СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контроль знаний учащихся – как элемент подготовки к ЕГЭ по физике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание:

  1. Введение

2. Авторские учебные пособия (сборники разноуровневых заданий с элементами ЕГЭ)

3. Авторская образовательная технология проведения разноуровневой диагностики знаний учащихся с элементами ЕГЭ

  1. Заключение
  1. Литература
  1. Приложения

1. ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый реферат посвящён реализации идеи внутриклассной уровневой дифференциации и постепенной подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена) по физике начиная с 10 класса.

На мой взгляд, дифференциация обучения — одна из стержневых проблем современной школы. Эффективность дифференцированного подхода, его преимущество перед тем, при котором учили всех и всему одинаково, подтверждается педагогической практикой. Никто уже не сомневается в необходимости и целесообразности учёта в учебном процессе склонностей и способностей школьников, так как он устраняет перегрузку, способствует возрастанию положительной мотивации к учению, стимулирует большую заинтересованность слабых ребят в результатах учёбы.

Однако осуществить уровневую дифференциацию довольно сложно, её методическое обеспечение пока ещё очень слабо.

Будучи не новой, эта идея рассматривается сейчас под иным углом зрения: ученикам предъявляются минимальные обязательные требования к усвоению содержания предмета, и каждый из них обязан иметь только соответствующие этим требованиям знания, а весь остальной учебный материал осваивается по желанию.

Однако минимальный объём знаний учитель определяет сам.

Трудно ещё учителю разобраться в методике проведения занятий, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам, например, какой приём оправдывает себя на этапе усвоения новой информации, при закреплении знаний.

Требование учитывать индивидуальные особенности ребёнка в процессе обучения — очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это требование находит отражение в педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода. Однако его реализация в разное время осуществлялась в разной мере и различными приёмами.

Ныне, в период реформирования школьного образования, всё настоятельнее встаёт требование коренным образом преобразовать систему обучения. Общество пока не удовлетворено деятельностью школы, подготовленностью её воспитанников к условиям современной жизни. Анализ недостатков откроет дорогу к конструктивным изменениям в этой области.

Одним из таких, очень серьёзных недостатков была и остаётся крайне слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, учёт и развитие его разнообразных способностей, дарований и интересов. В принципе, эти положения педагогическая наука стремится учитывать. В период возрастания интереса к дидактике в 60-е — начале 70-х гг. прошлого столетия в нашей стране (бывшем Советском Союзе) был проведён ряд исследований в области индивидуализации обучения и разработаны некоторые экспериментальные учебные материалы. Затем, однако, интерес исследователей к этой проблеме иссяк, по-видимому, из-за того, что система организации образования того времени оставляла мало возможностей для индивидуализации обучения. Здесь имеется в виду, прежде всего жесткая школьная система, с её учебным планом, одинаковым для всех учащихся до окончания средней школы, преподаванием всех предметов по единым, притом весьма перегруженным, обязательным для всех учебным программам, преобладание таких форм и методов обучения, которые практически не оставляли возможности для творческой работы учителя, рассчитанной на учёт, сохранение, формирование и развитие индивидуальности учеников. Отсюда цепочкой вытягиваются и различные другие отрицательные явления в учебной работе: слабая учебная мотивация школьников, учение ниже своих возможностей, пассивность учеников, случайность выбора ими профессии и путей продолжения образования и т. д. Имеющиеся в советской педагогике исследования в области учёта индивидуальных особенностей учащихся ограничиваются в основном лишь внутриклассной индивидуализацией учебной работы. Эта проблема ещё до конца не подверглась комплексному изучению, дифференциация учебной работы вообще пока ещё не стала объектом исследования.

К проблемам организации индивидуализации и дифференциации ещё раз обратила внимание в 1990 году И. Э. Унт. Она основное внимание уделяла тем проблемам, которые подробнее изучала — индивидуализированной самостоятельной работе учащихся. Её теоретическая концепция опирается на такую теорию развития, согласно которой развитие ребёнка возможно лишь тогда, когда ему дают задания, которые соответствуют уровню его индивидуального развития.

Наиболее легко и полно в крупных школах реализуется внешняя дифференциация, когда организуются специальные классы (например, профильные классы (стабильные группы учащихся), работающие по особым учебным планам, программам, учебникам). Однако основная масса школьников учится в непрофильных классах, где возможна лишь уровневая дифференциация, которая предполагает технологию обучения, которая обеспечивает детям с разными особенностями успешность учения в одном классе. Осуществление уровневой дифференциации довольно сложно, а её методическое обеспечение пока ещё, к сожалению, крайне слабо.

Как же осуществить внутреннюю (уровневую) дифференциацию?

Основная задача уровневой дифференциации внутриклассной учебной работы — раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявляться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Данное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.

Какова должна быть методика проведения диагностики знаний учащихся, ориентированной на индивидуальный подход к ученикам на уроках физики?

