СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Культура общения

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока по самопознанию

Школа: М.Жумабаева Дата: 9-10 Тема: «Культура общения» Ценность: Праведное поведение Качества: уважение к родителям, учителям, старшим; не нарушать обещания; Педагог: Севериненко Татьяна Алексеевна Класс: 3 Количество учащихся: 13

Цель: расширять представление о культуре общения.

Задачи:

  • углублять знания о правилах этикета;
  • развивать умение строить позитивные отношения в обществе;
  • воспитывать ценностное отношение к себе и другим.

Ресурсы: Интерактивная доска, аудиозапись «Прогулка по морю»

аудиозапись песни «Улыбка»(+)

«Блокнот мудрости» (сборник мудрых изречений, цитат, пословиц, поговорок)

листы бумаги А4

карандаши, фломастеры, ручки,

учебник, тетрадь по «Самопознанию» 3 класс

Ход урока:

  1. Орг. момент

Позитивный настрой (Мысленное путешествие в подводное царство.)

Учитель: Закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов; расслабьте тело. Через несколько секунд мы отправляемся в путешествие на дно моря.

Представьте, что вы идете по берегу моря (вдоль берега). Послушайте (прислушай­тесь) к мягкому всплеску волн и крику чаек. Почувствуйте песок под босыми ногами. На расстоянии вы видите черную точку: когда она приближается, вы понимаете, что это дельфин. Он приплыл, чтобы взять вас с собой на дно моря. Это очень деликатное существо, и он терпеливо ждет вас. Медленно заберитесь к нему на спину, держитесь крепко и отправляйтесь в путь. Как замечательно плыть под водой, когда вы чувствуете себя в безопасности и удобно на спине у дельфина. Посмотрите вокруг: сколько здесь ярких красивых, рыбок, скользящих как радуга туда-сюда. Опускаясь вглубь моря, смотрите, как меняется все вокруг, сколько причудливых водорослей покачивается в воде. Посмотрите, какие огромные попадаются рыбы, а теперь поглядите вон туда. это огромный осьминог. До чего забавный и увлекательный мир здесь под водой. Заметили ли вы одну вещь? Какая здесь глубокая, полная тишина. Побудьте в этом состоянии покоя. (Учитель может помолчать несколько секунд).

А сейчас приготовьтесь в обратный путь наверх, в наш мир. Посмотрите как следует вокруг. Рассмотрите еще раз все удивительные цвета и прислушайтесь к тишине. Как освежающе действует на нас такой покой. Теперь дельфин отправляется в обратный путь. Вы достигаете поверхности воды и приближаетесь к берегу. Спуститесь с дельфина, погладьте его и поблагодарите за то, что он взял вас в такое интересное путешествие.

Возвратитесь в класс и вернитесь на ваше место. Через несколько секунд вы откроете глаза, но попробуйте сохранить в себе это ощущение покоя и тишины.

* Опишите, пожалуйста, своё состояние. * Что особенного произошло с вами? * Какие чувства вы испытали?

  1. Проверка домашнего задания. (опережающее задание)

Беседа

Учитель предлагает учащимся изобразить разные чувства при по­мощи мимики и жестов.

Учащимся раздаются карточки с заданиями:

1. Выразите восхищение подаренным букетом.

2. Изобразите грусть при расставании с друзьями.

3. Покажите радость при встрече с другом.

4. Выразите чувство благодарности.

5. Покажите хорошее настроение.

Задание

Учитель предлагает учащимся прочитать пословицы и объяснитъ их смысл.

• Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

• Худое слово и сладким медом не запьешь.

• Слово, сказанное в гневе, - острейший меч.

- В пословицах отражен мудрый завет старших поколений:

нуж­но думать о том, как отзовется каждое наше слово.

Слово – зеркало души человека.

  • Как вы здороваетесь с разными людьми?
  • Каких жестов следует избегать при общении?
  • Что вы чувствуете, когда вас ругают, говорят вам неприятные слова?
  • Что вы чувствуете, когда вас хвалят, подбадривают?
  • Назовите известные вам правила общения.

Анализ хода урока

(Мысленное путешествие в подводное царство.)

«Мелодия – красивая медленная.»

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9. Ответы учащихся

- При общении важно, что мы говорим друг другу и как мы произносим слова. Проявляя уважение к другим людям, человек заслуживает уважения к себе.

3.Позитивное высказывание (цитата).

Уважение к людям есть уважение к самому себе.

Джон Голсуорси

Каждый твой поступок отражается на других людях, не забывай, что рядом с тобой Человек.

Василий Сухомлинский

Наше взаимопонимание осуществляется лишь единственно возможным для нас путем, а именно - через слово.

Мишель Монтень

- чтение высказываний учителем

- повторное чтение пословицы учащимися

- хоровое чтение высказываний

Обсуждение:

* Как вы понимаете смысл этих высказываний ?

* Какая мудрость заключена в этих высказываниях?

