СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логотехнология. Развитие речевого дыхания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речевого дыхания

Приступая к развитию у ребёнка физиологического дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребёнка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребёнка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Основные параметры правильного ротового выдоха:

  • Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот -«набираем полную грудь воздуха»
  • Выдох происходит плавно, а не толчками
  • Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щёки
  • Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос
  • Выдыхать следует, пока не закончится воздух
  • Во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов

При проведении игр, направленных на развитие у ребёнка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребёнка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать во времени и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Лети, бабочка!

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация

губных мышц.

Оборудование: 2 -3 яркие бумажные бабочки.

Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку

длиной 20 - 40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг

от друга. Шнур натяните так, чтобы он висел на уровне лица стоящего

ребёнка.

Педагог показывает ребёнку бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

Педагог дует на бабочек.

- Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?

Ребёнок встаёт возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребёнок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не надувал щёки, а губы слегка выдвигал вперёд. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Ветерок

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).

Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или ёлочное украшение «дождик». Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребёнку.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.

Осенние листья

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц*

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребёнком букет осенних листьев

(желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу.

Предложите подуть на листья.

- Красивые листья мы с тобой собрали в парке. Вот жёлтый листок, а вот

красный. Помнишь, как листья шуршали на ветках? Давай подуем на

листья!

Взрослый вместе с ребёнком или группой детей дует на листья в вазе,

обращает их внимание на то, какое шуршание издают листья.

Листопад

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц*

Оборудование: вырезанные из тонкой двусторонней цветной бумаги жёлтые,

красные, оранжевые листочки; ведёрко,

Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про

осень,

- Представьте. Что сейчас осень. Красные, жёлтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер -разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья!

Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

- Все листики на земле. Давайте соберём листочки в ведёрко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.

Снег идёт!

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: кусочки ваты.

Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям

про зиму.

- Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем

на снежинки!

Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все

поднимают вату, и игра повторяется снова.

Одуванчик

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных

мышц.

Ход игры: Игру проводят на воздухе - на полянке, где растут одуванчики.

Взрослый предлагает детям найти среди жёлтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои

одуванчики.

-Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно чтобы все

пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.

Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик

один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется

ни одной пушинки.

Также можно организовать игру «Дед или баба?»:

-Давайте поиграем в игру «Дед или баба?»! Подуйте на свои одуванчики

только один раз. Если на головке цветка не осталось пушинок - это лысая

голова. Значит, получился дед. Если пушинки остались - это волосы на

голове - то получилась баба. Выигрывает тот, у кого получился дед!

Вертушка

Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование; игрушка - вертушка

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку - вертушку. Можно

изготовить её самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

Покажите ребёнку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает

вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё

самостоятельно:

-Давайте сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй ещё сильнее - вертушка вертится быстрее.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Песня ветра

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: китайский колокольчик «песня ветра».

Ход игры: Подвесьте колокольчик на удобном для ребёнка расстоянии (на

уровне лица стоящего ребенка) и предложите подуть на него. Обратите

внимание на то9 какой мелодичный звук получается. Затем предложите

подуть сильнее - звук стал громче.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Летите, птички!

Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха;

активизация губных мышц.

Оборудование: 2-3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами)

Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребёнка кладут одну

птичку, Педагог предлагает ребёнку подуть на птичку, чтобы она улетела как

можно дальше (дуть можно один раз)

- Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка

улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха.

Полетела птичка!

В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя - тремя

детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птичка улетела

дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щёки, дули только

один раз, сильно не напрягались,

Катись, карандаш!

Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных

мышц.

Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.

Ход игры: Ребёнок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребёнка

положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на

карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Затем

предлагает ребёнку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит

карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжать игру, сидя

напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца

стола на другой.

Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за

столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один

раз. Побеждает тот, чей карандаш укатится дальше.

Плыви, кораблик!

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация

губных мышц,

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.

Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает

бумажный кораблик. Поначалу лучше использовать пластмассовый

кораблик, так как бумажные кораблики быстро размокают и тонут. Взрослый

дует на кораблик, затем предлагает подуть ребёнку,

- Представь, что это море. Давай пустим в плавание кораблик. Смотри

какой сильный ветер! Как быстро поплыл наш кораблик. А теперь ты

попробуй. Молодец!

Игру можно усложнить, предложив ребёнку покататься на кораблике из

одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом

случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только

сильной, но и направленной.

Можно проводить игру в группе. В этом случае организуйте соревнование:

чей кораблик быстрее приплывёт к цели.

Расти, пена!

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных

мышц.

Оборудование: Стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра,

жидкость для мытья посуды.

Ход игры: Эту игру можно предложить ребёнку после того, как он научится

хорошо дуть через трубочку в стакан с водой ( не пьёт воду, не перегибает

трубочку). Добавьте в воду немного жидкости для мытья посуды, затем

возьмите трубочку и подуйте в воду - с громким бульканьем на глазах у

ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей, Затем предложите

подуть ребёнку. Когда пены станет много, можно подуть на неё.

- Сейчас я устрою фокус - покус! Беру жидкость для мытья посуды и капаю

в воду. Теперь помешаю - ары - бары - топ - топ - топ! Беру трубочку и

дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков!

Теперь попробуй ты подуть.

