СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция «Развитие лексических и грамматических навыков как средство формирования коммуникативной компетенции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

               Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

«Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аттестационный материал

учителя английского языка

 

    Трегубова Николая Ивановича

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

                                                с. Сеяха

                                                2010 год

               Муниципальная общеобразовательная школа – интернат

«Сеяхинская школа – интернат среднего (полного) общего образования»

 

 

 

 

 

 

             Концепция

 

 

«Развитие лексических и грамматических                 навыков как средство формирования коммуникативной компетенции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           Автор: Трегубов Николай Иванович

               учитель английского языка

 

                                        с. Сеяха                                                                                                                                                                 

Содержание

Теоретическая интерпретация……………………………… стр.

  1. Актуальность проблемы………………………………………….
  2.  Проблемы и противоречия, требующие решения………………
  3.  Цели и задачи………………………………………………………
  4.  Теоретическая база опыта…………………………………………

1.4.1. Работа над лексикой……………………………………………..

1.4.2. Введение новой лексики………………………………….……...

1.4.3. Приёмы запоминания новых слов……………………….………

1.5. Коммуникативно - ориентированное обучение грамматике…….

1.5.1. Грамматические явления. Их формы и употребление в речи …

1.5.2. Введение нового грамматического материала …………………

1.5.3. Закрепление нового грамматического материала ……………...

 

  1.  Сущность опыта………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретическая интерпретация

 

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети.

Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя -  активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий,  Интернет – ресурсов, коммуникативная  методика помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. 

 

Основная цель изучения иностранного языка в средней школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.

       Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Конечной целью обучения иностранным языкам является научение свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях, то есть общению. Новые взгляды на результат обучения способствовали появлению новых технологий и отказу от устаревших. Сегодня новые методики с использованием мультимедийных средств противопоставляются традиционному обучению иностранным языкам. Понятие традиционный ассоциируется в первую очередь с заучиванием правил и выполнением языковых упражнений, то есть “с разговорами О языке вместо общения НА языке”. Многие учителя до сих пор убеждены, что «словарный запас + необходимые структуры = язык», и это лежит в основе процесса обучения. Но ведь язык - это не математика (хоть и языковые структуры есть не что иное, как формулы, необходимые для запоминания) и не просто интеллектуальная субстанция. Интеллект не вступит в действие без определенной мотивации и редко функционирует без элемента эмоций, а именно этих составляющих часто не хватает в методическом материале. Чтобы научить общению на иностранном языке, нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации (т.е. то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.

Меня, как педагога более двадцати лет проработавшего в школе интересует методика преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью мультимедийных средств  можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, я убежден, что  возможности Интернет-технологий способствуют расширению кругозора школьников, налаживанию и поддерживанию деловых связей и контактов со своими сверстниками в англоязычных странах

 

 

  1. . Актуальность темы

 

 

1.4. Теоретическая база опыта

 

1.4.1. Работа над лексикой

1.4.2. Введение новой лексики.

    

     В ходе работы учитель должен как можно быстрее вводить  и закреплять основную лексику, данную в УМК. В процессе изучения языка учащимся встречается гораздо  больше слов, чем необходимо для общения  или чем они могут запомнить. В ряде УМК

лексика подразделяется на активную и пассивную.

     Активный словарь – это базовый набор лексических единиц, которые кучащиеся должны знать и уметь воспроизводить в продуктивных видах речевой деятельности ( говорение и письмо).

     Пассивный словарь – это лексика, которую учащиеся должны понимать в ходе рецепции ( при аудировании и чтении), но не всегда использовать в речи на данном этапе обучения.

     Авторы многих учебных пособий отбирают и организуют введение новой лексики блоками, в контексте и с помощью заданий, которые способствуют её запоминанию. При такой организации и отборе , введение новой лексики не представляет трудности как для учителя, так и для учащихся.

Сначала учащиеся знакомятся с графическим и фонетическим образом слов, далее – с их значением и употреблением. В случае, когда смысл отдельных слов труден для понимания, можно использовать такие приёмы как:

контекстуальная догадка с использование:

  • иллюстраций в учебнике;
  • сходства в написании и звучании с русским языком;
  • знаний по другим предметам;
  • собственных предположений;

демонстрация реальных предметов;

рисунки на доске, мимика. жестикуляция;

представление новых слов в контексте, раскрывающем их значение;

перевод.

 

1.4.3. Приёмы запоминания новых слов.

 

     Запоминание новых слов может происходить по - разному у разных людей. Однако существуют общие рекомендации, выполняя которые учащиеся будут быстрее и глубже усваивать новую лексику:

Записывайте новые слова и выражения в специальной тетради – словарике по темам.

Записывайте новые слова на кассету и слушайте запись регулярно.

Записывайте новые слова в предложениях.

Записывайте определения новых слов, пользуясь одноязычным словарём.

Составляйте схемы для одной семантической группы.

     На более продвинутых этапах учитель и учащиеся  должны возвращаться к трудной для запоминания лексике и проверять, как она усвоена. Кроме того, надо обращать внимание  учащихся

 на лексику, часто вызывающую затруднения, например употребление глаголов “make, do”, а так же на сочетаемость лексических единиц, образования сложных слов.

