СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Легенды и мифы о маке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мак - знак сна и смерти, а цветущий - небывалой красоты, также символ неувядаемой молодости и женского очарования. Символ Великой Матери, означающий Мать-Деву, ночь. Посвящен всем лунным и ночным божествам.

Есть несколько легенд и мифов связанных с появлением мака.

Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.

Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества - Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).

Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.

С маком иногда изображали Персефону - ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя

По древнеримской легенде - он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса.

Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.

Мак называют "слепой удар", поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.

"Прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон."

Мак был атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.

Усыпляющие и обезболивающие свойства мака были хорошо известны во времена античности. Теофраст, которого называют "отцом ботаники", дал весьма чёткое его описание, а также целебных свойств. В древних медицинских рукописях маковый сок упоминается как напиток, погружающий человека в сон на время хирургических операций. Гомер писал, что Елена Прекрасная облегчала маковым соком страдания воинов, раненных во время Троянской войны. Вергилий назвал мак "lathean" - "дающий забвение". Гиппократ говорил, что маковый сок может служить питательным и укрепляющим средством. Диоскорид предупреждал, что сок мака может убить, если его выпить слишком много. В XVI веке появилась первая предостерегающая книга ботаника и врача Таберне-Монтануса (Якоба Теодоруса) - "Сок маковых семян", в которой говорилось об опасности его чрезмерного употребления.

Красные маки как символ.

В 1915 г., во время Первой мировой войны, канадский военный врач Джон Маккрей (John McCrae) написал ставшее широко известным стихотворение "In Flanders Fields" ("В полях Фландрии"), начинавшееся такими строками: "Всюду маки свечами печали горят На войной опалённых фландрийских полях, Между мрачных крестов, что рядами стоят, В тех местах, где недавно закопан наш прах" - перевод А. Яро.

благодаря ему отмечают день поминовения как “День Мака".

IN FLANDERS FIELDS

By John McCrae, May 1915

In Flanders fields the poppies blow

Between the crosses, row on row,

That mark our place; and in the sky

The larks, still bravely singing, fly

Scarce heard amid the guns below.

We are the Dead. Short days ago

We lived, felt dawn, saw sunset glow,

Loved and were loved, and now we lie

In Flanders fields.

Take up our quarrel with the foe:

To you from failing hands we throw

The torch; be yours to hold it high.

If ye break faith with us who die

We shall not sleep, though poppies grow

In Flanders fields.

Стихотворение написано после сражения под Ипром, где впервые был применен иприт. (Горчичный газ — боевое отравляющее вещество, более известен как Иприт, по названию реки, на которой впервые был применен… Вещество не имеет цвета, но в некоторых случаях проявляется легкий желтоватый или зеленоватый оттенок. Считается, что горчичный газ получил свое название из-за специфического запаха, похожего на аромат свежих семян этого растения, но немногочисленные выжившие чаще вспоминают про запах хрена. )

Существующее во многих местностях поверье, будто мак растет всегда в обилии на полях битв. Главным основанием этого народного поверья послужила, конечно, красно-кровавая окраска его цветов. Но на самом деле обилие здесь мака легко объясняется тем, что на этих полях обыкновенно не пускают пастись скот, вследствие чего мак имеет больше времени для вызревания и, рассевая ежегодно многочисленные семена, со временем чуть не сплошь покрывает эти поля своими ярко-красными цветами. Народ, однако, уверен, что это не цветы, это кровь убитых, которая поднимается из земли и, превратившись в кровавые цветы мака, просит живых молиться об упокоении грешных душ погибших. Детей запугивают тем, чтобы они не ходили на поля мака, так как цветы его высасывают кровь. И называют их "sprokelloem" -"цветы привидений".

Мак попал на Восток - в Иран, Индию, Китай в IX веке, и если до этого времени его знали лишь как пищевое растение, то с X века в Китае стали выращивать с целью получения опиума. Пагубное пристрастие к этому растению началось с курения. В XIII веке вредную привычку переняли в Индии. В XVIII веке в Китае увлечение маком достигло колоссальных размеров и правительство вынуждено было прибегнуть к запрету выращивания и ввоза опиума.

В Йоркшире — мак называют «слепой удар», поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и «слабая голова», т. к. запах его цветов вызывает головную боль. В Провансе — мак считается цветком ангелов, т. к. его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Св. Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками

В России, хотя цветы мака и не имеют особого значения в церковных празднествах, но церковные главы носят часто название золотых маковок, а Москва за многочисленность своих храмов в старину сопровождалась даже постоянно народным эпитетом «золотые маковки».

