СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Психолого-педагогическое сопровождение
детей с ОВЗ в условиях ФГОС
(из опыта работы)
Реформирование системы образования, введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.
В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что «…психолого-педагогическое сопровождение необходимо при организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, требующих особого педагогического внимания».
Нам приходится работать с особенными детьми, имеющими различные степени умственной отсталости, РАС, синдром Дауна, многие из детей являются инвалидами детства, у многих нарушена координация движений, ослаблена мелкая моторика рук, имеются серьезные нарушения психофизических процессов.
Федеральные образовательные стандарты реализуются на базе нашей школы-интерната с 2016 года.
Целью психологической службы образовательного учреждения является создание условий для выявления, коррекции нарушений психофизических функций и развития личности обучающихся, их психолого-педагогической реабилитации и социально психологической адаптации с учётом основных особенностей с целью дальнейшей интеграции в общество.
В целом, модель психолого-педагогического сопровождения включает в себя различные формы и методы работы психологической службы:
Диагностика проводится с использованием адаптированных методик ЗабрамнойС.Д, корректурной пробы, теста Векслера(детский вариант – выборочные субтесты) и других
Основные направления диагностики: развитие сенсорное восприятия (цвет, форма, величина), пространственно-временное восприятие, восприятие целостности, исследование уровня развития слуховой и зрительной памяти, способности к обобщению и классификации, умения выделять существенные признаки, исследование объема и продуктивности внимания, понимания причинно-следственных связей. Так же важной формой диагностической работы является наблюдение.
На основе результатов диагностики заполняется бланк диагностического обследования на каждого ребенка.
По результатам диагностики формируются группы детей, нуждающиеся в коррекционно-развивающих занятиях, и составляются рабочие программы по развитию психомоторики и сенсорных процессов, по коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер.
Так же на каждый класс отдельно составляются программы для работы по ФГОС.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся по следующему плану:
1 групповые и индивидуальные коррекционные занятия согласно основному графику занятий,
2 занятия в сенсорной комнате,
3 коррекционно-развивающие занятия по ФГОС.
Первые проводятся с детьми в учебное время, тогда как занятия в сенсорной комнате и по ФГОС проводятся в свободное от учебного процесса время, 2-3 раза в неделю в зависимости от степени тяжести нарушений ребенка или группы детей. Индивидуальные или подгрупповые занятия по ФГОС проводятся с учащимися 1-4 ых классов.
Следует отметить, что на коррекционно-развивающих занятиях активно используются информационно-коммуникационные технологии. Необходимость использования ИКТ в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
В этом учебном году по программе «Современная школа» в рамках нац. проекта «образование» было закуплено новое оборудование для кабинетов специалистов. Это и наглядный дидактический материал (комплексы наборов для психолога и дефектолога Инклюзив, раздаточный дидактический материал, стол для пескотерапии и др.) и электронное оборудование (интерактивный стол, имеющий более трехсот развивающих и обучающих программ, планшеты, электронный программно-методический комплекс логопеда Вундеркинд)
С детьми среднего и старшего школьного возраста проводится работа по профилактике девиантного поведения, по социализации детей с РАС, по развитию сенсорной, познавательной и эмоционально-волевой сферы. По профилактике девиантного поведения проводятся беседы и занятия с классами, индивидуальные беседы с детьми, семейные конкурсы поделок и рисунков. Особое внимание уделяется детям с группы риска.
Уже более 5 лет в нашем подразделении ведется работа в сенсорной комнате. Конечно, в первую очередь она рассчитана на детей с ОВЗ младшего школьного возраста.
Сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.
Цель занятий в сенсорной комнате это сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья учащихся с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
Важной частью психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении, является консультирование педагогических работников (плановое или по запросам учителей и воспитателей)
Так например, после диагностики - результаты предоставляются учителям, и даются рекомендации - на развитие каких психических процессов следует обратить внимание у конкретного ребенка.
Регулярно проводятся консультации и беседы с родителями (плановые, по запросу), так как индивидуальность ребенка формируется в семье. Поэтому коррекционная работа в образовательном учреждении не может строиться без учета этого фактора.
Нарушение эмоциональных отношений в семье, проблемы в общении оказывают негативное влияние на формирование детской личности и приводит к отрицательным последствиям в развитии ребенка.
Родителям необходимы знания о подходах к воспитанию детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п.
Нужно признать, что существуют трудности, влияющие на эффективность работы:
В связи с этим, в начальный период обучения занятия проводятся преимущественно в индивидуальной форме.
Реализация данных мероприятий в перспективе будет способствовать качественному образованию детей с ОВЗ с целью реабилитации и дальнейшей их социализации в современном обществе.
© 2021, Царева Юлия Николаевна 292