СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лекция «За чистоту родного языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является

не праздным занятием от нечего делать,

но насущной необходимостью».

А.И. Куприн

Каждый учитель-словесник пытается решить сложную, на мой взгляд, задачу – сделать речь учеников богатой и чистой. Формируя социально активную личность, мы обязаны привить ей чувство ответственности за столь ценный дар, доставшийся нам от предков. А это одно из условий овладения родным языком, культурой речи. Моя методическая тема по самообразованию «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования языковой компетенции учащихся» способствовала разрешению противоречия: как развить языковую личность при общем снижении уровня культуры речи учащихся, с одной стороны, а с другой, как соответствовать требованиям современного общества. Стремясь к заветной цели - формированию языковой компетенции учащихся на основе использования работы с текстом, я должна была решить ряд задач:

  • Внедрить формы и методы работы с текстом, способствующие формированию языковой компетенции.
  • Разработать способы практической деятельности учащихся.
  • Отобрать тематический текстовый материал.

Поскольку языковая компетенция включает в себя фонологическую, лексическую, грамматическую и орфографическую компетенции, это даёт возможность повысить уровень речевой грамотности учащихся. Несомненно, обратная связь между учителем и учеником будет продуктивной в том случае, если традиционные формы и методы работы сочетаются с нестандартными, нетрадиционными. Наиболее результативными считаю:

Работа со словарями.

Конечно, в разговорной речи бывает трудно обойтись без просторечных выражений, но мы должны стремиться к тому, чтобы наша речь не выходила за рамки литературных норм. Обогащению словарного запаса способствует работа со словарями.

Диктант, например, выборочный.

Учащимся необходимо выписать только те слова, которые мы должны употреблять в своей речи.

Биография жизни, биография, играет значение, играет роль, местов нет, нет мест, одеть пальто, надевать пальто, свободная вакансия, вакансия, имеет роль, имеет значение, ложу дневник, положу дневник, оплатить за проезд, оплатить проезд, ихний дом, их дела, возвращаться со школы, возвращаться из школы.

С последующим редактированием.

Или свободный диктант: учитель читает предложение дважды:

Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны; это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.

Учащиеся записывают его, не искажая смысла фразы, но словесное выражение мысли можно менять.

Сочинение-миниатюра

Учащимся предлагаются темы, непосредственно связанные с проблемой засорения языка. «Мое мнение о проблеме сквернословия», «Канцелярит: за и против», «Какую дверь нам откроет жаргон?»

Письмо по памяти.

Орфоэпическое и орфографическое чтение текста как подготовительный этап письма по памяти вырабатывает грамотную речь учащихся, особенно если приурочить текст к знаменательному событию, например, битве на Курской дуге.

Александр Елькин «На Курской дуге»

Здесь судьбы мира взвешивались строго,

Здесь наши танки шли, как корабли.

Победные широкие дороги

Среди цветов на запад пролегли.

Мы бились от заката до заката,

И были мы такими в том бою,

Каких вы не видали на плакатах

И не встречали в праздничном строю.

Задания

1. Прочитайте стихотворение А. Елькина. О чём говорит автор?

2. Какие средства художественной выразительности использует поэт?

3. Объясните значение слова взвешивались.

4. Выпишите глаголы, укажите их морфологические признаки.

5. Подчеркните грамматические основы предложений, определите структуру.

6. Подготовьтесь к письму по памяти.

Действенным элементом процесса формирования чистоты речи у школьников являются памятки. Вот один из вариантов:

  1. Не говорите плохих слов сами.
  2. Не копируйте других.
  3. Не говорите, как все, не старайтесь быть похожими на кого-то, сохраняйте самобытность.
  4. Помните: “Не то, что входит в уста, оскверняет их, но то, что выходит из уст”.

Лингвистический эксперимент.

Особый интерес у учащихся вызывает такой метод работы, как лингвистический эксперимент, сущность которого заключается в том, что одни морфологические формы и синтаксические конструкции заменяются другими. Лингвистический эксперимент помогает учащимся убедиться в правильности трактовки языковых фактов. Дети, применив в тексте группу слов, определяют его стилевую принадлежность. Взгляните, что получается:

У ручья вымахала красавица Роза. На ветку перед ней взгромоздился Соловей. С восхищением он уставился на Розу и т.д. В данном случае текст разговорного стиля.

Различные игры:

  1. «Я - диктор». Орфоэпически правильное чтение.
  2. «Я - переводчик». Замена иноязычных слов русскими.

Игра «Попробуй, исправь!»

1. В школе мы встретились с несколькими беззаботными тинэйджерами.

2. Вчера ночью у меня приватизировали куст красной смородины.

Игра «Найди соответствие»

1) креативный - творческий

2) коммуникация - общение

3) парковка - стоянка

Игра «Четвёртый лишний»

- Голос, берег, вожак, чай (чай).

Игра «Чей я синоним?»

Найти фразеологизмы-синонимы, соедините их линиями

Как снег на голову

Птица высокого полета

Человек с большой буквы

Как с неба свалился

Нетрадиционные домашние задания, необычная формулировка их тем подразумевает подготовку ответов на нестандартные вопросы.

  1. Пропало исконно русское слово (детективное расследование).
  2. Лингвистические «Почемучки».

Например, почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика за их сына?

Убедительная и эмоциональная речь учителя способна пробудить самые различные мысли и чувства школьников.

Систематизированная, упорядоченная деятельность в конечном итоге состоит из таких фундаментальных слагаемых языковой компетенции:

  1. Коммуникативная деятельность.
  2. Текстовые действия.
  3. Языковые операции.

Работая с текстом, работая над чистотой и грамотностью речи, мои ученики занимают первые и призовые места в конкурсах и фестивалях различного уровня, но самое главное их достижение – работа над собой.

Как сказал М.М. Пришвин: «Самое трудное в деле искусства слова – это сделаться судьёй самого себя».

Категория: Русский язык
27.04.2015 19:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!