СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Классный час "Этикет общения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для формирования коммуникативных умений с точки зрения культуры социального общения.

Задачи:понимать и ставить учебную задачу, определять способы ее решения, выбирать наиболее продуктивные,

Организационный момент

Здравствуйте, ребята, гости.

Введение в тему занятия

-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее.

Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…

- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать дерево. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют дерево на одном листочке.

-Удалось ли вам это сделать хорошо?

- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)

- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

Открыть тему на доске: «Умеем ли мы общаться?»

Сегодня на уроке мы с вами утвердим нормы общения в нашем классе «Этикет общения».

И первое правило, которое вам помогло выполнить задание – это умение договариваться.

Послушайте четверостишие Б. Липанович «Интересный разговор»

Лягушонок «Квак–квак!»,

А утенок «Кряк – кряк!».

Все сказали, все спросили…

Хорошо поговорили!

Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения «хорошо поговорили»? Почему?

Зачем люди разговаривают между собой?

(узнать новое, рассказать интересное, попросить о помощи)

Просмотр Мультфильма

https://www.youtube.com/watch?v=Kz07fpJ9mN4

- Можно ли назвать животных друзьями?

- Как должны поступать друзья?

Второе правило, которое мы должны соблюдать при общении – это уважать собеседника.

Беседа

В человеческих группах бывает так, вроде бы все вместе, а в то же время человек сам по себе. Нет желания других пойти навстречу тебе. Но человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому, что он – существо общественное.

Возникают к тебе доброжелательные отношения, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают, внимательны, предупредительны, вежливы, готовы прийти на помощь. Возникает чувство, что тебя не понимают.

Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, хорошо знаем их, насколько мы знаем себя, знаем правила поведения в коллективе.

Правила поведения в коллективе, в обществе возникли из жизненных ситуаций: люди встречались, расставались, знакомились, оказывали друг другу услуги, просили друг друга о чем-либо, выражали сочувствие.

Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда – определяют, в широком смысле, понятие этикета.

Давайте вспомним.

Что такое этикет?

Этикет это… правило поведения людей в обществе (определенные своды норм и правил поведения) слайд

- Какие нормы этикета вам приходится соблюдать в повседневной жизни.

Что такое вежливость?

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим. Она включает внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность.

Продолжите фразу «Ежели вы вежливы, то…»

Что такое манеры?

Манеры – внешняя форма поведения человека.

- Как ведет себя человек, обладающий хорошими манерами?

Одни из них относятся к светским, например, целовать ручку даме, говорить ей изысканные комплементы, здороваться приподнимая шляпу, другие – к повседневным, например, ходить опрятно одетым, не чавкать за едой, не читать газету во время обеда, скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимание и тактично общаться с людьми.

Манеры основаны на привычках. Привычки – установившаяся схема поведения в определенных ситуациях.

- Что относят к дурным манерам?

Дурными манерами принято считать такую форму поведения, которая вызывает у партнеров по общению отрицательных эмоций, мешает окружающим людям, беспокоит их и раздражает. К дурным манерам можно отнести привычку громко разговаривать и смеяться, не стесняться в выражениях, безапелляционность суждений, развязность в жестикуляции, неряшливость в одежде, грубость, пренебрежение к чужим интересам и потребностям, навязывание людям своей воли, сквернословия, употребление кличек и прозвищ, хулиганские действия.

Еще одно правило, которое нам необходимо при общении с людьми – быть вежливым, соблюдать хорошие манеры поведения, соблюдать этикет.

Предлагаю поиграть в игру "Шаг на встречу"

К доске прошу выйти двух друзей и встать лицами друг к другу с разных сторон класса. Ваша задача: сделать шаг навстречу друг другу (с разных сторон класса) и сказать другу что-либо приятное.

А теперь в парах пожмите друг другу руку и садитесь на свои места.

МОЛОДЦЫ.

Вывод:Базовые компоненты общения: внимание, слушание, активное слушание.

Проблемный диалог

- Подумайте, согласны ли вы с мнением Д. Карнеги:

«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам на этот случай рецепт: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая – то мысль в тот момент, когда говорит вам собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню, сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы…»

Итак, если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем.

- А умеем ли мы с вами правильно слушать?!

- Об этом мы узнаем, выполнив следующий тест.

Тест «Умеем ли мы правильно слушать».

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступаю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

Умею ли я обнаружить скрытый, смысл в словах, беседуя с людьми?

