СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
План урока по самопознанию
Школа: М.Жумабаева Дата: № 9-10 Тема: «Культура общения» Ценность: Праведное поведение Качества: уважение к родителям, учителям, старшим; не нарушать обещания; Педагог: Севериненко Татьяна Алексеевна Класс: 3 Количество учащихся: 13
Цель: расширять представление о культуре общения. Задачи:
|
Ресурсы: Интерактивная доска, аудиозапись «Прогулка по морю» аудиозапись песни «Улыбка»(+) «Блокнот мудрости» (сборник мудрых изречений, цитат, пословиц, поговорок) листы бумаги А4 карандаши, фломастеры, ручки, учебник, тетрадь по «Самопознанию» 3 класс |
Ход урока:
Позитивный настрой (Мысленное путешествие в подводное царство.) Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря. Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушайтесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда. это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд). А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие. Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины. * Опишите, пожалуйста, своё состояние. * Что особенного произошло с вами? * Какие чувства вы испытали?
Беседа Учитель предлагает учащимся изобразить разные чувства при помощи мимики и жестов. Учащимся раздаются карточки с заданиями: 1. Выразите восхищение подаренным букетом. 2. Изобразите грусть при расставании с друзьями. 3. Покажите радость при встрече с другом. 4. Выразите чувство благодарности. 5. Покажите хорошее настроение. Задание Учитель предлагает учащимся прочитать пословицы и объяснитъ их смысл. • Доброе слово человеку, что дождь в засуху. • Худое слово и сладким медом не запьешь. • Слово, сказанное в гневе, - острейший меч. - В пословицах отражен мудрый завет старших поколений: нужно думать о том, как отзовется каждое наше слово. Слово – зеркало души человека.
|
Анализ хода урока (Мысленное путешествие в подводное царство.) «Мелодия – красивая медленная.» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Ответы учащихся - При общении важно, что мы говорим друг другу и как мы произносим слова. Проявляя уважение к другим людям, человек заслуживает уважения к себе. |
3.Позитивное высказывание (цитата). Уважение к людям есть уважение к самому себе. Джон Голсуорси Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой Человек. Василий Сухомлинский Наше взаимопонимание осуществляется лишь единственно возможным для нас путем, а именно - через слово. Мишель Монтень - чтение высказываний учителем - повторное чтение пословицы учащимися - хоровое чтение высказываний Обсуждение: * Как вы понимаете смысл этих высказываний ? * Какая мудрость заключена в этих высказываниях? • Какого человека можно назвать культурным • В чем проявляется культура человека? • Какими достоинствами обладает культурный человек? |
Джон Голсуорси- английский писатель. Василий Сухомлинский - педагог Мишель Монтень- французский философ-гуманист. А теперь давайте высказывания запишем в тетрадь. (Ответы учащихся) -Культурный человек уважительно относится к окружающим, внимателен, вежлив и доброжелателен. Он не позволит обидеть другого ни словом, ни взглядом. |
4.Рассказывание истории (подарок от учителя) Изложение содержания Притча Мудрость Эзопа В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на! базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости удивились Ц стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-та языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее! А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка людЛ общаются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга! мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям. В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанси приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опят! Эзоп отправился на базар и купил. языки. Все опять удивились Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить город и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа. Работа по вопросам к тексту. — Понравился ли вам рассказ? — Назовите главных героев в рассказе? - Как вы думаете, почему язык можно назвать и другом, и врагом^ Обобщение - Культура речи - это проявление культуры общения. В общении важно правильно подбирать слова, которые должны основываться на уважении человека к человеку. - Культура общения - неотъемлемая часть нашей жизни, ведь человек постоянно находится среди людей: в транспорте, в библиоте ке, в кинотеатре, в магазине, в поликлинике. Оттого как каждый из нас взаимодействует с людьми в общественных местах, зависит и наше настроение, и настроение окружающих. |
10.. (Ответы учащихся) |
5.Творческая деятельность. Размышление над ситуацией Ученикам предлагается обсудить поведение героев и ответить на вопросы. Ситуация 1. Ерден встретил своего знакомого Ильяса. Ерден обрадовался, хотел рассказать ему о своих успехах в шахматах, но не проронил ни слова. Ильяс все рассказывал и рассказывал о хоккее. А потом увидел своего одноклассника - и вдруг, даже не попрощавшись, ушел. Обидно стало Ердену, и настроение у него испортилось. • Как нужно правильно закончить разговор с собеседником? Ситуация 2. Пришел брат с работы веселый, спрашивает у Берика, как дела. А Берик молчит, будто не к нему обращаются. Брат погрустнел. Позвали Берика ужинать раз, второй, а он не идет, опять позвали. Как рукой сняло у бабушки хорошее настроение, сердится она. • Как нужно поступать, чтобы не обидеть близких? Работа в парах. Ученикам предлагается провести наблюдение и описать человека, которого можно назвать культурным Важно определить характерные особенности культурного человека: как он одевается, говорит, реагирует на просьбы, как сам обращается за помощью, как ведет себя в обще-ственных местах, в коллективе, как трудится, как относится к учению, как соблюдает здоровый образ жизни. Игра «Мой подарок» Учитель предлагает детям разыграть сценки, представив, как происходит общение в следующих ситуациях. 1. Вы звоните домой другу. Телефонную трубку поднимает кто! то из членов семьи. 2. Вы перешли в другую школу. Вам предстоит встреча с новыми одноклассниками. 3. Вы едете в библиотеку в общественном транспорте и не знаете, на какой остановке нужно выйти. Работа в тетради.
|
Выполните задание 3 в тетради. Дети читают то, что написали. |
«Улыбка» на слова М.Пляцковского, муз. В. Шаинского. От улыбки станет всем светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется. Припев: И тогда наверняка вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке. С голубого ручейка начинается река. Ну а дружба начинается с улыбки. От улыбки солнечной одной Перестанет плакать самый грустный дождик. Сонный лес простится с тишиной, И захлопает в зеленые ладоши. Припев. |
|
прочитать рассказ Василий Сухомлинский Доброго вам здоровья, дедушка! |
|
Ребята давайте закроем глазки. Слушайте музыку и меня. Сделайте глубокий вдох (при вдохе вдохните самое приятное и доброе, что сегодня вы услышали), а теперь выдох. - Культурный человек придерживается определенных правил при общении с людьми. Запомните их: • Здоровайтесь со всеми. • Обращайтесь к человеку по имени. • Будьте доброжелательными. • С уважением относитесь к мнению вашего собеседника. • Спокойно высказывайте свое мнение. • Умейте выслушать собеседника. • Стремитесь к взаимопониманию в общении. Открываем глазки. Спасибо за урок! |
Звучит мелодия: «Мелодия – красивая медленная.» |
© 2015, Севериненко Татьяна Алексеевна 1701