Если ты знаешь средство укрепить тело,
закалить волю, облагородить сердце,
изощрить ум и уравновесить рассудок –
значит ты воспитатель.
Ш. Летурно.
Воспитание в начальных классах, должно пронизывать все сферы жизнедеятельности ребенка, т.к. основной задачей начального обучения считается создание условий для приобретения обучающимся позитивного социального опыта и оказание помощи ребенку в овладении естественными процессами своего развития, следовательно, в овладении приемами и способами поведения. Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного коллектива и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работы с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.
Цель воспитательной системы - создание условий для развития личности ученика.
А личность, на мой взгляд, должна быть:
• свободной, то есть способной к самореализации;
• гуманной, то есть способной на милосердие, доброту, сострадание;
• духовной (испытывающей потребность в познании и самопознании;
• стремящейся к красоте и поиску смысла жизни);
• творческой, то есть развивающая способности, интеллект;
• испытывающая потребность в знаниях;
• практической (трудолюбивой, знающей народные обычаи;
• владеющей хорошими манерами; ведущей здоровый образ жизни).
Исходя из основной цели, ставлю следующие
задачи:
• создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
• способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
• развивать познавательную активность;
• воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Моё педагогическое кредо:
Увидеть, разглядеть, не пропустить в ребёнке всё лучшее, что в нём есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества.
Следуя вышесказанному, я в воспитательной работе, использую несколько направлений.
НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Цель: создание целостной системы духовно-нравственного воспитания школьника на основании традиций православной культуры с учетом социальной адаптации.
Основные задачи в реализации данного направления воспитательной работы
содействовать формированию духовно- нравственной позиции школьников;
воспитывать любовь к Отечеству через приобщение к истокам и традициям русской культуры;
воспитывать любовь и уважение к родной семье;
воспитывать уважение к личности независимо от национальной принадлежности;
умение признавать права каждого человека на собственную точку зрения, мировоззрения и религиозные традиции;
воспитывать любовь к родной школе, уважение к ее традициям;
приобщение ребят к миротворческой деятельности, воспитание чувства милосердия, сострадания.
Практическая деятельность.
• посещение школьного музея ;
• организация и проведение круглых столов, конференций, посвященных добровольному служению обществу во имя мира;
• организация посильной помощи ветеранам педагогического труда, пожилым людям;
• участие в акциях милосердия. В течение учебного года ребята принимают участие в сборе вещей, книг, игрушек для детей из малообеспеченных семей, оказывают посильную помощь престарелым людям (покупка лекарств, продуктов), посещение больных.
• классные часы: "Рождество Пресвятой Богородицы", "Воздвижение Креста Господня", "Покров Пресвятой Богородицы;
• выполнение учебных проектов «Пасхальный перезвон»
• посещение факультативного курса «В мире книг»;
• участие в олимпиадах по ОПК и ОРКСЭ.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Главным здесь является воспитание уважения к истории и культуре своего народа, национальным святыням, любовь к родной земле, чтобы обогатить души детей и пробудить желании быть полезными Родине.
Ведущие идеи:
• воспитание уважения к Отечеству и гордость за него;
• воспитание юного гражданина на традициях русской национальной культуры;
• воспитание чувства укорененности на Российской земле;
• участие в патриотических праздниках.
Практическая деятельность.
• подготовка и проведение классных часов, этических бесед;
• проведение мероприятий, посвященных памятным датам;
• встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, проведение уроков Мужества;
• празднование "Дня Защитника Отечества", Дня Победы", "Дня хутора", "Дня космонавтики";
• изучение государственной символики;
• цикл лекций и бесед об истории Страны, показ видеофильмов;
• изучение биографии великих людей.
Неоднократно команда нашего класса становилась победителем в спортивном мероприятии "Весёлые старты".
Мои ученики принимают активное участие в подготовке и проведении патриотических праздников, оформлении выставок рисунков, готовят подарки для ветеранов, участвуют в уборке Братской могилы, акциях "Милосердие", "Поздравление ветеранов".
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие их творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.
Практическая деятельность
• конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;
• участие в кружке изобразительного искусства;
• посещение музыкальной школы:
• участие в праздничных концертах;
• участие в танцевальном кружке «Вираж», и т. д.;
организация и проведение утренников и праздников " Новогодняя сказка", " Три белых коня", "Праздник цветов", «Мамин день», "В гостях у сказки", "Осень, осень, милости просим!", "Лето. Приглашение на День рождения", "Прощание с начальной школой", с изготовлением открыток, сувениров;
• участие в школьных, муниципальных, выставках декоративно-прикладного творчества учащихся и конкурсах рисунков;
• участие в конкурсах чтецов;
• посещение факультативных курсов «Бисероплетение «, »Мозаика детского творчества».
ЗДОРОВЬЕ.
Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья - это основное при организации работы в этом направлении.
