СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Логические задачи как средство формирования умственных способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

С введением Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения перед начальным образованием установились новые цели. Главной целью образовательного процесса является - формирование универсальных учебных действий, таких как: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Познавательные универсальные действия включают: обще учебные, логические, а также постановку и решение проблемы: овладение логическими действиями синтеза, обобщения, классификации по родовидовым свойствам, установления аналогий и причинно-следственных связей: овладение основами логического и алгоритмического мышления.

В начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

Мышление — это сложный психический процесс, который включает в себя такие мыслительные операции как синтез, анализ сравнение, обобщение и конечно же самое главное это вывод новых суждений. То есть способность ребенка работать с информацией, выполнять определенные операции и выводить из этого умозаключение.

Мышление есть процесс обобщенного и опосредствованного отражения действительности в ее существенных связях и отношениях. Он представляет собой процесс познавательной деятельности, при котором субъект оперирует различными видами обобщений, включая образы, понятия и категории. Суть мышления - в выполнении некоторых когнитивных операций с образами во внутренней картине мира. Эти операции позволяют строить и достраивать меняющуюся модель мира.

Таким образом, логическое мышление — это мыслительная операция, при которой мы от частных данных и суждений приходим к общему и выводимо умозаключению. То есть истинно знание.

Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими, частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция).

Логическое мышление активно развивается у детей 6-10 лет, когда у ребенка есть основная база знаний о окружающем мире. Дети осознают себя как личность, которая способна решать определенные задачи. Они начинают анализировать полученную информацию и самостоятельно делать выводы, но все равно нуждаются в совете и направлении взрослого.

Так же в этот период у детей происходит развитие и познавательных процессов. Дети узнают способы получения информации и работы с ней.

Таким образом, логическое мышление и познавательные процессы связаны между собой. В процессе познания дети узнают много нового, выполняют определённые операции с ней и выводят с помощью логического мышления умозаключения.

Именно потому развитие личности ребенка должно протекать гармонично и во взаимосвязи всех процессов.

Именно в младшем школьном возрасте наглядно-образное мышление, имевшее в дошкольном возрасте основное значение, трансформируется в словесно-логическое, то есть понятийное понятийное. У ребенка меняется ведущий вид деятельности с игры на учебу. В этом возрасте у ребенка появляется необходимость в познании и развитии. Вот потому в начальной школе чрезвычайно важно уделять внимание становлению логического мышления.

Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь важной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в начальной школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному. Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития мышления является решение школьниками нестандартных логических задач. Именно они способствуют развитию словесно-логического мышления.

В процессе решение нестандартных логических задача задействуются все психические процессы. Заставляют ребенка думать, мыслит нестандартно, при этом активно используется воображение. Некоторые из задач дети могут решать с помощью игры.

Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей.

Традиционно считается, что начальный курс математики не более чем набор несложных арифметических задач, обязательный для всех учащихся. В учебниках даётся большое количество таких задач, не забывая о главном – учить ребёнка думать, логически обосновывать своё мнение, организовывать свою деятельность, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Все эти умения в курсе математики формируются не в результате специальных занятий, а на каждом уроке в работе с моделями простейших жизненных задач, имеющих математическую основу (расчёт стоимости покупки при походе в магазин, выбор формы и размера коврика для пола и т.д.).

Важнейшей целью курса математики в начальной школе является развитие интеллекта ребёнка. В современных педагогических и психологических исследованиях доказано, что это развитие должно сопровождаться процессом моделирования как формой продуктивного мышления. Модели, позволяющие детям перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному, - это рисунки, схематические рисунки, простейшие схемы, таблицы, математические знаки и символы. Именно в этом и проявляется переход от одного способа мышления к другому.

Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе и, особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного присвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними. Но не у всех детей получается сразу перестроиться, кому-то это дается тяжелее чем другим и при работе это тоже над учитывать.

Решение логических задач в каждом УМК определяется отдельное место и значение.

Рассмотри УМК «Школа 2100». Главная цель данного УМК конечно же научить детей самостоятельно учиться и применять полученные знания при решении теоретических задач, а также работать с информацией выполняя анализ и синтез.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения содержания является включение наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия над ними», «Текстовые задачи», «Величины», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», ещё и таких содержательных линий, как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи». Кроме того, следует отметить, что предлагаемый курс математики содержит материалы для системной проектной деятельности и работы с жизненными (компетентностными) задачами.

В учебниках Образовательной системы «Школа 2100» использован принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат учебные материалы, входящие в минимум содержания (базовый уровень), и задачи повышенного уровня сложности (программный и максимальный уровень), не обязательные для всех. Таким образом, ученик должен освоить минимум, но может освоить максимум.

Важнейшей отличительной особенностью данного курса с точки зрения деятельностного подхода является включение в него специальных заданий на применение существующих знаний «для себя» через дидактическую игру, проектную деятельность и работу с жизненными (компетентностными) задачами.

Непрерывная линия учебников системы «Начальная школа XXI века» закладывает фундамент для развития и формирования логического мышления уже в первом классе, где у детей начинают формироваться простейшие умственные действия, основанные на умениях наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.

В этом курсе математики даются теоретические сведения о логике, и вводится логико-математическая линия курса, что отличает эту программу от других, в которых таких новшеств не прослеживается.

Мы видим, что авторы "Начальная школа XXI века" придают большое значение развитию мышления, а также реализуют математическую подготовку к дальнейшему обучению и закладывают основы для овладения школьниками определённым объектом математических знаний и умений.

Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей. Сегодня математика как живая наука с многосторонними связями, оказывающая существенное влияние на развитие других наук и практики, является базой научно-технического прогресса и важной компонентой развития личности. Одной из основных целей изучения математики является формирование и развитие мышления человека, прежде всего, абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое (дедуктивное) мышление, алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д.

Реализации этой цели может и должно способствовать решение на уроках математики различного рода нестандартных логических задач. Поэтому использование учителем начальной школы этих задач на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

04.05.2023 15:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!