СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конкурсное задание: эссе. "я - учитель"

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ: ЭССЕ.

"Я - УЧИТЕЛЬ"

Рекиян Н.Н.,

учитель истории, обществознания

ГБОУ ЛНР "Кировская многопрофильная гимназия"

Учитель! Как бесценно имя это

Среди богатых россыпей сердец.

Учитель! Это имя чище света.

Он мой отец, духовный мой отец!

Склонял он надо мной виски седые

И мир учил, как надо понимать,

И под его диктовку я впервые

Два слова вывел «Родина» и «Мать».

Босханжиев А. Ц.

Сегодня, когда заканчивается второе десятилетие XXI века, века новых технологий, компьютеризации, постоянного движения вперед, новые принципы изменяют жизнь страны и молодого поколения. Какими они будут, наши дети, зависит от учителя. Роль учителя в борьбе за их умы и души, а значит, и за будущее нашей планеты, велика. Каким же должен быть учитель XXI века?

Учитель XXI века должен просто идти в ногу со временем.

Вспоминаю свое время учебы в школе. Его не забудешь никогда, а если и попытаешься, то в душе сразу станет неуютно, пусто. Исчезнет огонек. Тот огонек, благодаря которому в жизни вспыхивает костер. Вернувшись в школу в качестве учителя, я осознал, как важно делиться с детьми этим, согревающим душу, огоньком, как важно зажечь костер в детской, полной неожиданных радостей жизни.

Урок в 5 классе… На меня направлены десятки глаз: озорных и грустных, лукавых и пытливых… Что в них? Ожидание чуда. И это чудо должен совершить я, Рекиян Николай Николаевич, учитель истории.

Когда-то, будучи учеником, и я смотрел на учителя в ожидании чего-то необыкновенного. И мечтал, мечтал… Все представлял, как бы интересно и увлекательно преподавал бы историю…

И вот я - учитель… Безумно люблю свое дело. История – это не просто один из школьных предметов. Это – идеология, мировоззрение, жизненная позиция. Это истоки нашего патриотизма и истинной гражданственности. Настоящий урок – раскованные и творческие дети, строго и научно работающий учитель.

Я убежден - каждый урок должен быть интересным для ребенка. Для этого, конечно же, использую разнообразные формы работы (принцип сотрудничества и взаимопомощи). Основополагающим считаю принцип проблемного обучения (каждый урок – решение личностно-значимой проблемы). Но самое главное – каждый урок должен воспитывать нравственно (личностно-развивающий принцип).

Мой опыт достаточно велик, уже 19 лет педагогического стажа. Но я, как и мои воспитанники, не перестаю учиться. Наверное, в мире не так много людей, которые любят учиться. Причина достаточно проста: обучение – это труд, требующий дисциплинированности, терпения и усердия. Поэтому большинство людей, оканчивая школу, университет, перестают учиться. Это неправильно. Ведь мы сами ограничиваем свой кругозор, не развиваем свои способности и потенциал.

Я убежден, что любое дело, которым приходится заниматься, надо превращать в источник радости. Как давно уже поняли мудрецы, мало чего есть изначально приятного или неприятного, все зависит от отношения человека к своему делу. Без сомнения, есть смысл сформировать у себя положительное отношение к учебе, поверить, что это необходимое занятие можно сделать и приятным.

Создавая такой позитивный настрой, мы действуем в согласии с природой человека. Обучение – естественный процесс, присущий всему живому, а человеку в особенности. Именно учеба как передача знаний и умений и сделала человека человеком. Поэтому в глубине души каждого из нас живет инстинкт учения. Нередко желание учиться находится в полусонном состоянии, и его надо будить.

Вспомните, как охотно и радостно учатся маленькие дети. Им все интересно, они все хотят попробовать и узнать. К сожалению, школа мало что делает для развития инстинкта обучения, а порой просто глушит его.

Итак, природа за то, чтобы человек учился с удовольствием. Очевидно, не стоит противиться природе, тем более что учеба с радостью и любовью более эффективна. Ведь нелюбимая работа редко делается толково и споро.

За что же можно полюбить учебу? Удовольствие от учебы связано с двумя нашими чувствами. Первое – чувство удовлетворения, которое возникает в результате успехов в учебе, достижения поставленных целей, осознания собственного роста в процессе образования. Второе чувство – интерес к тому, что изучаешь.