После того, как дети на индивидуальных занятиях научатся правильно

действовать - дуть в трубочки, не проливать воду и т. п. можно проводить

такое занятие в группе»

Развитие речевого дыхания

Для воспитания речи необходима работа над правильным дыханием. Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов, фраз. Например, для того, чтобы научиться выговаривать многие звуки - С, 3, Ш, Р, - ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот. Слова не должны произноситься слитно, нельзя делать паузы между звуками, добирая воздух. Короткие фразы также должны произноситься на одном выдохе, с плавным переходом от одного слова к другому. Произнося длинные фразы, необходимо научиться делать осмысленные паузы, во время которых происходит вдох.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной.

Приступать к тренировке собственно речевого дыхания можно только после того, как у ребёнка сформирован сильный плавный выдох, то есть достаточно развито физиологическое дыхание. Тренировка речевого дыхания - это обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе*

Предлагаю следующие этапы развития речевого дыхания:

о Пропевание гласных звуков - А О У И Э

о Длительное произнесение некоторых согласных звуков - С 3 Ш Ж Ф X

о Произнесение слогов на одном выдохе

о Произнесение слов на одном выдохе

о Произнесение фраз различной длины на одном выдохе

о Чтение стихотворений

о Пение песенок

о Выразительный рассказ, пересказ текстов

Предполагается постепенное развитие, движение от простого к сложному. Перечисленные ниже игры научат ребёнка плавно произносить на выдохе звуки и слоги, что является начальным этапом развития речевого дыхания.

В играх для развития речевого подражания отработка правильного речевого дыхания является одной из целей проведения игр. Взрослый постоянно следит за тем, чтобы при произнесении слогов, слов, фраз ребёнок правильно использовал дыхание: говорил только на выдохе, не добирал воздух во время произнесения слова, при произнесении фраз делал осмысленные паузы.

Дальнейшая работа по развитию речевого дыхания - произнесение длинных фраз, чтение стихотворений, пение детских песен, обучение рассказу и пересказу, работа над плавностью, темпом и ритмом речи проводится на следующих этапах логопедической работы.

Игры для развития речевого дыхания

Пой со мной!

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном

выдохе гласных звуков - А О У И Э

Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть

«песенки».

-Давайте споём песенки. Вот первая песенка: «А -А —А!» Наберите

побольше воздуха — вдохните воздух. Песенка должна получиться

длинная.

Во время игры педагог следит за чётким произношением и утрирует

артикуляцию звуков. Сначала поём звуки А, У, постепенно количество

«песенок» можно увеличивать,

- Вот вторая песенка: «У- У- У!» Теперь «О- О- О!», «И-И-И!», «Э -Э-Э!»

Можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоёт дольше всех на одном выдохе.

- Давайте устроим соревнование: научим петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Звуки вокруг нас

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков -АОУЫ

Ход игры : Педагог предлагает поиграть в такую игру.

- В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А- А- А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О

— О!» Самолёт в небе гудит? «У- У- У!» А пароход на реке гудит: «Ы- Ы-~ Ы!» Повторяйте за мной.

Педагог обращает внимание детей на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Девочки поют

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков - А О У И, а также сочетаний из двух гласных -АУ, УА, ОУ, ОИ, ИА и т.д.

Оборудование: Картинки с изображением лиц поющих девочек - четко прорисована артикуляция при произнесении гласных звуков А, О, У, И. Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна быть чётко прорисована.

Ход игры: Подготовьте картинки с изображением лиц поющих девочек.

Такие картинки легко нарисовать, главное условие - артикуляция должна

быть чётко прорисована.

В игре могут участвовать 2 - 4 ребёнка. Сначала педагог показывает детям

картинки с изображением поющих девочек и предлагает угадать, какая

девочка, какой звук поёт. Затем раздаёт по одно картинке и предлагает

спеть такой же звук.

После этого организовывается общая игра: дети выстраиваются в ряд,

держа в руках свои картинки, поёт тот, на кого покажет педагог.

- Теперь будем петь общую песенку. Петь будет тот, на кого я покажу

палочкой. Старайтесь, чтобы песенки были длинными.

Следующий этап игры - пропевание сочетаний из двух гласных звуков.

Педагог предлагает повторить за ним такие песенки:

-Давайте споём песенки. Вот первая песенка: «А-А-А—У— У—У!»

Наберите побольше воздуха - песенка должна получиться длинная. А вот

вторая песенка: «У-У-У-А -А-А!»

Постепенно количество и варианты песенок можно увеличивать. Затем

Эта же игра повторяется с использованием изображений поющих девочек.

Педагог ставит рядом две картинки: девочка поёт И, девочка поёт А, и

предлагает угадать, какую песенку поют девочки - ИА- и повторить её.

Такую игру сначала следует проводить индивидуально. Сочетания пар

гласных звуков могут быть самыми разными.

Сдуй шарик

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре,

расставьте широко руки в стороны - получился шар, затем произносите

длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик

сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.

-Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот

такие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка,

и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика: Ф—Ф—Ф! Сдулся

шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик

надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф.

Добирать воздух нельзя.

Змейка

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на

ковре.

-Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на

солнышке. Змеи шипят: «Ш—Щ—Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть

долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух

нельзя.

Насос

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса».

- Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмём насосы и накачаем колёса - вот так! «С - С - С» -работают насосы!

Педагог показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребёнок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Весёлая песенка

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ - ЛЯ.

Оборудование: кукла или матрешка.

Ход игры: предложите малышам спеть вместе с куклой весёлую песенку. - Сегодня к нам е гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поёт песенку: «ЛЯ-ЛЯ- ЛЯ! ЛЯ- ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споём вместе с Катей! Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов.

Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

Категория: Логопедия
29.05.2020 17:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!