СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Проблема, названная в заголовке, далеко не новая для всех, кто имеет отношение к преподаванию русского языка в школе. Однако сегодня, считаю, к ней надо подходить с принципиально иных позиций. Ведь последние года пристальное внимание педагогической общественности области привлечено к Единому государственному экзамену по русскому языку, где важное место в системе заданий отводится проверке уровня культурно-речевых навыков, владения основными нормами современного русского литературного языка. Где залог успеха такой работы? Именно в обучении лингвистическому анализу текста на уроках русского языка, которое надо начинать как можно раньше. Уже в 5 классе начинаю подготовительную работу с текстом, приучая пятиклассников к первичным основам лингвистического комплексного анализа. В средних классах (6-8) мною целенаправленно и планомерно проводится работа, которая способствует выработке базовых умений и навыков, которые станут опорой лингвистического анализа в старших классах.
Урок русского языка в 6 классе.
1. Психологическая подготовка к теме урока.
( Звучит музыка – П.И. Чайковский «Времена года» («Октябрь») и идет показ слайдов об осени).
Сегодня на уроке мы вновь будем говорить об осени. Вспомните, мы уже рассматривали стихотворные тексты, посвященные осени (стихотворения А.С. Пушкина и А.А. Фета), описывали картину С.Ю. Жуковского «Осень. Веранда», делились своими впечатлениями об осени в сочинении «Мало ли что можно делать в лесу».
- А какие приметы осени вы могли бы назвать? Как бы вы рассказали об этом времени года, например, жителям тропиков, которые не знают, что такое осень в нашем понимании?
- Итак, каждый из нас видит происходящие в природе изменения, но реагируем мы на них по-разному. У кого-то щемит сердце при виде улетающих на юг птиц, и печальном шелесте листьев под ногами, кого-то восхищает необычная красота пестрого осеннего леса, кто-то безразличен ко всем этим изменениям. Но есть люди, которые видят все, что происходит вокруг них, удивительно ярко и отчетливо, реагируют на малейшие изменения природы. А если такой человек вдобавок ко всему наделен чувством слова, то он выражает свои мысли, чувства, настроение так, как это делают писатели. Благодаря этому мы с вами можем со-чувствовать, со-мыслить, со-переживать, со-радоваться, читая: «Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…» Но читая описание осени у разных писателей, мы видим, что осень у каждого из них разная, особенная. Сегодня мы обращаемся к нескольким произведениям, посвященным осени. А начнем с чудесной зарисовки писателя Николая Сладкова «Золотой дождь». Постарайтесь понять особенности его восприятия осени, увидеть своеобразие его речи, понять, как ему удается сказать об обыденном, повседневном так необычно и красиво.
2. Знакомство с текстом.
Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики.
И до того налились и пропитались солнце, что к осени сами стали как солнышки - багряными и золотыми.
Налились, отяжелели и потекли. Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле. Зашумел в лесу золотой дождь.
капля по листику щелкнет - сорвется лист. Синицы на ветке завозятся - брызнут листья по сторонам. Вдруг ветер налетит - закружится пестрый смерч. А если неуклюжий косач с лету вломится, хлынет сверкающий водопад.
Листья шуршат, скребут, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и вокруг.
Шумит золотой дождь.
Н. Сладков
3. Лингвистический анализ текста.
- О чем этот текст? (О листопаде.)
- Как вы поняли, что текст о листопаде, ведь это слово ни разу не употреблялось в тексте? ( По смыслу текста.)
- Как вы думаете, зачем автор называет листопад "золотым дождем", почему бы не сказать просто: "Листопад"? ( Сладков хотел показать, что обычное ежегодное явление - листопад - необычно и удивительно красиво, для этого он использовал не само слово, отражающее природное явление, а создал образ листопада.)
- Нам необходимо разобраться, как удалось писателю создать такой образ, каким волшебством он обладает, что мы понимаем, о чем идет речь. Необычное начинается с первого предложения : ВСЕ ЛЕТО ЛИСТЬЯ ПОДСТАВЛЯЛИ СОЛНЦУ СВОИ ЛАДОШКИ И ЩЕЧКИ,СПИНКИ И ЖИВОТИКИ. "Переведите" слова автора на обычный язык, назовите все своими именами.
- Посмотрите, какой многословный у нас получился перевод, а у Сладкова все - в одном предложении!
Читаем следующее предложение : И ДО ТОГО НАЛИЛИСЬ И ПРОПИТАЛИСЬ СОЛНЦЕМ, ЧТО К ОСЕНИ САМИ СТАЛИ КАК СОЛНЫШКИ - БАГРЯНЫМИ И ЗОЛОТЫМИ. Какую картину рисует нам автор одним этим предложением? (Автор описывает листья, поменявшие к осени свой цвет.)
- Дайте научное объяснение, почему зеленые летом листья осенью меняют свой цвет. Под воздействием солнца в листьях вырабатывается хлорофилл, который придает листьям зеленый цвет. К осени солнце светит меньше и слабее, хлорофилл перестает образовываться, и листья меняют окраску.
- Как вы считаете, автор не знает этого? ( Знает, но ему нужно показать листья как живые существа, и он не отступает от созданного образа.)