Здесь, конечно, название маковок относится более к верхней части головы, которую мы обыкновенно называем «макушкой, маковой»; тем не менее некоторая, вытекающая из сходства маковой головки с нашей головой символика наблюдается и во многих русских поговорках и песнях

Символика эта, впрочем, существовала уже и у древних греков, которые называли мак — kodeion, а человеческую голову — kodeia, и особенно у древних римлян, у которых Нума вместо приносившихся в прежнее время в жертву Юпитеру человеческих голов стал приносить маковые головки

То же самое случилось и со зверским умилостивительным жертвоприношением детских головок богине Мании — призрачному существу, имевшему будто влияние на жизнь детей. Юнием Брутом детские головы были заменены здесь головками чеснока и мака.

Во Фландрии и Брабанте маки называют «sprokelloem» — «цветы привидений», т. к. существует поверье, что нельзя ходить на поля мака, потому что цветы его высасывают кровь

В Китае маки символизировали уход от дел, отдых, красоту, успех; однако, как источник опиума — распад и зло.

Собирание мака представляется символом невозможности чего-либо выполнить или вообще громадного затруднения.

Мак отчасти связан с древнегреческой богиней земледелия Деметрой (у римлян — Церера) и её дочерью Персефоной (Прозерпиной) — как символ зимнего сна природы. Христиане заимствовали некоторые аспекты этой традиции, сделав красный мак символом «смертельного сна» и самопожертвования, он олицетворяет страдания Христа.

В Греции мак называли «dylephilon» — «любовный шпион», т. к. девушки, обрывая его лепестки и положив их на образованный согнутыми большим и указательным пальцами левой руки круг, били по ним ладонью и по силе хлопка определяли, как сильно влюблён в них их возлюбленный.

Позднее это гадание стало известно в Германии под названием «klatschrose» — «роза-хлопушка», только оно перешло в разряд детских игр

Мак нашел своё отражение и в устном народном творчестве, про него придумано множество загадок, которые отображают его свойства:

Мёртвым в землю упал, живым из земли встал, красну шапку уронил и людей усыпил. (Мак)

Стоит дуб, полон круп, шапочкой накрыт, гвоздиком прибит. (Мак)

Кину порохом, станет городом, Красной Москвой, Белой Литвой. (Мак)

Под одним колпаком семьсот казаков. (Мак)

Росло-повыросло, из земли повылезло, алой лентой облупилося, красным девушкам полюбилося. (Мак)

Король франков Карл Великий настолько верил в целебные свойства мака, что приказал, чтобы в каждом крестьянском саду росли маки. Врачи же не рекомендовали увлекаться лечением, при помощи этого растения. Так появилось поверье, что если человек заснет в маковом поле, то заболеет сонной болезнью.

У славянских народов есть очень много обрядов связанных с маком.

Они сравнивали маки с зарей и верили, что от злых духов могут защитить семена мака.

В белорусском Полесье, когда наступала засуха, чтобы вызвать дождь, семена мака «сеяли» в колодец, обсыпали хлеб и хату.

В Беларуси есть свадебный обряд, приносящий счастье – раздавать кашу из пшена и мака.

В Сибири чтобы новобрачные не были бездетными, им в обувь сыплют мак.

На Украине в свадебных торжествах сопровождающий жениха и подружка невесты, обязательно в своем наряде прикрепляют маки.

На Украине мак считается символом молодости и красоты.

В Германии мак считают символом плодородия.

В Польше существует обычай готовить клецки с маком под Новый год.

Но мак является символом и благополучия не у всех народов.

Несмотря на полезные свойства, Мак считался также и несчастливым цветком:

К Оксфордшире в наше время считают плохой приметой приносить дикий мак в дом, а некоторые говорят, что лучше вообще его не срывать.

Запрет на его присутствие в доме не повсеместен, но недобрая репутация как растения, вызывающего мелкие неприятности, сопровождает его во многих регионах.

Почти везде дети говорят, что если заглянуть внутрь маковой коробочки, то ослепнешь, хотя бы временно.

Говорят, что если мак окажется прижат к уху, это вызывает дикую ушную боль.

