СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1. Пояснительная записка.
Актуальность программы
Актуальность программы «Профессиональный ориентир» обусловлена тем, что она предполагает поэтапное ознакомление с разными областями трудовой деятельности. Программа предполагает, что к концу ее освоения учащиеся освоят ключевые образовательные навыки. Это позволит им сформировать умения строить свою жизнь по своему усмотрению и желанию. Программа включает в себя ознакомление с требованиями, предъявляемыми той или иной трудовой деятельностью, квалификационными характеристиками, наличие которых позволит овладеть специальностью и добиться определенных успехов в выбранной сфере занятости. На заключительном этапе принимается конкретное решение, изучается информация о путях и возможностях получения соответствующего образования.
В форме теоретических знаний, игр, экскурсий, встреч с представителями различных профессий, творческих упражнений, проектов появляется возможность учащимся познакомиться с важностью рабочих профессий, их актуальности и востребованности на рынке труда и сделать выбор профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Сроки реализации программы - 1 год (102 часа)
Распределение часов по годам обучения.
4 класс - 17 часов
5 класс - 17 часов
6 класс - 17 часов
7 класс - 17 часов
8 класс - 17 часов
9 класс - 17 часов
Цель программы: ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием, формирование культуры профессионального самоопределения школьников и оказание им профориентационной поддержки в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
Задачи программы:
- познакомить учащихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в современных условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, перспективами развития регионального рынка труда;
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у школьников;
- содействовать приобретению учащимися желания овладеть какой-либо профессией;
- подготовить учащихся к выбору профиля обучения на старшей ступени.
Методы достижения цели
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Возрастная характеристика группы.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей развития школьников 4-9 классов (9-14 лет)
Форма организации детского коллектива. Кружок.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения программного материала оцениваются по трём базовым уровням и представлены соответственно личностными, метапредметными и предметными результатами.
Личностные результаты:
дисциплинированность, трудолюбие, упорство в
умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты: умение определять наиболее эффективные способы достижения результата;
умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
умение следовать при выполнении задания инструкциям учителя;
умение понимать цель выполняемых действий;
умение договариваться и приходить к общему решению, работая в паре, группе.
Предметные результаты: формирование знаний о рынке труда;
умение рационально распределять своё время;
осознание своих личных особенностей, интересов и склонностей;
умение использовать информацию об учебных заведениях и различных профессиях, пользоваться правилами выбора профессии;
определение в выборе будущей профессиональной деятельности и при необходимости умение корректировать свой выбор в зависимости от рынка труда;
обретение уверенности в
3. Содержание курса внеурочной деятельности
4 класс
1.Введение в мир профессий (2 час). Выявить уровень знаний учащихся о профессиях. Подчеркнуть значение и огромную пользу всех без исключения профессий.
2. Знакомство с различными профессиями (10 час.). Знакомство с различными профессиями, профессиями людей, занятых в сельском хозяйстве и строительстве через очные и заочные экскурсии.
3. Профессия моих родителей (3 час.). Рассказ детей о профессиях своих родителей. Встречи с представителями разных профессий. Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?»
4. Итоговые занятия (2 час.). Викторина «Парад профессий». Праздник-отчёт «Все профессии важны, все профессии нужны!» с приглашением родителей.
5 класс
1.Введение в мир профессий (2 час.). Знакомство с классификациями профессий. Различные виды классификаций профессий. Типы профессий по «предмету труда».Общее знакомство с типами профессий: «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ».
2. Профессии моих родителей (2 час.). Знакомство с профессиями родителей по схеме: название профессии – место работы — условия труда — инструменты для работы — выполняемые трудовые операции — результат труда. Знакомство с традициями разных семей. Совместная деятельность детей и родителей.
3.Знакомство с различными профессиями (11 час). Знакомство с профессиями станицы.
4. Проект «Моя будущая профессия» (2 час.). Творческая работа, игры на развитие внимания, фантазии, воображения.
6 класс
1. Мир профессий (2 час.). Вводное занятие. Знакомство с миром профессий. Диагностика « Моя будущая профессия». Проект: загадки о профессиях.
2. Характеристика профессий (3 час.). Профессия, специальность, должность. Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).
3. Знакомство с различными профессиями (8 час.). Встречи с представителями разных профессий. Экскурсии.
4. Азбука профессий (4 час.). Составление проектов, викторины.
7 класс
1. Социально-психологический портрет современного профессионала (2 час.) Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Социально-профессиональная мобильность. 2. Многообразие мира профессий (10 час). Труд в жизни человека и общества. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Встречи с представителями различных профессий. Экскурсии.
3. Анализ профессий (3 час). Основные признаки профессиональной деятельности. Формула профессии. Здоровье и профессия. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. 4. Практическая работа (2 час.). Составление словаря профессий. Конкурс «Угадай профессию». 8 класс
1.Профессии вокруг нас (5 час.). Новое время – новые профессии. Условия труда как совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, отношение человека к труду и эффективность труда.
2. Сто дорог – одна твоя (9 час.). Встречи с представителями разных профессий. Экскурсии.
3. Информация, необходимая при выборе учебного заведения (1 час). Информация о выборе учебного заведения. Где ее получить и как с ней работать.
4. Формула выбора профессии (2 часа). Брей-ринг «Марафон профессий».
9 класс
1. Рынок образовательных услуг и рынок труда в станице, крае, стране (1 час). Государственные и коммерческие организации, оказывающие услуги по профориентации трудоустройству молодежи в регионе. Встреча с представителями Центра занятости. Просмотр информационных роликов ССУЗов и ВУЗов.
2. Востребованные профессии на рынке труда в станице и крае (4 час.). Профессии, которые востребованы на современном рынке труда в городе, в области. Профессии рабочих специальностей. Знакомство с новыми профессиями.
3. Секреты выбора профессии (10 час.) Дискуссия на тему: «Профессия, которую я выбираю». Встречи с людьми интересных профессий. Встречи с людьми востребованных рабочих профессий. Диалог. Вопросы и ответы. Экскурсии.
4. Профессиональная перспектива (1 час). Понятие о профессиональной пригодности. Профессионально важные качества личности. Призвание. Целеустремлённость. Дискуссия на тему «Мой выбор – моё призвание». Определение образовательного маршрута, выбор профиля.
© 2019, Михайленко Тамара Васильевна 543