- Читаем дальше : НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ И ПОТЕКЛИ. Почему появилось такое необычное слово ПОТЕКЛИ? Почему не ЗАКАПАЛИ? (Глагол «ЗАКАПАЛИ» передает действия единичных явлений, а глагол «ПОТЕКЛИ» - действие сплошного потока. Автор рисует нам листопад в образе золотого дождя, даже не дождя, а настоящего ливня.)
- Прочитайте следующее предложения: ПОЛЕТЕЛИ ИВОЛГАМИ. ЗАПРЫГАЛИ БЕЛКАМИ. ПОНЕСЛИСЬ КУНИЦАМИ. НАЛИЛИСЬ, ОТЯЖЕЛЕЛИ, значит, стали неуклюжими, неповоротливыми, медлительными, а они ПОЛЕТЕЛИ, ЗАПРЫГАЛИ, ПОНЕСЛИСЬ! Может быть автор ошибся? ( Нет, не ошибся. Листочки, о которых пишет автор, сохранили свою легкость. Они пропитались, налились не весом, а цветом. Приобрели характерные цвета солнца: БАГРЯНЫЕ И ЗОЛОТЫЕ.)
- Почему автор использует такие разные глаголы для передачи действия листочков? (Каждый листочек для автора - индивидуальность, личность, неповторимое создание природы и по форме, и по своему характеру. "Характеры" разные, вот и действуют они по разному.)
- Не противоречит ли это образу дождя? Ведь осенний дождь монотонный, нудный, тоскливый и однообразный. ( Противоречия нет. Дождь у Сладкова - необычный, золотой. Автор следующим предложением это подтверждает: ЗАШУМЕЛ В ЛЕСУ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ.)
- Почему во всех этих предложениях стоят на первом месте глаголы? (Автор показывает изменения в осеннем лесу.)
- Действительно, дождь у Сладкова не монотонный и однообразный. Каждую минуту в лесу происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами: происходят изменения, идет своя особенная, удивительная жизнь, а автор нам ее рисует словами:
КАПЛЯ ЩЕЛКНЕТ - СОРВЕТСЯ ЛИСТ.
СИНИЦЫ ЗАВОЗЯТСЯ - ЛИСТЬЯ БРЫЗНУТ.
ВЕТЕР НАЛЕТИТ - ЗАКРУЖИТСЯ СМЕРЧ.
КОСАЧ ВЛОМИТСЯ - ХЛЫНЕТ ВОДОПАД.
Обратите внимание на существительное КАПЛЯ. Подберите глаголы, обозначающие действия, которые может СОВЕРИТЬ КАПЛЯ. ( Капнет, растечется, высохнет, упадет.) А Сладков использует глагол ЩЕЛКНЕТ. Щелкнуть может дверной замок, птица, бич. Почему же у Сладкова капля ЩЕЛКАЕТ? (Листья осенью сухие, и удар капли дождя по сухому натянутому листочку звучит, как щелчок.)
- Следовательно, автор рисует не только зримую, но и звуковую картину. Перечитайте текст каждый вслух, негромко, вслушивайтесь в звуки текста. Что вы услышали? (Обилие шипящих свистящих звуков, что соответствует осенним шорохам, шелесту.)
- Вернемся к четырем последним из рассматриваемых предложений. Я прочитала их в сокращенном варианте, чтобы выделить действия, но что-то важное при таком прочтении было упущено. Что же? (Смерч - пестрый, косач - неуклюжий; водопад - сверкающий.)
- Почему эти слова так важны? (Они помогают более ярко и полно представить картину, описанную автором.) И не только картину. Как характеризует прилагательное «НЕУКЛЮЖИЙ» косача? (При помощи данного определения показан характер движения данной птицы.) А какова роль глагола в этом предложении? ( Глагол дополняет характеристику птицы: не просто СЯДЕТ, а ВЛОМИТСЯ.)
- Итак, мы видим, что у Сладкова важны не только слова, но и выбор слова или словосочетания. Слова ВЛОМИТСЯ и НЕУКЛЮЖИЙ соответствуют друг другу и делают характеристику косача более выразительной.
ШУМИТ ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ - так заканчивает писатель осеннюю миниатюру. Идет листопад, продолжается удивительное явление в природе, происходящее осенью.
Мы видели, как изобразил одно из явлений осени - листопад Н.Сладков. Давайте посмотрим, как изображается осень в других произведениях другими авторами.
4. Знакомство учащихся с текстами, посвященными осени.
Обиженной девочкой осень
Уходит,
Срывая цветы.
И осень,
Как девочка, плачет
Над россыпью алой листвы.
Ф.Васильев
Осенью листья рассылает,
Золотую стаю,
Не простые, золотые
Я листы читаю.
Залетело на крыльцо
Золотое письмецо.
Я сижу, читаю.
А. Барто
- В каком образе предстает перед читателем осень в каждом из этих стихотворений? ( У Ф. Васильева осень - обиженная девочка, у А. Барто - почтальон, рассылающий письма - листья, у Г. Сулеймановой - красавица девушка, у И. Бунина - тихая вдова.)
- Назовите приметы каждого образа осени.
- А теперь каждому из вас предстоит стать писателем и написать об осени, но каждый будет писать по-своему. Каждый представит осень в каком-то образе, придумает атрибуты каждого образа (волшебница - волшебная палочка, художник - кисти и краски) и подберет необходимые для раскрытия данного образа языковые средства. Создайте свою миниатюру об осени.
© 2018, Богатова Ольга Викторовна 535