СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ   НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 

 

   Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется достаточно прочная базовая математическая подготовка. «… Важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех учащихся, независимо от профессии, по которой они обучаются.

Но что мы  часто имеем в реальности: в училище приходят учащиеся с недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками, невысоким уровнем обученности и мотивационным компонентом к учебно-познавательной деятельности. И хотя основные психические показатели обучаемости  в норме, даже высокомотивированные обучающиеся могут работать только на репродуктивном уровне. Исходя из данных проблем, мною были выявлены  следующие противоречия:

  • между невысоким уровнем обученности обучающихся  и требованиями образовательного стандарта;
  • между низкой мотивацией к учебно-познавательной деятельности и требованиями к ключевым компетенциям рабочих кадров и специалистов на  рынке труда.

Разрешение данных противоречий явилось основной побудительной причиной поиска наиболее эффективных способов обучения математике в училище.

Проанализировав литературу, я остановилась на технологиях с использованием групповых форм учебной деятельности по нескольким причинам:

Во- первых, потому, что в условиях существующей  у  нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом образования.

Во-вторых, потому, что на мой взгляд, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к друг другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим.

Научно-методическое обеспечение

При использовании  только традиционных методов обучения потребности обучающихся почти не учитываются. В этой системе «ребенок изначально личностью не является, он может стать ею  лишь в процессе целенаправленных педагогических воздействий», Нынешнее время требует, чтобы в деятельности педагога реализовывались принципы гуманизации образования, учета потребностей обучающихся, усиления самооценочной  деятельности обучающихся, что не вступало бы в противоречие с сохранением их психического и физического здоровья.

В основу опыта положена идея личностно -  ориентированного подхода в обучении  с использованием коллективного способа обучения учащихся математике.

При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся группы. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп обучающихся.

При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп обучающихся - бригад.

Кооперировано-групповая форма предполагает деление класса на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют обучающихся  с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

К групповым относят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения обучающихся. В современной общеобразовательной практике чаше всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. На этот факт обращают внимание М.Д.Виноградова и И.Б.Первин.[2] Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.

Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

  • класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
  • организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством преподавателя;
  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
  • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

В.К.Дьяченко[3], активный сторонник коллективного обучения, подчеркивает, что при общеклассной (фронтальной) работе по и исключается сотрудничество и товарищеская взаимопомощь, определение обязанностей и функций. Все обучающиеся делают одно и то же, они не привлекаются к управлению, так как руководит учебным процессом только один преподаватель. Коллективное обучение, по его мнению, это такое обучение, при котором коллектив обучает и воспитывает каждого своего члена, и каждый член активно участвует в обучении и воспитании своих товарищей по совместной учебной работе. Коллективная форма организации учебной работы - это также общение обучающих и обучаемых в динамических парах или парах сменного состава'. Коллективный способ обучения (КСО) не нов, он применялся в 20-30-е гг. в ходе ликвидации неграмотности. Его преимущества бесспорны, но широкое распространение КСО сдерживается сложностями организационно-методического характера. Все многообразие организационных форм обучения с точки зрения решения ими целей образования и систематичности их использования делят на основные, дополнительные и вспомогательные. В перечне активных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых. Именно благодаря этому групповой метод в качестве дополнительного приема часто используется в других методах: дискуссиях, «мозговой атаке», лабиринте действий и других. Групповой метод обучения является основой так называемого пражского метода, о котором пойдет речь ниже.

Последовательность работы может быть следующей:

– учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых.

Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;

– преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;

– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;

– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;

– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;

– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель.

Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.

При планировании своего урока я всегда стараюсь сделать все возможное, чтобы ученики не были зрителями, а активно работали.

 Идеально, если каждый урок проходит с использованием определенной методики, тогда дети заранее настраиваются, как надо работать на уроке. Я часто свои уроки провожу с использованием коллективного способа обучения, конечно, эту классическую методику следует откорректировать, чтобы применить на современном уроке, но принцип работы в парах дает хороший результат.

Самый простой пример применения КСО – изучение нового материала. При изучении способов решения показательных уравнений, после объяснения преподавателя, обучающиеся получают задания, решают уравнение, проверяют решения друг друга, оценивают, в завершении я в качестве контроля спрашиваю нескольких учеников.