Существует легенда о появлении мака в сказках Паоло Мантегацци. По его словам, дело было так:

«Однажды Господь сошел на Землю, чтобы узнать, довольна ли она той жизнью, которую Он некогда на нее насадил, и нет ли среди живущих на ней существ обиженных? Земля встретила его с радостью, но указала Ему на несколько явлений, удручающих всех тварей и все растения: во-первых, на необходимость поедать друг друга, вследствие чего вся Земля является как бы громадной бойней, где травоядные пожирают растения, плотоядные - травоядных, а человек - всех и все, будучи в свою очередь уничтожаем, как бы в насмешку, мельчайшими из всех существ - микробами; во-вторых, на смерть, безжалостно уничтожавшую на Земле все, что ни есть дорогого, разрушающую все самые дивные планы и уносящую счастье высшего из созданных на Земле существ - человека, который, несмотря на данный ему высокий разум, приравнивается к самым низшим, глупым и лишенным чувств созданиям; и, наконец, в третьих - на самое ужасное - на те бесчисленные страдания и на то страшное горе, которые рассеяны всюду на Земле. На одного веселого и довольного приходятся сотни несчастных; в ответ на одно ликование раздаются сотни рыданий. В страданиях появляется человек на свет и в страданиях, окруженный опечаленными и плачущими, умирает. Да и те немногие, которые могут считать себя счастливыми, вкушая чашу радости, находят скрытым в ней страх перед смертью, а страх - не то же ли страдание?

На первые два указания Господь ответил, что уничтожение существ друг другом и смерть являются необходимым законом усовершенствования и что населяющие Землю существа не в состоянии постигнуть их только по своей близорукости и ограниченности своего разума. Все существа мира, начиная от малейших и до громаднейших, от слабейших и до сильнейших, от глупейших и до умнейших, - только органы, только клеточки одного громадного организма. Они обмениваются друг с другом соками и силами, так что один помогает другому, в одно и то же время и беря и отдавая. Смерть же есть только отдохновение усталых и утомленных и колыбель вновь возникающей жизни.

Что касается до третьего указания Земли, то Господь, тяжело вздохнув, глубоко задумался над ним. Однако не изменил Своего прежнего решения и только сказал: «Твоя правда, Земля, на тебе слишком много горя, но Я вложил в человека искру Моего всемогущества, и он в продолжение тех многих тысячелетий, которые ему предстоит еще просуществовать, научится, как это горе преодолевать и как от него излечиваться. Он желал быть свободным, так пусть же и несет теперь все последствия этой желанной для него свободы».

Но, Господи, - возразила Ему тогда Земля, - прежде чем настанет этот отдаленный день исцеления, окажи же человеку хоть какую-нибудь помощь; дай ему хоть какое-нибудь средство успокоения, чтобы боль не была так тягостна, продолжительна и смертоносна!

Тогда Господь подумал еще немного и дал Земле крошечные зернышки и приказал разбросать их на возделанных полях и вдоль дорог, по которым ходит человек. Земля разбросала их - и вырос наш мак, который распускает с этих пор свои пестрые, яркие цветы среди хлебных полей, на дорогах и на лугах, где отдыхает человек. Как яркий огонек, блестит он среди желтых хлебных колосьев и зеленеющих растений и приглашает человека сорвать его и воспользоваться целебными болеутоляющими свойствами. И так успокаивает с тех пор это чудодейственное растение душевные страдания, утишает телесные боли и делает жизнь более сносной.»

Нечто подобное встречаем мы и в следующем интересном кавказском предании.

Случилось это, как рассказывают местные жители, еще в то доброе старое время, когда пророк Магомет являлся правоверным, наставляя их на путь истины и добра. Жили в одной сакле в Кабарде брат с сестрой. Брат живой, веселый, а сестра задумчивая, грустная. Брат, влюбившись в красавицу, жившую в соседнем ауле, решил жениться на ней, увез ее оттуда и привез домой. Сестра встретила ее приветливо, ласково, и стали они вместе жить, но не сошлись характерами. Скоро возненавидела красавица сестру, стала лить по целым дням слезы и объявила наконец мужу, что вместе с ней на свете жить не может. Брат старался всячески уладить дело, убеждал жену, что сестра - милый, хороший человек, что она искренно любит ее, но все напрасно. Красавица твердила одно: «Убей меня или ее. Ненавижу ее, пока она живет, дышать свободно не могу.»

