СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Кто такой учитель-дефектолог?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кто такой учитель-дефектолог?

Консультация для родителей и педагогов

Работая учителем-дефектологом, я столкнулась с некоторой проблемой, которая и подтолкнула меня к публикации данного материала. Проблема заключается в выражении - «Никто не знает, кто такой дефектолог, но все знают, с кем он должен заниматься». К моему великому сожалению, я говорю не только о родителях. Когда речь заходит об учителе-дефектологе, многие родители впадают в панику. Они начинают возмущаться - «Какой еще дефектолог! У моего ребенка нет никаких дефектов! Он у нас нормальный!» Многие родители думают, что уж если попал ребенок к дефектологу, так значит теперь у него проблемы на всю жизнь.

Так кто же такой, этот дефектолог? Что за страшилка такая для родителей?

Дефектолог - это специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья. Так же учитель-дефектолог занимается с детьми, испытывающими трудности в обучении. Иными словами, учитель-дефектолог занимается с детьми, которые не усваивают и не обучаются по программе общеобразовательной школы или детского сада. А так же он может заниматься с детьми, которые по различным причинам немного не усваивают программу общеобразовательной школы (детского сада) или же испытывают трудности при обучении. В основном это воспитанники детских садов и обучающиеся начальной школы. Работа учителя-дефектолога заключается в умственном развитии ребенка и развитии его познавательных способностей.

Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики и включает в себя множество специальностей: сурдопедагог (работает с глухими и слабослышащими детьми), олигофренопедагог (работает с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения), тифлопедагог (работает со слепыми и слабовидящими детьми), логопед (работает с детьми, имеющими речевые нарушения).

Чем же конкретно занимается дефектолог?

  1. Работа начинается с диагностики, которая проводится не один раз и осуществляется только по запросу педагогов или родителей, поскольку для диагностики нужны обоснования.
  2. Параллельно с диагностикой выявляются те трудности и проблемы, которые могут возникнуть у ребенка, если вовремя не корригировать нарушение.
  3. На основании проведенной диагностики и выявления ближайшей зоны развития ребенка составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка или на группу детей.
  4. Затем уже осуществляется сам коррекционный процесс, который включает в себя проведение групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  5. Параллельно с коррекцией осуществляется динамическое наблюдение за всем учебным процессом ребенка.
  6. А так же идет консультация педагогов и родителей по интересующим вопросам.

Целю работы учителя-дефектолога, если сказать своими словами, является коррекция! То есть коррекция пробелов в развитии.

Работа учителя-дефектолога содержит много направлений, основными из которых являются следующие:

1 блок - «развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением которого является коррекция мелкой моторики. Как известно, если не развита мелкая моторика - нет письма, нет письма - нет и связной речи.

2 блок - «формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «левый нижний угол», «2-х мерное и 3-х мерное пространство». При недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 блок - «умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как память, мышление, анализ и синтез и др.

4 блок - «нормализация ведущей деятельности возраста». Как известно, у обучающихся ведущей деятельностью возраста является учебная. К сожалению, так далеко не у всех, особенно у обучающихся с ОВЗ. У них, как правило, очень долгое время ведущей деятельностью возраста остается игровая.

5 блок - «формирование представлений о предметах и явлениях». В этом направлении корригируются те проблемы, которые возникли в связи с пробелами в предшествующем развитии. Например, ребенок не ходил в детский сад. Здесь формируются такие представления как цвет, форма, размер и др. Это тоже очень важное направление, так как оно является предпосылкой развития математического навыка.

6 блок - «обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя и, конечно, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходить его стороной.

7 блок - «готовность к восприятию учебного материала». Этот блок направлен, в основном, на обучающихся 1-го класса. Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала.

8 блок - «формирование умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала». Этот блок направлен, в основном, на обучающихся 2-4-х классов. В результате коррекции по данному направлению у них формируются те знания и умения, которые помогают усвоить учебный материал.

Как видно из вышесказанного, учитель-дефектолог не учит детей математике или русскому языку (хотя данные занятия осуществляются в коррекционном процессе). Он, прежде всего, корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций. Например, из-за несформированности пространственных представлений вытекают трудности письма и чтения. Их можно компенсировать как работой, направленной непосредственно на формирование чтения и письма (чем и занимается учитель), так и развитием пространственных представлений у ребенка (чем и занимается дефектолог).

07.12.2016 17:43


© 2016 893

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!