Эти противоречия привели к необходимости проведения моего педагогического исследования по теме: «Контроль знаний учащихся – как элемент подготовки к ЕГЭ по физике»

Законом РФ «Об образовании» предусмотрена существенная реорганизация всей системы школьного образования, в том числе и физического. Ориентация учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей, интересов и способностей школьников потребовала дифференциации среднего образования.

Из вышеизложенного считаю, что тема доклада является актуальной.

Цель исследования: выяснить эффективность использования разноуровневых заданий при осуществлении многовариантной диагностики знаний учащихся.

Задачи исследования:

1. разработать учебные пособия — авторские сборники разноуровневых заданий с элементами ЕГЭ для 10 и 11 классов;

2. разработать авторскую новую образовательную технологию проведения разноуровневой диагностики знаний учащихся с правом выбора заданий с элементами ЕГЭ;

3. выяснить эффективность разработанной авторской образовательной технологии.

2. АВТОРСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ (СБОРНИКИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕГЭ)

Предлагаемые задания в разработанном мной и изданным небольшим тиражом в 2007 г в авторских учебных пособиях «Контрольные работы для профильных 10-11 классов» для общеобразовательной школы позволяют обеспечивать различные варианты осуществления внутриклассной уровневой дифференциации. Пособия содержит задания в трёх уровнях сложности по всем основным темам программы школьного курса физики профильных 10 и 11 классов общеобразовательной школы и ориентированы на учебник «Физика,10 кл.» и «Физика,11 кл.».В.А Касьянова. Пособия написаны в соответствии с действующими программами по физике, являются сборниками разноуровневых заданий для осуществления диагностики знаний учащихся и их постепенной подготовки к сдаче ЕГЭ (единого государственного экзамена). Пособия составлены в виде контрольных работ.

Цель издания данных сборников — облегчить учащимся и учителю подготовку к ЕГЭ и к централизованному тестированию по физике, начиная с 10 класса. Содержание заданий настоящего пособия полностью соответствует минимуму содержания основного общего образования по физике (приложение к приказу МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236) с учётом требований к уровню подготовки выпускников основной школы по физике.

Задания, включенные в настоящий сборник, не являются обязательными для учителя при проведении диагностики знаний учащихся. Не следует считать целью его издания регламентацию (в содержательном плане) практической деятельности учителя.

В учебных пособиях предложены три вида заданий, поэтому состоит их трех частей:

А. Тестовые задания. К каждому заданию дано несколько ответов, из которых правильный только один, его надо выбрать.

В. Задания В задачи в один два действия которые должен решать средний ученик.

С. Вопросы или задачи повышенной сложности которые нужно тешить так же полностью.

Градация заданий по уровням их сложности выглядит таким образом:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ — уровень обязательной минимальной подготовки. Успешное выполнение заданий этого уровня свидетельствует о соответствии данного ученика государственным требованиям стандарта по курсу физики 10 и 11 классов. Их обязаны выполнять все учащиеся.

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ — несколько усложнённый уровень.

Он ориентирован в основном на достижение учащимися обязательного уровня подготовки по физике. Наряду с заданиями, направленными на отработку основных умений, в нём содержатся несложные задания, требующие проявления смекалки и сообразительности.

Задания этого уровня позволяют выявить умение учащихся применять знания по образцу, решать расчётные задачи по правилу или алгоритму с применением 1- 2 базисных формул.

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ — повышенный уровень.

Он рассчитан на учащихся с хорошей подготовкой по физике, который даёт им возможность достаточно интенсивно овладеть основными знаниями и умениями и научиться применять их в разнообразных усложнённых ситуациях.

Задания этого уровня позволяют выявить умение учащихся применять знания в изменённой, нестандартной ситуации, решать расчётные задачи с применением более 2 базисных формул.

3. АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАЗНОУРОВНЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕГЭ

Письменная проверочная работа — важное событие для ученика. Это способ подвести определённый итог своей работы.

В пособие включены одиннадцать контрольных работ, по структуре прибли­женных к единому государственному экзамену. Первая часть работы состоит из шести несложных заданий уровня А. Вторая часть рабо­ты — два задания, уровня В и два задания уровня С к которым необходимо привести полное решение.

Контрольная работа состоит из шести заданий с выбором правильного ответа из пяти представленных. Буква, соответствующая, по вашему мнению, правильному ответу, записывается в тетрадь для контрольных работ.

Задания имеют разный уровень сложности. Правильный ответ на каждый из первых шести вопросов-тестов, оценивается в 1 балл.

В седьмой и восьмой задачах, требу­ется решение в общем виде. В девятой и десятой задачах, требу­ется также решение в общем виде. Правильное решение седьмой и восьмой задачи оценивается в 2 балла, девятой и десятой задачи в 3 балла.

Оценка за контрольную работу выставляется в зависимости от сум­марного балла, полученного учащимся за правильные ответы на тесты и задачи по следующей шкале:

Суммарный балл

13 -16

9 - 12

6 - 8

0 - 5

Оценка

5

4

3

2

Составление текущей письменной проверочной работы учитель может осуществлять по всем заданиям или выборочно по своему усмотрению.

