщины в поселке? (шили одежду, доили коров, ухаживали за домашней птицей, готовили пищу: в глиняных горшках варили уху, мясо, каши).

- Давайте внимательно рассмотрим внешний вид древних славян. Как они выглядели? Мужчины одевались в длинные свободные рубахи, подпоясанные кожаным поясом, и штаны из грубого холста, а женщины — в длинные платья или сарафаны. Голову украшали обручами. В холодное время на голову надевали войлочные или меховые шапки. На ногах у них были лапти, сплетенные из лыка, или туфли, сшитые из целого куска мягкой кожи.

- Итак, какие занятия древних славян вы можете назвать?

Распространенным приёмом работы с учебной картиной является персонификация. Персонификация это монолог от лица одного из изображенных на картине персонажей. Посредством этого приема предлагается рассказать историю с точки зрения какого-либо героя картины.[7]

Пример. Персонификация по картине Б.М. Кустодиева «Школа Московской Руси». Давайте поговорим с одним из учеников. Вот что он поведал нам: «Меня зовут Гордей. Когда мне было 8 лет, отец мой — стрелецкого полка сотник — решил, что мне уже пора учиться. Матушка плакала, причитала, жалея меня, отговаривала отца: «Пусть еще погуляет, в школе строго». Но отец настаивал: «Ничего, даже царские дети так учатся. Какое же учение без розог». Сговорились они с мастером Агафоном Никифоровичем о цене за обучение. Так я и оказался в школе. Детей было не много. Покажет мастер буквы: «аз, буки, веди», и мы хором повторяем. Книга у нас одна на всех. Мастер с ней в руках переходил от одного к другому. Все, что читали, нужно заучить наизусть. Нелегко дается учение. Не раз я розог пробовал. Но Агафон Никифорович говорит, что «за одного битого двух не битых дают».

Приёмом работы с учебной картиной является драматизация. Драматизация — это воображаемый диалог, который может происходить между героями, изображенными на картине.

Персонажи картины становятся как бы действующими лицами маленького спектакля, слова за них могут придумать сами учащиеся с помощью вопросов учителя.

Пример. Драматизация по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века». Устало выглядит пахарь на первом плане. Он еле идет, да и лошадь тоже устала. Давайте послушаем, о чем пахарь спрашивает у возвращающихся охотников. (Как вы думаете, о чем они могут разговаривать?)

- Эй! Ну что, охотнички! Много дичи добыли? А то я уже очень устал и в животе пусто!

- Да хватит на пару дней! Вон малец - удалец двух зайцев подстрелил, да и мы постарались! Голодными не останемся! А ты совсем уставший. Да и лошадь еле идёт.

- Сегодня последний день пахоты. Завтра уже сажать. Смотрите: и рыбаки вернулись. Как-то удался им улов?

- Птицы распелись сегодня не на шутку — видно, к жаркому дню.

Приёмом работы с учебной картиной является воображаемая экскурсия. Воображаемая экскурсия — это организационная форма обучения, прием, с помощью которого дети мысленно переносятся в изображенную на картине историческую действительность и могут обойти каждый уголок нарисованной местности, пообщаться с каждым персонажем, с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов. Если в драматизации общение происходит между героями картины, то в воображаемой экскурсии — между «экскурсантами» и изображенными персонажами. И по форме, и по содержанию воображаемая экскурсия более свободна, она может включать в себя и драматизацию, и персонификацию. Воображаемая экскурсия выстраивается в основном из описательного материала, который вкладывается в уста персонажей картины.