Работая по данному направлению, организовываю участие моих воспитанников в таких мероприятиях как:
• цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);
• месячник "Мы чистюли";
• Дни здоровья;
• участие в легкоатлетических кроссах, спортивных играх, "Веселых стартах"; занятия в спортивных кружках;
• праздники "Хорошая, полезная и вкусная еда - здоровью вашему поможет всегда"; - праздник "Русские богатыри"; "Помни правила движения, как таблицу умножения":
• динамическая пауза и физкультминутки;
• игры на свежем воздухе;
• весенние и осенние экскурсии в природу;
• часы общения: "Мой режим дня", "Правила поведения в чрезвычайных ситуациях", "Ребенок и улица", "Осторожно - гололед";
• классные часы: "Пожарная безопасность", "Азбука дорожных знаков" (с приглашением работников Противопожарной службы и работников ГИБДД);
• спортивные праздники с участием родителей "Папа, мама, я - спортивная семья".
• посещение факультативного курса «Здоровый ребёнок- успешный ребёнок»
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Главное здесь создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.
Ведущие идеи:
• создание условий для самореализации ребят;
• получение знаний в области науки, культуры, истории;
• привитие культуры умственного труда;
• привитие культуры поведения;
• развитие творческих способностей;
участие в конкурсах и олимпиадах "Математический КВН", "Русский медвежонок", (КВН по русскому языку в 3-м классе), «Муравейник», »Кириллица», »Ребус», »В мире животных»;»Олимпус».
посещение факультативных курсов «Инфознайка», »Весёлая грамматика».
Общее развитие школьника обогащает его духовную жизнь, усиливает потребность в познании.
ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Задачи: приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда. В этом направлении я предлагаю детям следующие виды деятельности:
• дежурство по классу:
• уборка школьной территории;
• помощь в озеленении школьного двора;
• часы общения "Кем быть", "Профессия моих родителей".
Большое значение имеет трудовое воспитание. Дежурство - не простая формальность, а очень ответственное и не простое дело, так как дежурные в течение всего дня должны следить за поддержанием чистоты и порядка в классе. В конце "рабочего" дня дежурные в классе оценивают чистоту и порядок.
ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА "ШКОЛА - СЕМЬЯ".
Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности - является главным при построении работы в этом направлении.
Практическая деятельность.
тематические родительские собрания, беседы,консультации;
анкетирование;
посещение квартир, изучение семейной атмосферы ученика ;
организация и проведение совместных с детьми мероприятий;
защита интересов и прав ребёнка в так называемых трудных семьях.
Главными помощниками в проведении воспитательной работы являются родители, бабушки и дедушки моих учеников.
"Мамин день".
Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.
Только наша совместная деятельность может содействовать воспитанию личности, которую отличает духовное и физическое здоровье. В моем представлении семья есть нечто большее, чем отец, мать и дети. Семья - это наследница нравственных и духовных ценностей, созданных дедами и прадедами.
В течение года с родителями проводятся индивидуальные беседы, консультации, заседания родительского комитета. Совместно с членами родительского комитета мы посещаем квартиры обучающихся. Родители частые гости в моем классе. Мы решаем, как лучше освоить ту или иную школьную высоту, как провести праздники, какие интересные и познавательные экскурсии организовать.
"Папа, мама, я - спортивная семья".
Формы участия родителей в жизни класса и школы очень разнообразны: это родительские собрания, посещение уроков и внеклассных мероприятий, участие в подготовке и проведении праздников, в постановке спектаклей, организации экскурсий, выставок. Активное участие принимают родители в проведении исследовательской деятельности, реализации социальных и творческих проектов. Родители моих учеников - инициаторы многих интересных дел. Уже традиционными стали праздники "День именинника", «Поздравляем наших пап»,"Мамин праздник" и т. д. В классе много наглядных пособий, выполненных руками родителей.
Видя такое неравнодушное отношение родителей, их поддержку и помощь, хочется сделать многое.
Учитывая специфику возраста своих учеников, цели по развитию и воспитанию личности младшего школьника, каждый год корректирую. Я считаю, что только через системный подход к организации жизнедеятельности класса, возможно, обеспечить целостность становления личности воспитанника.
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. С развитием коллектива совершенствуется и самоуправление. Поиск и разработка оптимальной модели самоуправления в классе всегда является делом трудным, особенно в начальной школе. Это может, связано и с возрастными психологическими особенностями младших школьников.
Я пытаюсь вместе со своими воспитанниками и их родителями найти наиболее эффективные способы организации и управления жизнедеятельностью классного сообщества. Детский коллектив - это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и потребность другого.
Класс подразделяется на министерства:
"Муравейник" (духовно-нравственное, декоративно-прикладное, трудовое направления).
"Эрудит" (интеллектуально- познавательное направление).
"Тропа здоровья" (военно-патриотическое, краеведческое, спортивное направления).
"Артисты и их поклонники" (нравственно-эстетическое направление)
Тут детям предлагалась игровая ситуация: "кем ты хочешь быть в министерстве?" Для того ,чтобы ребятам было проще сделать этот выбор, список работников министерств был наглядно представлен. Прошли выборы актива класса и ребятам удалось легко сделать выбор.