Вот я и стараюсь на каждом своем уроке, внеклассном мероприятии, во внеурочной деятельности развивать у своих учеников эти чувства.

Только увлеченный человек может заинтересовать своим делом. Но этого мало. Нужно научить детей самостоятельно добывать знания, перерабатывать их, что является ступенькой к успешному будущему. Мне очень хочется, чтобы на моих уроках не было места скуке.

Учитель – это не просто профессия, а образ жизни. И, конечно же, человек, работающий в школе, является не только преподавателем, но и воспитателем. Вы скажете, что ребенка воспитывают родители. Соглашусь с вами. Но жизнь выходит за рамки школьного предмета. Как же можно обмануть доверчивое ожидание детей, ожидание чуда, которое совершается не только на уроке.

С каким уважением смотрят на меня ученики, уверенные в моем всезнании. Как же не помочь им в решении таких трудных детских проблем, как не позаботиться об их здоровье и самочувствии, как не узнать об их успехах и неудачах.

Я не устаю удивляться мудрости слов В. А. Сухомлинского: «… если ребенок живет во вражде, он учится агрессии; если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти … если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Как это важно «находить любовь», уметь любить. Ребенок, научившийся любить людей, я уверен, будет счастливым, и моя задача – воспитать такого человека.

Чтобы посеять зерна доброты в душах своих учеников, надо быть добрым. Воспитать творческую личность может только саморазвивающийся учитель, не останавливающийся на достигнутом. Стараюсь быть таковым. Трудно ли мне? Очень! Но награда – мои ученики, способные прийти на помощь друг к другу в трудную минуту, умеющие быть милосердными и терпимыми, радующиеся успехам окружающих. Все ли мои воспитанники такие ? Конечно, нет. Но я глубоко убежден, что в каждом ребенке заложено изначально только хорошее, доброе… Вот это хорошее, доброе и надо разбудить. Возможно, в этом основная задача каждого учителя.

Исходя из собственного жизненного опыта хочу заметить, что учу своих воспитанников получать удовольствие от учения. Удовольствие можно получать не только от результатов обучения, но и от самого процесса. В идеале учение должно быть приятным и веселым занятием. Такое утверждение относится не только к учебе. Великий изобретатель Томас Эдисон говорил: «Я не работал в своей жизни ни одного дня. Все, чем я занимался, было сплошным развлечением».

Процесс учебы может стать источником удовольствия при одном условии – если обучение будет интересным. Интерес рождает удовольствие, равнодушие – скуку. Чтобы учиться было интересно, надо, во-первых, подходить к процессу творчески, а, во-вторых, – уметь делать интересным каждый урок. Делаю свои уроки интересными при помощи интерактивных технологий: организую работу в малых группах — в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»; читаю лекции с проблемным изложением; провожу эвристические беседы, уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов), конференции, деловые игры, активно использую средств мультимедиа (компьютерный класс); применяю технологию полноценного сотрудничества, технологию моделирования, или метод проектов, метод карусели, метод «кластер», метода case – study (или метода конкретных ситуаций), синквейны и др.

Уроки с применением интерактивных технологий дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности.

В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.

И еще один немаловажный момент, о котором мне хотелось бы сказать в заключении.

Среди отечественных исследователей - методистов крепнет понимание необходимости создания такой модели обучения (названную ими идеальной), в которой сущность обучения не будет сводиться ни к передаче учащимся готовых знаний, ни к самостоятельному преодолению затруднений, ни к собственным открытиям учащихся. Ее отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой и самостоятельностью, активностью школьника. И именно только такая модель обучения, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, целях и мотивах познавательной деятельности. Будет пригодной для реализации главной цели — всестороннего и гармоничного развития личности.

А коль так, то перед нами, учителями, открывается широкое поле деятельности — творить, экспериментировать и искать идеальный вариант обучения.

Свое эссе хотелось бы закончить словами известного дидакта И.П.Подласового: «Педагогическая теория — абстракция. Ее практическое применение — всегда высокое искусство». И пусть, каждый рассудит смысл этих слов, как считает нужным для себя.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко,

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век ХХI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Категория: Всем учителям
11.02.2018 20:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!