     Следует возвращаться  к изученной лексике как можно чаще, чтобы учащиеся выучили слова и выражения, которые они плохо усвоили.

 

1.5. Коммуникативно - ориентированное обучение грамматике

1.5.1. Грамматические явления, их формы и употребление в речи

 

     При введении новых грамматических явлений следует обратить внимание учащихся не только  на их форму, но также на их значение и употребление. Если учащиеся будут знать смысл и коммуникативную функцию изучаемой структуры, то они не просто заучат модель, но и смогут правильно использовать её в речи.

     Представляя новую грамматическую форму, учитель должен вместе с учащимися ответить на следующие вопросы:

  • Правильно ли образуется данная форма или она является исключением?
  • Представляет ли трудность её написание?
  • Как она произносится?
  • Влияет ли данная форма на порядок слов в предложении или на следующие за ней слова?

В зависимости от возраста учащихся и их уровня владения языком учитель определяет, сколько времени следует уделить работе над формой. Однако, даже для начинающих одного – двух повторений будет достаточно для того, чтобы учащиеся запомнили основное и в дальнейшем стали использовать форму в речи.

       Учащимся необходимо так же понять функцию нового грамматического явления. Начинающим даётся единственное значение формы и одна её функция в речи.

Впоследствии они поймут, что у грамматических структур имеется много значений. Например, при введении The Present Simple Tense учащиеся узнают, что оно употребляется для обозначения фактов и обычных состояний. He is Russian. I am strong. В дальнейшем учащимся сообщается, что это время может так же использоваться для обозначения действия в будущем: The train leaves at 5 tomorrow.

 

1.5.2. Введение нового грамматического материала

 

     Приёмы введения нового грамматического материала зависят от возраста учащихся и  уровня их языковой подготовки. У детей младшего школьного возраста обсуждение новой формы не вызовет интереса. Поэтому учитель должен ввести форму в речевой модели – в песенке, игре, рассказе.

Многие УМК предлагают два основных способа введения новых лексико - грамматических структур:

  • Books closed-  Учитель знакомит учащихся с новой структурой, показывая сами предметы, либо демонстрируя их значение с помощью мимики и жестов, либо рисуя их на доске. Последовательность введения модели следующая: сначала учащиеся внимательно наблюдают за действиями учителя, затем слушают, как модель звучит, далее повторяют модель хором и, наконец, индивидуально. Следует обратить особое внимание на правильность произношения.
  • “ Вooks closed” – Учитель использует для объяснения значения текст и картинки в учебнике. Часто привлекаются аудиоматериалы. Имеется три способа ознакомления с новым грамматическим материалом:

1) – “ Listen and repeat” – Для введения рифмовок, песенок, стихов предназначенных для заучивания наизусть.

2) – “Listen and point” – учащиеся смотрят на картинки в учебнике, слушая запись. Следуя инструкциям на аудиокассете, они должны показать на определённую картинку или предмет.

3) – “ Listen and match” – Более сложный вариант предыдущего задания. - Слушая запись учащиеся должны соединить каждую картинку  с соответствующим предложением или другой картинкой.

4) – “ Listen and read” – Для ознакомления с рассказом.

 

1.5.2. закрепление нового грамматического материала

 

     После введения новог7оматериала его необходимо закрепить. Учащиеся должны полностью понять новые структуры, запомнить их и правильно воспроизводить. В современных УМК предлагаются  разнообразные способы отработки нового материала: от механических, тренировочных упражнений (drills) до более свободных, таких как личностно ориентированные задания.

  • Закрепление материала в быстром темпе.
  • Работа «по цепочке».
  • Работа парами.
  • Личностно ориентированные задания. Учитель может задавать учащимся вопросы об их жизни и окружении. Предполагается , что при ответе они должны использовать изученный языковой материал.     

 

 

  1. 6. Сущность опыта.

 

“Language is a dress of thoughts”

                        Samuel Johnson  

      Давно известно, что чем больше слов знает и понимает человек, тем богаче его язык

 

1.6.1.Продуктивность

    Продуктивность заключается в том, что учитель тратит меньше времени на организацию предъявления лексических единиц и грамматических структур непосредственно на уроке. Использование мультимедийных средств даёт уникальную возможность предъявления. повторения и закрепления ЛЕ и грамматических структур, высвобождает время для занятия другими видами деятельности на уроке. Развитие лексических и грамматических навыков в полной мере помогает учащимся  овладеть навыками коммуникативной компетенции. У детей появляется желание общаться на английском языке, формируется устойчивый интерес к предмету, Всё это способствует оптимальному общему развитию каждого ребёнка.

  1. Адресная направленность

      Данный опыт может быть использован учителями иностранного и родного языков. Частично  он может быть использован учителями русского языка и литературы.

  1. Трудоёмкость.

     Представленный мною опыт достаточно трудоёмок на подготовительном этапе, требует умения работы с мультимедийными средствами. Во время проведения самого урока учитель имеет возможность вернуться к любой части раздела, что соответственно экономит массу времени и положительно сказывается на качестве урока.

  1. Прогнозируемый результат.
  • формирование коммуникативных навыков учащихся.
  • расширение кругозора учащихся.
  • Формирование культуры общения, умения работать самостоятельно

Привитие стойкого интереса к предмету, сохр

23.01.2015 10:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!