Пытаюсь ли я активно развивать способность к запоминанию услышанной информации?

Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда каждому его сообщение случайным, неинтересным или из-за того, что я лично недолюбливаю собеседника?

Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?

Подсчитайте сумму баллов: (на экране)

32 и более баллов – вы идеальный слушатель, у вас миролюбивый характер;

27 – 31 бал – слушатель выше среднего уровня, обычно вы стараетесь избегать конфликтов;

22 – 26 баллов – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать, у вас часто бывают проблемы с общением;

21 и менее баллов – многие сообщения воспринимаете в искаженном виде предвзято, не внимая в смысл и т.п., у вас взрывной характер вы сами создаете конфликты.

Пословицы

От того, как мы общаемся - зависят наши взаимоотношения друг с другом, насколько хорошо мы понимаем себя и окружающих.

Вы работаете в парах. У каждой пары набор карточек. Вам нужно составить пословицу, озвучить её и объяснить её значение.

В добрый час молвить,

- вылетит, не поймаешь.

Слово не воробей

в худой - промолчать.

Коротко да ясно,

себе вредить.

Лишнее говорить,

оттого и прекрасно.

Диалог для размышления

Всем известно, что у каждого здорового человека пять чувств – зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми. Оно от рождения дано не всем, и его приходиться в себе воспитывать.

Что это за таинственное шестое чувство?

Давайте определим сами.

Проверь, есть ли у тебя шестое чувств?

(читают по ролям) работа в группах

1. ПРОВЕРКА «ПОПУГАЕМ»

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица — любимый Танин попугай.

— Ничего себе птичка. Симпатичная, — сказала Ира, — у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.

Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте?

2.ДАВАЙ-ДАВАЙ, РАССКАЗЫВАЙ!

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

— Чего это у тебя глаза на мокром месте? — громко закричала Катя.

— Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней На­таша.

— Что случилось? Почему слезы? — закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недо­уменно пожали плечами.

В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?

3.ЧЕПУХА, А НЕ МАРКИ

Папа подарил па день рождения Вове новые марки. Он показал их своему приятелю Славе и радостно сооб­щил:

— Вот какие марки. Редкие и красивые. Тебе пра­вятся?

— Да у меня таких навалом! —захохотал Слава.— Что в них такого особенного? Они никакой ценности не представляют. Эх, ты! Тоже мне, филателист! И твой отец хорош — в марках не разбирается! Чепуха, а не марки! Вот хочешь, я тебе покажу мои?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал.

Как ты думаешь, почему?

4.ПОЗДРАВЛЕНИЕ

У Сережи День рождения, друг пришел с таким поздравлением: «Сережа, я поздравляю тебя и желаю тебе изменить свой характер в лучшую сторону!»

Будет ли Сережа рад такому поздравлению? Можно ли его считать своим другом?

- Можно сделать вывод, что у героев этих маленьких рассказиков нет шес­того чувства.

- Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого?

Многие ребята определили его верно, хотя и назва­ли по-разному.

- Какое это чувство?

- Что такое такт?

- Тактичный человек – это…?

Шестое чувство – чувство такта.

Важно помнить одну вещь: если правила вежливости можно механически заучить, и они будут хорошей привычкой, то такт требует большего. Чувство такта можно развить,— для этого не­обходимо как можно чаще ставить себя на место другого челове­ка. Тактичный человек старается предотвратить ситуации, созда­ющие неловкость. Чувство такта предполагает понимание челове­ком всего, сто может причинить другому боль или доставить радость.

Всем нам очень важно не только знать, где я как себя вести, но и быть тактичными и терпимыми по отношению друг к другу. Это сделает нас добрее, внимательнее, создаст настроение и нам самим, и всем, с кем придется соприкоснуться в жизни.

Такт, чуткость, деликатность – без этого не может быть воспитанности, вежливости.

В заключении я хотела бы сказать.

- Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свои поступки вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. Пользуйся правилами, которые мы установили.

- Утверждаем нормы общения.

Уметь договариваться.

Помогать другим.

Уметь уважать друга.

Быть вежливым.

Соблюдать хорошие манеры.

Уметь слушать.

Быть тактичным.

Давайте подведем итоги нашего классного часа.

Рефлексия.

У вас у каждого на столе листочек. Вы должны на нем поставить определенный знак:

? - не вижу значимости классного часа для себя. Почему?

! - здорово, мне нравится.

: - Еще хотел бы поговорить на эту тему.

15.03.2024 23:21


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!