• Какого человека можно назвать культурным

• В чем проявляется культура человека?

• Какими достоинствами обладает культурный человек?

Джон Голсуорси- английский писатель.

Василий Сухомлинский - педагог

Мишель Монтень- французский философ-гуманист.

А теперь давайте высказывания запишем в тетрадь.

(Ответы учащихся)

-Культурный человек уважительно относится к окружающим, внимателен, вежлив и доброжелателен. Он не позволит обидеть другого ни словом, ни взглядом.

4.Рассказывание истории (подарок от учителя)

Изложение содержания Притча

Мудрость Эзопа

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на! базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости удивились Ц стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-та языки. На это Эзоп отвечал: «Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее! А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка людЛ общаются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга! мирятся, объясняются в любви». Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанси приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опят! Эзоп отправился на базар и купил. языки. Все опять удивились Тогда Эзоп начал объяснять: «Ты велел мне сыскать самое плохое. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушить город и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

Работа по вопросам к тексту.

— Понравился ли вам рассказ?

— Назовите главных героев в рассказе?

- Как вы думаете, почему язык можно назвать и другом, и врагом^

Обобщение

- Культура речи - это проявление культуры общения. В общении важно правильно подбирать слова, которые должны основываться на уважении человека к человеку.

- Культура общения - неотъемлемая часть нашей жизни, ведь человек постоянно находится среди людей: в транспорте, в библиоте­ ке, в кинотеатре, в магазине, в поликлинике. Оттого как каждый из нас взаимодействует с людьми в общественных местах, зависит и наше настроение, и настроение окружающих.

10..

(Ответы учащихся)

5.Творческая деятельность.

Размышление над ситуацией

Ученикам предлагается обсудить поведение героев и ответить на воп­росы.

Ситуация 1. Ерден встретил своего знакомого Ильяса. Ерден об­радовался, хотел рассказать ему о своих успехах в шахматах, но не проронил ни слова. Ильяс все рассказывал и рассказывал о хоккее. А потом увидел своего одноклассника - и вдруг, даже не попрощав­шись, ушел. Обидно стало Ердену, и настроение у него испортилось.

• Как нужно правильно закончить разговор с собеседником?

Ситуация 2. Пришел брат с работы веселый, спрашивает у Бери­ка, как дела. А Берик молчит, будто не к нему обращаются. Брат погрустнел. Позвали Берика ужинать раз, второй, а он не идет, опять позвали. Как рукой сняло у бабушки хорошее настроение, сердит­ся она.

• Как нужно поступать, чтобы не обидеть близких?

Работа в парах. Ученикам предлагается провести наблюдение и описать человека, ко­торого можно назвать культурным Важно определить характерные особенности культурного человека: как он одевается, говорит, реагиру­ет на просьбы, как сам обращается за помощью, как ведет себя в обще-ственных местах, в коллективе, как трудится, как относится к учению, как соблюдает здоровый образ жизни.

Игра «Мой подарок» Учитель предлагает детям

разыграть сценки, представив, как происходит общение в следующих ситуациях.

1. Вы звоните домой другу. Телефонную трубку поднимает кто! то из членов семьи.

2. Вы перешли в другую школу. Вам предстоит встреча с новыми одноклассниками.

3. Вы едете в библиотеку в общественном транспорте и не знаете, на какой остановке нужно выйти.

Работа в тетради.

  • раскрасить те рисунки, где изображены вежливые люди, а также составитъ рассказ по этим рисункам.

Выполните задание 3 в тетради.

Дети читают то, что написали.

  1. Групповое пение

«Улыбка»

на слова М.Пляцковского, муз. В. Шаинского.

От улыбки станет всем светлей, От улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, И она к тебе не раз еще вернется.

Припев:

И тогда наверняка вдруг запляшут облака, И кузнечик запиликает на скрипке. С голубого ручейка начинается река. Ну а дружба начинается с улыбки.

От улыбки солнечной одной

Перестанет плакать самый грустный дождик.

Сонный лес простится с тишиной,

И захлопает в зеленые ладоши.

Припев.

  1. Домашнее задание

прочитать рассказ Василий Сухомлинский

Доброго вам здоровья, дедушка!

  1. Заключительная минутка урока.

Ребята давайте закроем глазки. Слушайте музыку и меня. Сделайте глубокий вдох (при вдохе вдохните самое приятное и доброе, что сегодня вы услышали), а теперь выдох.

- Культурный человек придерживается определенных правил при общении с людьми. Запомните их:

• Здоровайтесь со всеми.

• Обращайтесь к человеку по имени.

• Будьте доброжелательными.

• С уважением относитесь к мнению вашего собеседника.

• Спокойно высказывайте свое мнение.

• Умейте выслушать собеседника.

• Стремитесь к взаимопониманию в общении.

Открываем глазки. Спасибо за урок!

Звучит мелодия:

«Мелодия – красивая медленная.»

17.12.2015 14:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!