СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Качественное содержание учебников как условие успешного обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время, когда современное образования Казахстана переходит на новый уровень, учебно-методическое обеспечение,а именно, учебники требует обновления в соответствии с современными тенденциями. При составлении учебника следует учитывать большое количество факторов, таких как возрастные особенности и языковой опыт учащихся. Изучение теоретических источников, а также анализ учебника английского языка свидетельствуют о том, что составление учебной литературы - это сложный процесс, требующий учета большого количества факторов, так как от качества учебника зависит успешность учебного процесса.

В соответствии с современными тенденциями развития образования Казахстана необходимо обновление содержания образования, что требует новых, свежих идей, связанных с разработкой учебников. В данной статье рассматривается содержание учебника как части методического обеспечения учебного процесса по английского языку. От качества учебной литературы в определенной степени, также как и от педагога, зависит результативность обучения, поэтому учебный материал должен обеспечивать сознательное, активное участие учащихся в процессе обучения и усвоении учебного материала.

Изучение работ Береговской Э.М, [3, 25] Рахимовой А.З, [4, 29] связанных с разработкой содержания учебников, позволяет выделить следующие проблемы:

- отсутствие комплектности, т.е учебная литература не содержит в себе полного набора необходимых средств, таких как диски для аудирования, рабочие тетради и т.п;

- отсутствие преемственности материалов учебника, которая должна обеспечивать повтор и развитие ранее изученного материала с целью формирования и развития необходимых навыков;

- недостаток либо отсутствие учета особенностей родного языка, т.е.

не принятие во внимание тех или иных иноязычных явлений, которые отличаются, либо отсутствуют в родном языке;

- отсутствие актуальности в подборе материала: материал в учебнике должен быть подобран с учетом развития современной жизни и обучать ситуациям “здесь и сейчас”;

- недостаток практической направленности: качественный современный учебник должен способствовать выработке навыков самостоятельной работы и умениям применять полученные знания на практике не только в стенах учебного заведения, но и в дальнейшей работе.

Обобщая вышеуказанные проблемы, считаем возможным выделить требования к составлению учебников в целом.

Одним из важных требований, определяющих содержание учебника, является системность и комплектность, которые можно определить как структуру, представленную двумя основными подсистемами:

- подсистемой, организующей деятельность учащегося, которая материализуется с помощью учебника иностранного языка и некоторых пособий;

- подсистемой, которая управляет работой учителя благодаря специальному методическому пособию и целому ряду вспомогательных средств, используемых учителем на уроке и во внеклассной работе.

Следовательно, суть первого требования сводится к необходимости создания учебника, который бы явился ядром всей системы вспомогательных средств обучения.

Как показал анализ учебника английского языка для 6 класса (English. Английский язык : учеб.для 6 кл издание 3 переработанное. Т. Аяпова, З. Абильдаева, - Алматы : Мектеп, 2011. - 269 стр. ), он составлен с учетом системности и комплектности, т.е к данному учебнику прилагаются вспомогательные пособия, такие как: рабочая книга (Workbook), книга для чтения (Readingbook), а также пособие для учителя (Teacher’sbook). Однако, как показывает реальная практика образования, не во всех школах Казахстана к основному учебнику имеются данные вспомогательные средства, что не обеспечивает его комплектность и не позволяет использовать его как средство обучения в полной мере.

Для успешного формирования и развития навыков речевой деятельности необходимо соблюдать требование преемственности материалов учебника. Преемственность, как объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, способствует закреплению и совершенствованию знаний, умений, навыков. Она обеспечивает непрерывность образования, которая понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития. [5, 42]

Анализ предлагаемого в учебнике лексического и грамматического материала позволяет сделать вывод, что учебный материал отобран в соответствии с данным требованием. К примеру, лексические темы (“Political system of the USA”, “Professions”, “Visiting big cities”) и грамматический материал (артикли Articles, Verb “to be”, Present and Past Simple), представленные в учебнике для 5 класса, находят отражение и в учебнике для 6 класса. Однако, лексические задания становятся более сложными и коммуникативно – направленными, учащиеся учатся не только отвечать на более сложные вопросы, но и сами формулируют их, учатся делать сообщение и высказать свое мнение по содержанию прочитанного текста. Это, в свою очередь, предполагает использование более сложных грамматических категорий. Если в 5 классе задания строились по принципу простого раскрытия скобок, не требующих самостоятельного составления предложений с использованием изученных грамматических конструкций, то в 6 классе используются такие задания, как тесты, составление и грамматический разбор предложений. Уровень сложности указанных заданий расположен по степени ее нарастания.

Важным требованием, которое необходимо учитывать при составлении учебника, это учет принципа опоры на родной язык, который предполагает необходимость сравнивать формы двух языков: родного и иностранного, учитывать речевой опыт учащихся в родном языке. [6, 12] Требования к учету особенностей родного языка, а также речевой направленности учебных материалов являются специфичными и необходимыми именно для формирования иноязычной компетенции учащихся.

