СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мастер-класс.

«Развитие творческих способностей учащихся

 на уроках в начальной школе»

 

Уважаемые коллеги,  я рада приветствовать всех собравшихся в этой аудитории.. Уверена, что наша встреча будет полезной и запоминающейся для всех нас.

А тему нашей встречи мы сможем определить, выполнив небольшое задание.

(Слайд 1) Посмотрите на экран, на нем изображен ключ, как вы думаете, от чего может быть этот ключ? (отвечающие 8 человек, проходят на места для команд)

Спасибо, за ответы! Высказывая свои предположения, вы проявили неординарность мышления, креативность, а это неотъемлемые составляющие творчества.

Итак, тема моего мастер-класса  «Развитие творческих способностей учащихся  на уроках в начальной школе». (слайд 2)

              Развитие творческих способностей учащихся, в наблюдающемся  в современной ситуации общественного развития очевидным кризисом как материальной, так и духовной сферы, вопрос актуальнейший для нашего государства. Кризис духовной сферы подразумевает отсутствие стремления к творчеству и развития творческих начал у детей. Последний кризис гораздо важнее первого, так как процесс духовного возрождения довольно длителен и затрагивает каждого человека.  При этом необходимо помнить о том, что активизация внимания к вопросам творческого мышления и творческих способностей, а так же их развития особенно важна в переходные моменты истории. Поэтому одной из первоочередных задач современного образования становится создание максимально благоприятных условий для развития творческих способностей  детей.

            В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения.

Из всего вышесказанного следует, что далее мы будем говорить о том, как я в своей ежедневной работе на уроках даю возможность обучающимся, исходя из их индивидуальных способностей, реализовать свой творческий потенциал.

Нашу встречу мы начали с обсуждения изображения ключа, на самом деле этот ключ от далекого южного и теплого города Ставрополя, из которого я приехала в Новый Уренгой. С помощью уже образовавшихся команд, я бы хотела рассказать вам о своем городе.

Игра "Ребус"     (слайд3)

Расшифровав ребус, узнайте второе название г.Ставрополя. Приступаем к работе.

(команды работают)

Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей.

 Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения.

Центральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.

Проверим работы. А поможет нам в этом песня ставропольского поэта-песенника Сергея Юркина «Город Креста» (слайд 4)

Работа над закрытой картиной. (слайд 5)

Уважаемые коллеги! Приступаем к  следующему виду нашей творческой работы – мы нарисуем пейзаж города Ставрополя по  закрытой картине.

                На картине есть передний, второй, задний план. На сюжетной картине лето. Линия горизонта делит картину пополам.

На переднем плане этой картины в самом центре находится клумба, с ярко-красными каннами посередине и двумя ярко-желтыми полосками тагеттисов по краям.

При работе с закрытой картиной дети погружаются в загадочный мир рисования, приучаются к дружной групповой работе, слаженности, распределению обязанностей, развивается фантазия, воображение.

 

На втором плане картины памятник солдату.

На заднем плане кристально чистое, голубое небо.

Что же такое «творчество»? Определений творчества много, но практически все они схожи в одном — творчество — это создание чего-то нового, оно противостоит разрушению, шаблону, банальности, оно вводит человека в атмосферу вечного поиска. Значит, это новые знания – открытия, изобретения, конструирование, решение мудрёных задач, это искусство - стихи, рассказы, песни, музыка, декламация, театр, рисование и живопись, лепка, создание новых игр, новых слов и так далее.

В развитии творческого мышления важную роль играют вопросы учителя. Например: Какими средствами автору удалось с такой выразительностью описать красоту природы? На уроках чтения необходимо как можно чаще давать учащимся возможность говорить о том, что они чувствовали, переживали во время чтения, говорить о собственном настроении; уметь оценивать поступки героев произведения, отношения автора к описываемым событиям. Оценивая поступки героев прочитанного произведения ученик должен аргументировать свой ответ.

