СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лингвистический анализ текста на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема, названная в заголовке, далеко не новая для всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка в школе. Однако сегодня, считаю, к ней надо подходить с принципиально иных позиций. Ведь последние года пристальное внимание педагогической общественности области привлечено к Единому государственному экзамену по русскому языку, где важное место в системе заданий отводится проверке уровня культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка. Где залог успеха такой работы? Именно в обучении лингвистическому анализу текста на уроках русского языка, которое надо начинать как можно раньше. Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6-8) мною целенаправленно и планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах.

Урок русского языка в 6 классе.

1. Психологическая подготовка к теме урока.

( Звучит музыка – П.И. Чайковский «Времена года» («Октябрь») и идет показ слайдов об осени).

Сегодня на уроке мы вновь будем говорить об осени. Вспомните, мы уже рассматривали стихотворные тексты, посвященные осени (стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета), описывали картину С.Ю. Жуковского «Осень. Веранда», делились своими впечатлениями об осени в сочинении «Мало ли что можно делать в лесу».

- А какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?

- Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагируем мы на них по-разному. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц, и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычная красота пестрого осеннего леса, кто-то безразличен ко всем этим изменениям. Но есть люди, которые видят все, что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои мысли, чувства, настроение так, как это делают писатели. Благодаря этому мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» Но читая описание осени у разных писателей, мы видим, что осень у каждого из них разная, особенная. Сегодня мы обращаемся к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем с чудесной зарисовки писателя Николая Сладкова «Золотой дождь». Постарайтесь понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.

2. Знакомство с текстом.

Золотой дождь.

Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.

И до того налились и пропитались солнце, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.

Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.

капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.

Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

Н. Сладков

3. Лингвистический анализ текста.

- О чем этот текст? (О листопаде.)

- Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употреблялось в тексте? ( По смыслу текста.)

- Как вы думаете, зачем автор называет листопад "золотым дождем", почему бы не сказать просто: "Листопад"? ( Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление - листопад - необычно и удивительно красиво, для этого он использовал не само слово, отражающее природное явление, а создал образ листопада.)

- Нам необходимо разобраться, как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимаем, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения : ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОШКИ И ЩЕЧКИ,СПИНКИ И ЖИВОТИКИ. "Переведите" слова автора на обычный язык, назовите все своими именами.

- Посмотрите, какой многословный у нас получился перевод, а у Сладкова все - в одном предложении!

Читаем следующее предложение : И ДО ТОГО НАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИ СТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ - БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)

- Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет. Под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску.

- Как вы считаете, автор не знает этого? ( Знает, но ему нужно показать листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)

- Читаем дальше : НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ. Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ? Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол «ЗАКАПАЛИ» передает действия единичных явлений, а глагол «ПОТЕКЛИ» - действие сплошного потока. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.)

- Прочитайте следующее предложения: ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ. ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ. ПОНЕСЛИСЬ КУНИЦАМИ. НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть автор ошибся? ( Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ И ЗОЛОТЫЕ.)

- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора - индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. "Характеры" разные, вот и действуют они по разному.)

- Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. ( Противоречия нет. Дождь у Сладкова - необычный, золотой. Автор следующим предложением это подтверждает: ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)

- Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы? (Автор показывает изменения в осеннем лесу.)

- Действительно, дождь у Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами: происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:

КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ - СОРВЕТСЯ ЛИСТ.

СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ - ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ.

ВЕТЕР НАЛЕТИТ - ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.

КОСАЧ ВЛОМИТСЯ - ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.

Обратите внимание на существительное КАПЛЯ. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может СОВЕРИТЬ КАПЛЯ. ( Капнет, растечется, высохнет, упадет.) А Сладков использует глагол ЩЕЛКНЕТ. Щелкнуть может дверной замок, птица, бич. Почему же у Сладкова капля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому натянутому листочку звучит, как щелчок.)

- Следовательно, автор рисует не только зримую, но и звуковую картину. Перечитайте текст каждый вслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста. Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящих звуков, что соответствует осенним шорохам, шелесту.)

- Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то важное при таком прочтении было упущено. Что же? (Смерч - пестрый, косач - неуклюжий; водопад - сверкающий.)

- Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) И не только картину. Как характеризует прилагательное «НЕУКЛЮЖИЙ» косача? (При помощи данного определения показан характер движения данной птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? ( Глагол дополняет характеристику птицы: не просто СЯДЕТ, а ВЛОМИТСЯ.)

- Итак, мы видим, что у Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова ВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.

ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ - так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью.

Мы видели, как изобразил одно из явлений осени - листопад Н.Сладков. Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.

4. Знакомство учащихся с текстами, посвященными осени.

Обиженной девочкой осень

Уходит,

Срывая цветы.

И осень,

Как девочка, плачет

Над россыпью алой листвы.

Ф.Васильев

Осенью листья рассылает,

Золотую стаю,

Не простые, золотые

Я листы читаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу, читаю.

А. Барто

- В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? ( У Ф. Васильева осень - обиженная девочка, у А. Барто - почтальон, рассылающий письма - листья, у Г. Сулеймановой - красавица девушка, у И. Бунина - тихая вдова.)

- Назовите приметы каждого образа осени.

- А теперь каждому из вас предстоит стать писателем и написать об осени, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит осень в каком-то образе, придумает атрибуты каждого образа (волшебница - волшебная палочка, художник - кисти и краски) и подберет необходимые для раскрытия данного образа языковые средства. Создайте свою миниатюру об осени.

Категория: Русский язык
02.12.2018 19:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!