Инструкция для учащегося

Внимательно прочитайте вопрос и предлагаемые варианты ответа. Проанализируйте все варианты отве­та, выполните необходимые вычисления и только после этого запишите букву, соответствующую правильному ответу.

Если какое-то задание не удается выполнить сразу, то пропустите его и постарайтесь выполнить те зада­ния, в которых вы уверены. Если останется время, можно будет вернуться к пропущенному заданию.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При организации уровневой дифференциации были выяснены эффективные формы активизации учащихся; самостоятельная работа.

Обстоятельствами, тормозящими использование индивидуализированной учебной работы, кроме малоразвитости умений самостоятельной работы учащиеся, являются:

— недостаточность дидактических материалов, подходящих для использования в индивидуальной учебной работе (в результате чего их составление было одной из основных моих задач и мною был подготовлен сборник разноуровневых заданий для 10 и 11 классов, а также готовится такое учебное пособие для 9 класса);

— возникающие технические трудности при размножении этих материалов;

— крайне недостаточные средства для более детального изучения учащихся.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития общеучебных умений на уроках физики.

Регулярное использование на уроках физики системы специальных разноуровневых задач и заданий, направленных на развитие умений и навыков, расширяет кругозор школьников, способствует развитию физико-математического мышления, повышает качество подготовленности, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать свои знания в повседневной жизни. Чтобы ребёнок учился в полную силу своих возможностей, стараюсь вызвать у него желание к учёбе, к знаниям, помочь ребёнку поверить в себя, в свои способности.

Считаю, что разработанные мной учебные материалы помогли учащимся выявить свои учебные способности, помочь им реализовать себя в изучении курса физики 10-11 класса. Надеюсь также, что те учащиеся, которые после окончания школы будут сдавать вступительный экзамен по физике в форме ЕГЭ, ознакомившись с технологией такого испытания, увереннее будут чувствовать себя при подготовке и сдаче этого экзамена.

5. ЛИТЕРАТУРА

1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике / сост. В. А. Коровин. — 2 -е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2001. — 64 с.

2. Методические рекомендации по организации и проведению тестирования студентов / сост. Т.В. Ильясова, В. Н. Бахарев, Н. М. Рукина. — Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. — 56 с.

3. Рахматуллин Р. А. Разноуровневые задания по физике с элементами ЕГЭ, 7 класс. — Оренбург, 2007. — 136 с.

4. Рахматуллин Р. А. Разноуровневые задания по физике с элементами ЕГЭ, 8 класс. — Оренбург, 2007. — 136 с.

5. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.

6. Усова А. В., Вологодская З. А. Самостоятельная работа учащихся по физике в средней школе. — М.: Просвещение, 1981.- 15

6. ПРИЛОЖЕНИЯ

(фрагменты из авторского учебного пособия «Контроль знаний учащихся – как элемент подготовки к ЕГЭ по физике», 10 класс.)

Контрольная работа № 1

«Кинематика материальной точки»

тесты Уровень А

А1. Наездник проходит первую половину дистанции со скоростью 30 км/ч, а вторую — со скоростью 20 км/ч. Какова средняя скорость наездника на дистанции?

А. 22 км/ч Б. 24 км/ч. В. 25 км/ч Г. 26 км/ч. Д. 28 км/ч.

А2. На рисунке представлен график зависимости проекции скорости тела υx от времени t. Какой из графиков движения I—III может соответствовать этой зависимости?

А3. Какой из графиков зависимости проекции ускорения тела ах от вре­мени t соответствует графику зависимости проекции его скорости от времени, приведенному в задании 2?

Уровень В

В1. Найдите разность потенциалов между двумя параллельными плас­тинами, равномерно заряженными с поверхностной плотностью 1 мкКл/м2 и -1 мкКл/м2, расположенными на расстоянии 1 мм друг от друга.

В2. Незаряженный конденсатор емкостью 100 мкФ соединили парал­лельно с конденсатором емкостью 30 мкФ, заряженным до напря­жения 300 В. Какое напряжение установилось на конденсаторах? Каков заряд каждого конденсатора?

Уровень С

C1. Между вертикально отклоняющими пластинами электронно - лучевой трубки влетает электрон ее скоростью v0 = 6 • 107 м/с. Длина пластин l = 3 см, расстояние между ними d =1 см, разность потенциа­лов между пластинами U = 600 В. На какое расстоя­ние по вертикали сместится электрон за время его движения между пластинами?

С2. Между двумя пластинами, расположенными горизонтально в ваку­уме на расстоянии 4,8 мм друг от друга, движется отрицательно заря­женная капелька масла радиусом 1,4 ? 10-5 м с ускорением 5,8 м/с2, направленным вниз. Сколько избыточных электронов имеет капель­ка, если разность потенциалов между пластинами 1 кВ? Плотность масла 800 кг/м3.

Категория: Физика
23.06.2016 10:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!