Для развития творческого мышления можно использовать на уроках русского языка и чтения самые разнообразные методы. Например: подобрать слова сходные или противоположные по смыслу; продолжить рассказ; составить памятку; придумать сказку, слова, словосочетания; составить предложения со словами, из данных слов, по картинке, по схеме, со словосочетанием; распространить предложение; составить рассказ по вопросам, по содержанию текста, по картинкам, на основе собственных впечатлений; нарисовать словесную картинку к рассказу; озаглавить рассказ, части рассказа; стихотворения и т.д. Включение в структуру уроков подобных заданий создает возможность вовлечь учащихся в посильную для них творческую деятельность, что является необходимым условием формирования различных творческих качеств мышления школьников.

Вернисаж готовых работ. Проверим работы. Молодцы, справились с данной работой. А вот закрытая картина. (слайд 6)

 Сравните со своей. К этому виду работы можно добавить задание – озаглавить картину, написать по ней сочинение и тогда выполненную работу можно смело считать проектом. А проектная деятельность - неотъемлемая часть творческого развития ребенка. Проектная деятельность дает возможность ребенку развивать логику, умение работать по определенному алгоритму, структурировать приобретаемые знания, систематизировать их.

Следующее задание. Сочинить стихотворение в защиту своей картины по предложенным рифмам. Приступайте к работе.

Вариант 1

Все города, как люди, непохожи. ………………………………….. ………..поверь. Но нету места для меня дороже, …………………………………………… полей! Он утопает в зелени шумящей, ………………………………………… листвой. Акаций запах сладостный, пьянящий ………………………………………………. весной. А летом солнце бережно ласкает ………………………………………………… хоровод. И лето, и мороз у нас бывает, ………………………………………………….. год! Он радостно своих гостей встречает, ……………………………………………………. даря. Но, если кто-то к нам с мечом нагрянет, ……………………………………………………. за себя.  

Вариант 2

Есть города и больше, и престижней, ………………………………………………….. вполне. Но только я не представляю жизни ………………………………………………………… мне. Хочу я в жизни многого добиться, …………………………………………………………. плечу. ……………………………………………………….. гордиться. ……………………………………………………………… хочу!

 

Сущность понятия "проектная деятельность" связана с такими научными понятиями и категориями как "проект", "деятельность", "творчество", имеющими разноплановый характер, как с точки зрения различных отраслей научного знания, так и с точки зрения разных уровней методологии науки.

Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. Не готовьте творческие задания персонально для наиболее способных учащихся, этим вы ставите детей в неравные условия и делите их на способных и неспособных. Задания творческого характера должны даваться всему классу. При их выполнении оценивается только успех. В каждом ребенке учитель должен видеть индивидуальность.

Проверка сочинения стихотворений. (слайды 7-14, остановиться на фото креста)

            М.Сотникова         

Все города, как люди, непохожи. Свое лицо, своя судьба, поверь. Но нету места для меня дороже, Чем город в окружении полей! Он утопает в зелени шумящей, Играет ветер молодой листвой. Акаций запах сладостный, пьянящий Окутывает Ставрополь весной. А летом солнце бережно ласкает Роз разноцветных пестрый хоровод. И лето, и мороз у нас бывает, Но Ставрополь прекрасен круглый год! Он радостно своих гостей встречает, Улыбку щедро и тепло даря. Но, если кто-то к нам с мечом нагрянет, Он постоять сумеет за себя. Есть города и больше, и престижней, Красивые, достойные, вполне. Но только я не представляю жизни Без города, который верит мне. Хочу я в жизни многого добиться, И знаю, все мне будет по плечу. Хочу, чтоб город мною мог гордиться. И им всегда гордиться я хочу!

Закончить свое выступление  хотелось бы словами великого русского писателя Льва Николаевича Толстого:

(Слайд15)

Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.

 

 

Спасибо Вам за участие в моем мастер-классе, мне очень понравилось общение с Вами! Говоря о секретах творческого мастерства, я твердо уверена в одном: нужно любить своё дело до полной самоотдачи, вот тогда и рождается творчество. Уйдут повзрослевшие дети, научившиеся размышлять, имеющие свою точку зрения, но придут новые,  милые и  неопытные, смешны и  открытые. Все начинается заново, но уже по-другому…

07.01.2015 18:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!