Любил брат сестру, но любовь к жене оказалась сильнее. Мучился, мучился, думал, думал и, наконец, разбудив однажды ночью сестру, повел ее на опушку леса и убил. Упала со стоном бедная, обливая кровью землю, не произнеся слова обиды. Тут только понял брат, что сделал. Душа его проснулась, ужас охватил его, с криком бросился он в лес и начал метаться, как безумный. Бегал, бегал и, наконец, разбитый усталостью, изнеможенный упал ничком на землю. Долго лежал он, не зная, был ли то день, была ли то ночь, пока не предстал перед ним какой-то святой старец. Увидев святого человека, убийца исповедался перед ним в своем страшном грехе и, припав к его ногам, молил помочь освободить его душу от тяжких страданий. Старец, подумав, сказал: «Грех твой велик, муки нестерпимы, и одно может искупить их - это огненное страдание. Ступай и сделай, что я тебе велю».

Обрадованный брат понял и поспешил исполнить приказание. Набрал сухих листьев, мху, сучьев, обломков дерева, снес их в одно место, сложил костер, взошел на него, поджег и сгорел в нем дотла. Остались одни только обгорелые кости. Прошла осень, прошла зима, наступило теплое время, и, когда вся земля покрылась ярким ковром зелени и цветов, на месте костра вырос длинный, как бы простирающий к небу листья, стебель конопли, а на опушке леса, на земле, смоченной кровью сестры, заалел крупный красивый мак.

И с той поры носят на местном наречии мак название скызлана-кан» - цветок девичьей крови, а конопля - «джа шлага-кан» - цветок крови юноши. Правда ли, нет ли это сказание, говорят кабардинцы, конечно, одному Богу известно, но скорее всего, правда!.

Существует еще одна красивая легенда о маке.

На одной волшебной Звезде в прекрасном селении жила влюбленная пара : юношу звали Мак, а девушку Макея. Как же они любила друг друга, всегда только вместе, всегда только за руки ходили они и все, кто их встречал улыбались, такая была красивая пара. Но время шло и Мак стал воином, и ушел защищать свою Звезду.

Очень страдала в разлуке Макея, не могла дождаться любимого, ночами почти не спала, молилась и смотрела на Луну. и. однажды ей приснился сон, что через два дня будет решающее сражение и её Мак погибнет от руки врага. Утром она побежала к колдунье и стала умолять её, что-то предпринять, чтобы Мак остался в живых. Но колдунья только кивала головой и говорила, что это не в её силах, это судьба.

Тогда Макея попросила колдунью сделать так, чтобы она смогла провести с любимым его последний день. - Да, я могу тебе помочь, но согласна ли ты отдать за это день всю свою кровь- ответила старая колдунья. -Да, я согласна на все твои условия, я ведь не смогу жить без моего Мака.

И колдунья взамен за кровь Макеи подарила ей нежные алые крылья, с помощью которых Макея перелетела на места боевых действий. Она нашла Мака,его отпустили до вечера и они пошли гулять в поле. как же им было хорошо и радостно вместе. к вечеру Мак заметил, что любимая стала совсем бледной и слабой: - Что с тобой моя Макея? - Почему ты слабеешь на глазах? - Все хорошо,мой Мак! Все хорошо, я не хочу расставаться с тобой, Любимый мой. -Макея, я так люблю тебя, мы никогда,никогда не расстанемся. Никогда!

Мак ушел. а Макея тихо угасла.. А на Земле появился трепетный алый цветок, который назвали Мак. цветущие, алые поляны нельзя забыть, кто хоть раз увидел покорен навсегда, это алая кровь Мака трепещет алыми крыльями Макии на ветру и люди понимают вечную Любовь и души их поют в унисон и сердца их обливаются алой кровью.

Не знаю краше ангельских цветов,

Которые зовутся красным маком.

Нежнее не встречала лепестков -

Блестящих, как покрытых лаком.

Их пУрпурные нежные головки

Над полем, словно маленькие флаги,

От ветра уклоняются так ловко

И грациозно, но полны отваги.

Созреют и рассыплют семена,

Предскажут будущее и судьбу расскажут,

И заглянув в другие времена,

Нас тайну сохранить о том обяжут.

Секрет я маков в детстве разгадала,

Когда по полю за цыганами брела,

Картины краше в жизни не видала,

С тех пор я силу маков обрела.

Категория: Прочее
16.07.2018 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!