Использую КСО и на уроке по практическому решению задач, когда класс делится на группы, каждая из которых получает свою задачу, после решения задачи происходит контроль. Если я вижу, что с задачей группа не справилась, то они обращаются за помощью к консультантам или знакомятся с решением, представленным в виде электронной презентации за компьютером. При верном решении группа получает следующую задачу. На таком уроке ученики имеют возможность устранить пробелы в знаниях, обращаясь за помощью к учителю, или получить индивидуальную консультацию у одноклассников. Когда у школьников есть возможность активно взаимодействовать друг с другом во время урока, то эффективность усвоения материала заметно повышается.

При проведении обобщающего повторения коллективный метод усложняется применением геометрических головоломок – игра “танграм. Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра “танграм”, в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

Вот одна из них: Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти 4000 лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник Лао. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. И подарили эту игру императору, в которую стал играть Лао. Играя в нее, он постигал начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал терпеливым, как истинный философ.

Название “танграм” - европейское. Вероятнее всего, от слова “тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “линия”)

Исходная фигура – большой квадрат, которая делится на два равных больших треугольника, два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один четырехугольник.

Распечатать шаблон можно на цветном двухстороннем картоне и разрезать по линиям. Более практичные  и долговечные таны делают из пластика. Материалом для такой головоломки может послужить жесткой офисной папки или  из пластиковой  коробки из под DVD.

Головоломка состоит в том, что, нужно используя все семь частей, сложить предложенные фигурки (или составить фигурки самим). Рассмотрим правила игры

  • Составлять фигуры по образцу контуру.
  • В состав каждой фигурки должны входить все семь частей.
  • Части при этом они не должны перекрываться.

Вообще все фигуры, собираемые с помощью танграма, срисованы из реальной жизни – это животные, люди в различных обликах и действиях, какие-то предметы обихода и т.д.

    Сейчас мы с Вами имеем возможность поработать в группах, собирая танграм. Я вам продемонстрирую, как собрать свечу с помощью 7 танов.  (Рисунок1)

                   

  Рисунок 1.  Свеча

 

Предлагаю Вам, коллеги, организовать группы для выполнения задания. Количество участников в группе больше 3 человек.У каждой группы имеется набор танов и рисунки.

Первый этап:              каждая группа  по образцу собирает фигурку. (Рисунок 2) 

Второй этап:           Теперь задача усложняется. Каждая группа собирает по 2 фигурки    человека  по рисунку без образца.  (Рисунок3)      

                                     без образца и защищает свой проект   пословицей, поговоркой,                                            

                                     четверостишьем.

                                                                              Рисунок3

 

Третий этап:               все группы представляют свой результат на одной плоскости, и  вместе мы    создали коллективный портрет нашего   мастер -  класса.

Релаксация

- Что нового Вы узнали на  мастер  - классе?

- Приемлем ли на ваших занятиях коллективный метод?

- В чем заключается преимущество этого метода?

Упражнение  «Обратная связь». Упражнение направлено на осознание участниками полезности и актуальности содержания мастер - класса, получение организаторами информации об отношении участников к проведенному мероприятию.

Ведущий предлагает участникам сочинить стихотворную форму «Синквейн» по определенному алгоритму:

1 строчка – 1 существительное

2 строчка – 2 прилагательных

3 строчка – 3 глагола

4 строчка – 2 подлежащих, 2 сказуемых

5 строчка – существительное, наречие, или междометье.

  •  
  •  

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

  •  

В заключение я хочу сказать, что в современных условиях успешность обучения и его результаты во многом зависят от личности учителя.

Труд учителя — радостный труд,

Быть учителем — значит учиться,

Значит в сердце ребенка писать

Как на чистой тетрадной странице.

Что оставлю я в детских сердцах,

Чем в них слово мое отзовется,

Пусть ни горе, ни боль и ни страх

В школьных стенах их души не коснется.

Только б мыслить мне их научить,

Доброты бы взлелеять побеги,

Ради этого стоит нам жить,

Дорогие мои коллеги!

 

Литература

1 АбасовЗ. Форма обучения -групповая работа // Директор школы, 1999 №5.

2 Виноградова М.Д. Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников М., 1977

3 Дьяченко В.К. Диалоги об образовательных технологиях // Школьные техноло-

   гии №2-3, 2000.

4 Козина М.Е., ФадееваО.М. Нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках.  Волгоград «Учитель»

5 Шпрыгин И.Ф. Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия «Дрофа» 1998

 

 

 

 

 

 

Категория: Математика
11.01.2015 17:04


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!