В проанализированном нами учебнике весь материал, направленный на развитие речевой деятельности, составлен с учетом явлений родного языка и соответствует речевому опыту обучающихся.

При составлении учебников важным является, на наш взгляд, необходимость научно обоснованного подхода к отбору учебного материала, а именно отбора актуального и обязательного минимума содержания учебника. В этом аспекте в рассматриваемом нами учебнике английского языка для 6 класса можно отметить недостаток страноведческой информации, способствующей развитию интереса учащихся к иноязычной культуре. Тексты учебника содержат лишь небольшую часть информации о странах изучаемого языка, таких как США, Великобритания и Канада, например, “Gardening in England”, “Visiting big cities”, “Sightseeings”. Обучение иностранному языку должно быть направленно не только на формирование лингвистических навыков учащихся, но и на развитие их социокультурной компетенции.

Не менее важным является требование к соблюдению речевой направленности при подборе заданий к учебному материалу, так как это имеет огромное значение для развития навыков говорения. Учебник должен содержать достаточное количество упражнений и материала для последовательного развития речевых умений и навыков диалогической и монологической речи.

Концентрическое и цикличное построение учебника подразумевает последовательное и неоднократное повторение изучаемого материала, но каждый раз с нарастающей сложностью. Также как и принцип преемственности, подразумевающий связь между новым и старым, каждый раз с более высокой сложностью материалов учебника, данный принцип обеспечивает качество составляемого учебника. Анализ учебника, а также результаты проведенного опроса учителей иностранных языков, позволяют сделать вывод о том, что в данном учебнике грамматический материал не в полной мере представлен с учетом принципа концентрического и циклического построения и позволяют отработать лишь некоторые аспекты изученного ранее материала. Так, 60% опрошенных учителей считают, что необходимо предлагать больше материалов на закрепление грамматических явлений. При этом рекомендуется использовать стихи, тексты, модели и схемы, так как наглядность способствует более эффективному усвоению материала, а также развитию творчества учащихся, избавляя их от зазубривания. Изучение грамматики может стать интересным, если учитель подходит творчески к процессу обучения. Примером творческого подхода может служить метод “Снежный ком”, описанный в статье Талановой Л. Г., Желяскова В. [7, 18] “Актуальность проблемы профессиональной компетенции учителя английского языка”. Суть данной игры заключается в переводе определённого предложения на английский язык. После этого каждый учащийся проговаривает данное предложение с последующим его преобразованием в одно из времён. Главным условием является не только предложить собственный вариант, но и повторить предыдущий. Использование такого приёма способствует большей эффективности усвоения грамматического материала, его закреплению, а также возможности дальнейшего использования в повседневной жизни правильных грамматических форм при выражении собственных мыслей на иностранном языке. Упражнения такого типа способствуют развитию мотивации к обучению, а также развитию интереса учащихся к изучению иностранного языка.

И, наконец, не маловажным требованием является оформление учебника, а именно содержание в нем иллюстраций, рисунков и схем. Иллюстрации должны нести важные научные сведения, соответствовать содержанию, композиции, отвечать уровню подготовленности и возрастным особенностям учащихся. Их следует применять также как самостоятельные источники информации, дополнения к текстовым материалам. Рисунки помогают понять неизвестные слова, обозначающие определенные предметы или явления, они могут быть сюжетными, наглядными диаграммами и фотоиллюстрациями.

Оформление анализируемого нами учебника соответствует вышеуказанным требованиям. К каждой теме приведено достаточное количество рисунков, иллюстраций и схем, фотографий известных личностей и достопримечательностей и т.д.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что учебник английского языка для 6 класса авторов Т. Аяповой, З. Абильдаевой, в целом соответствует предъявленным к составлению учебника требованиям. Однако отсутствие вспомогательных пособий к основному учебнику, а также недостаток страноведческого материала требуют поиска дополнительных материалов и учебных ресурсов.

Изучение теоретических источников, а также анализ учебника английского языка свидетельствуют о том, что составление учебной литературы - это сложный процесс, требующий учета большого количества факторов, так как от качества учебника зависит успешность учебного процесса.

Использованная литература.

  1. Т. Аяпова, З. Абильдаева. English. Английский язык : учеб.для 6 кл издание 3 переработанное. - Алматы : Мектеп, 2011. - 269 стр.
  2. Зуев Д.Д Школьный учебник.-М.: Педагогика, 1983.
  3. Береговская Э.М. Проблемы интеграции и адаптации зарубежного учебника. //ИЯШ.-1998.-№6.-с32
  4. Рахимова А.З Логико-психологическая концепция разработки школьных учебников. – В сборнике: Проблемы школьного учебника. - №20. – М.: Просвещение, 1991.
  5. Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. // Начальная школа: плюс — минус. — 2002. — № 2.
  6. Садуллаева А.Р. Принцип учета родного языка на начальном этапе изучения английского, Алмата-2010-№2-с 20.
  7. Таланова Л. Г., Желяскова В. Актуальность проблемы профессиональной компетентности учителя иностранных языков. Одесса-2005-№7-с. 28.31
15.01.2018 17:29


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!