Пример. Воображаемая экскурсия по картине В.А. Малышева «Славянский поселок VIII века». Давайте представим, что мы можем путешествовать во времени. Мы попали в славянский поселок VIII в, который изображен на картине. Место для такого поселка выбирали старшие мужчины. Необходимо, чтобы оно было рядом с рекой, лесом и земля подходила для земледелия. Жилища обнесли высоким забором, чтобы обезопасить всех жителей и от врагов, и от диких зверей. Сейчас на дворе весна. Посмотрите, в поселке каждый занят своим делом. А теперь мы можем обойти все уголки и поговорить с жителями. Подойдем к мужчинам, возвращающимся с охоты. Охотнику необходимы такие качества, как ловкость и быстрота. Ему нужно выследить зверя, а затем убить его. На охоту славяне часто брали с собой детей, учиться этому занятию необходимо с малолетства. Мы знакомимся с охотниками, поговорим с пахарем. Чтобы осмотреть жилище славян, мы входим в ворота и приближаемся к небольшому домику. Стены его сложены из толстых бревен. Крыша дома покрыта толстым слоем соломы. Несколько ступенек — и мы оказываемся внутри дома. Пол в нем на метр углублен в землю. Здесь прохладно, сыро и темно. Слабый свет еле-еле пробивается сквозь небольшие оконца. Женщина, хозяйничающая в доме, рассказывает нам: «Когда холодно, мы закрываем окна досками или соломой, чтобы тепло не уходило». В углу мы видим печь, сложенную из камня. Мы замечаем, что она топится по-черному, т. е. дым из печи выходит через все отверстия, которые есть в доме. Около печи стоят глиняные горшки, в них готовят пищу. «Печь нас и греет, и кормит». Почти все свободное место занимают стол и три деревянных лавки. В углу несколько охапок сена, покрытых шкурами, они служат славянам постелями. Нам хочется поскорее выбраться к солнышку. Жители славянского поселка одеваются просто. Мужчины носят просторные штаны и длинные — по колено — рубахи из грубой льняной ткани, подпоясанные кожаными ремнями. Женщины одеты в более длинные, чем у мужчин, льняные рубахи и платья очень простого покроя, которые иногда украшаются незамысловатой вышивкой. В прически женщины любят вплетать серебряные кольца самой разной формы (в каждом племени — особенной). На ногах — обувь из мягкой кожи, а также лапти из лыка или коры деревьев (липы, ивы, вяза, березы, дуба), а иногда из старых веревок, конского волоса и даже из соломы. Лапти служат рабочей обувью.

Приведен пример готовой экскурсии, которую проводит учитель по уже имеющемуся материалу, но возможны варианты воображаемой экскурсии с привлечением учащихся.

Приёмом работы с учебной картиной являются задания по картине.

Учитель закрывает название картины. Учащиеся должны придумать его сами.

  • Выявить, что картина может рассказать по теме, изучаемой на данном уроке.
  • Определить, что говорят вещи о времени, изображенном на картине. Что носили; как путешествовали; как были вооружены; из чего изготавливали оружие, предметы быта, одежду, обувь, а также о ремеслах.
  • Составить устный (письменный) рассказ по картине.
  • Написать мини-сочинение по картине.

Изобразительная наглядность, учебная картина, используется не только для иллюстрации, но и в качестве самостоятельного источника знаний для создания проблемных ситуаций, исследовательской деятельности.[8]

Выводы по второй главе

Цель начального обучения истории – формировать образные представления об историческом прошлом у младших школьников.

Наглядный метод иллюстрации предполагает показ обучающимся иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов и т.д. На основе восприятия событий, предметов с помощью изобразительной наглядности в процессе обучения у учащихся формируются образные представления об историческом прошлом.

Учебная картина – это наглядные пособия, созданные художниками или иллюстраторами к темам школьного курса. Картины отражают явления или события прошлого. На уроках картины используются для решения различных учебных задач: они могут быть источником новых знаний, материалом для обобщения, иллюстрацией рассказа, средством мотивации.

Методы и приемы работы с учебной картиной на уроках:

рассказ учителя по учебной картине, раскрывающий содержание картины; беседа по картине, организация наблюдения посредством вопросов учителя;

персонификация, монолог от лица одного из персонажей картины; драматизация, воображаемый диалог, между героями, изображенными на картине; воображаемая экскурсия, мысленное перенесение в изображенную на картине историческую действительность; задания по картине: рассказ, мини-сочинение по картине и т.д.

Учитель самостоятельно принимает решение о выборе методов и приёмов обучения на конкретном уроке.

Учебные картины как произведения живописи и как исторический источник дают возможность на уроках активизировать различные виды учебно-познавательной деятельности учащихся.

[1] Подласый И.П. Педагогика начальной школы. - М.: Владос, 2008. – С. 95.

[2]Наглядный и словесно - печатный методы обучения истории//[Электрон, ресурс]/ Режим доступа: [https://studopedia.su/9_48721_tema-naglyadniy-i-slovestno-pechatniy-metodi-obucheniya-istorii.html]

[3] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.128-129.

[4] Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: Практ. пособие для учителей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.128-129.

[5] Алиева З.С. Учимся анализировать художественное произведение // Начальная школа. – 2020. - № 4.– С. 46-49.

[6] Данелян Н.Г. Обучение младших школьников описанию картины // Начальная школа. – 2020. - № 2.– С. 35-37.

[7] Грибенникова Т.В., Репина Л.В. Приёмы изучения художественного произведения // Начальная школа. - № 6. – 2020. – С. 36-40.

[8] Принцип наглядного обучения. //[Электрон, ресурс]/ Режим доступа: [https://studopedia.su/11_116486_printsip-naglyadnosti-obucheniya.html]

03.04.2022 20:00


© 2022 1197

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!