СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для педагогов: "Что такое логоритмика?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое логоритмика?

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. По мнению известного швейцарского педагога, основателя ритмической гимнастики Э.Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма». Действительно, в нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. В основе человеческого восприятия и организации движений тоже лежат различные ритмические структуры. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов, чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворные тексты, ощущать и понимать музыкальные произведения. В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется многообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, скороговорки, потешки, игры пальчиковой гимнастики). Однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребенком развитое чувство ритма. Например, многие не знают, что проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища. Работая с детьми, мы замечаем, что некоторые из них переставляют или заменяют в словах слоги. Ребенок может путать слова в стихотворении и с трудом его запоминает. Иногда у него не получается правильно повторить ряд танцевальных движений. Сложности разные, а причина одна - неразвитое или нарушенное чувство ритма. Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. Ее основатель В.А.Гринер описывала суть логоритмики так: «В двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом». Сегодня под ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКОЙ понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), направленная на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основополагающий принцип проведения занятий – взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. На логоритмических занятиях решаются следующие задачи: -активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания; -развитие слухового и зрительного восприятия; -увеличение объема памяти; -развитие двигательного и артикуляционного праксиса; -развитие двигательных кинестезий; нет -развитие соматопространственной ориентации и зрительно-моторных координаций; -формирование двигательных навыков.

Логоритмическое занятие включает следующие элементы: -логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата. -чистоговорки для автоматизации и дифференциации всех звуков. -пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук; -упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; -вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; -Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания ; -песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга; -музыкально-ритмические игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве; -упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления; -коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, позитивного самоощущения; -упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

Структура занятия не всегда может включать все перечисленные элементы. Для пальчиковых, подвижных и коммуникативных игр, стихотворений, сопровождаемых движениями, использованы стихи современных поэтов и народный детский фольклор разных стран. Упражнения логопедической гимнастики рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме. Следует обязательно включать в занятия коммуникативные игры или танцы. Поскольку большинство последних построены в основном на жестах и движениях, в житейском обиходе выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они дают положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре.

Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на своих занятиях.

04.02.2021 21:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!