СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Каково содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается (желанный или нежеланный), здесь получает зачатки физического и духовного развития (позитивные или негативные), первые знания об окружающем мире (много ли, мало ли; истинные или ложные), здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношений с миром, то есть начинается процесс воспитания. Таким образом, родители являются первыми и основными воспитателями и учителями своего ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Семья вместе со школой создаёт этот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность или неуспешность всего учебно – воспитательного процесса.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семья понимает политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвует в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

В практике воспитания сложились пять функций работы школы и классного руководителя с родителями обучающихся. Они определяют и содержание этой работы.

Первая функция – ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно – воспитательного процесса, организуемого школой, обусловленного необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания, отбора его содержания и организационных форм в семейном воспитании и учебно – воспитательном процессе школы. Так, на первом родительском собрании классный руководитель, только что получивший класс, знакомит родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы. Классный руководитель старшеклассников знакомит родителей со спецификой работы своей школы и особенностями учебно – воспитательного процесса в ней, со школьными традициями, стилем и тоном отношений в данном учебном заведении. В начале учебного года классный руководитель рассказывает родителям о специфике, задачах, и предлагает обсудить следующие вопросы проблемы предстоящего года.

. Вовлечь родителей в учебно – воспитательный процесс можно с

помощью следующих форм деятельности:

- дни творчества детей и их родителей;

- открытые уроки и внеклассные мероприятия;

- помощь в организации и проведении внеклассных дел и укреплении

материально – технической базы школы и класса;

- родительское общественное патрулирование;

- шефская помощь;

- участие родителей класса в работе Совета школы;

Вторая функция – психолого – педагогическое просвещение. Классный руководитель, обладающий большей компетентностью в области психолого – педагогических знаний, лучше знающий детей в широкой социальной среде, в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность за психолого – педагогическое просвещение родителей, которое можно организовать посредством следующих форм работы с семьёй:

- школьные и классные тематические конференции для родителей. Это могут быть конференции, посвящённые отдельным воспитательным проблемам: «Как помочь школьнику учиться?», «Развитие современного школьника в воспитательном пространстве школы», «Адаптация школьника к различным условиям современного общества» и т.д.;

- родительские университеты;

- родительские лектории по микрогруппам на основе интересов: для родителей школьников-туристов, для для родителей школьников, избрвших педагогическую профессию, для родителей трудных детей, для родителей одарённых детей, для родителей учащихся, занимающихся в различных кружках, студиях, секциях;

- поклассное просвещение родителей, осуществляемое классным руководителем на основе задач воспитания, систематически проводимого изучения обучающихся и классного коллектива. Поклассное просвещение родителей может проводиться в различных формах: конференции (отцов, мам, бабушек и дедушек), проблемные конференции всех родителей, индивидуальные и групповые консультации классного руководителя, учителей-предметников, школьного психолога и т.д.;

- индивидуальные консультации (психологические, педагогические, медецинские, юридические);

- тренинги;

- различного рода читательские конференции, обзоры и выставки литературы для родителей.

Третья функция - вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность. Мотивируется это задачами: расширения воспитательной среды, увеличения позитивного влияния на развивающуюся личность школьника, повышения профессионализма, организуемой в школе воспитательной внеурочной деятельности, улучшения взаимоотношений учителей, родителей и детей в ходе этой деятельности.

В практике современной школы могут быть использованы различные формы вовлечения родителей в совместную с детьми деятельность:

- участие во всех формах внеурочной деятельности, организуемой классным руководителем (походы, экскурсии, вечера, турниры, состояния, ремонт или благоустройство школы);

- участие родителей в подготовке общешкольных традиционных форм работы (вечера встреч выпускников, школьный слёт туристов, выпускной вечер и т.п.);

- участие родителей в создании и функционировании различных школьных производственных кооперативов;

- подготовка и проведение дальних походов, поездок по городам России и мира;

- читательские конференции «Круг семейного чтения», конкурсы «Семья эрудит», «Семейное увлечение», выставки «Мир наших увлечений»;

- семейные праздники и фестивали: «День мамы», «День отца», «День бабушек и дедушек»;

- игровые семейные конкурсы – «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс «Мужчины на поверке».

Четвёртая функция- Корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся. Первый аспект – оказание психолого – педагогической помощи и организация семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, проявляющих склонность к изучению отдельных предметов либо интерес к каким – либо формам внеурочной деятельности).

Другое направление – оказание родителям психолого – педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания; разрешение противоречий подросткового возраста, преодоление трудностей воспитания девочек и мальчиков в пубертатный период; проффилактика формирования вредных привычек. помощь в преодолении дурного влияния асоциальных неформальных объединений молодёжи.

Особое внимание нужно уделять индивидуальной работе с неблагополучными семьями учащихся, семьями с повышенной конфликтностью.

Пятая функция – Организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей. Как показывает опыт, активом могут быть все родители, если родительское самоуправление строить параллельно с детским: если дочка – культорг, то и мама с папой помогают в этом, если сын – «казначей», то и мама с папой - держатели классной кассы и т. д.

Продуктивной является работа классного руководителя по взаимодействию с различными общественными организациями родителей –школьными советами, родительским комитетом школы и класса, советами по месту жительства, женскими советами.

Необходимо обратить внимание классных руководителей на следующие формы работы.

Успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно выбранной позицией педагога, избранным стилем и тоном его отношений с родителями.

Посещение семьи – как форма работы с родителями, на сегодня в педагогике спорная. С одной стороны, классный руководитель лучше узнаёт условия, в которых живёт ребёнок, по возможности может влиять на их улучшение. А с другой стороны, эту форму можно рассматривать, как вторжение в личную жизнь семьи, что может осложнить взаимоотношения педагога с семьёй.

Такая форма может использоваться в зависимости от условий, особенности и специфики ситуации. Если в своей практике классный руководитель использует эту форму работы с семьёй, желательно соблюдать следующие условия:

не приходить в семью без предупреждения;

не планировать свой визит более, чем на 5 – 10 минут (чтобы не быть обременительным);

не вести беседу, стоя у входа, в верхней одежде (родители могут растеряться, придите им на помощь: «Разрешите раздеться? Где у вас можно присесть и поговорить?»

нельзя вести беседу в агрессивном тоне;

не поучайте родителей, а советуйте;

желательно вести беседу при ребёнке, выбрав щадящую для него форму и содержание;

Эффективна такая форма работы, как памятка для родителей, которая приглашает их к обсуждению и решению проблем воспитания детей.

СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СЕМЕЙНОЙ АТМОСФЕРЫ

Помните: от того, как родители разбудят ребёнка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому ребёнку требуется сугубо индивидуальное. Показатель один – чтобы ребёнок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у вас есть возможность дойти до школы вместе с ребёнком – не упускайте её. Совместная дорога – это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты получил?», лучше задать контрольные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем вы сегодня занимались?», «Как дела в школе?».

Радуйтесь успехам ребёнка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач.

Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребёнка о событиях в его личной жизни.

РЕБЁНОК ДОЛЖЕН ЧУВСТВОВАТЬ, ЧТО ОН ЛЮБИМ!

Необходимо исключить из обращения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Чаще поощряйте ребёнка за самостоятельность, инициативу, качество выполненной работы. Если не всё у него получилось – не раздражайтесь, а терпеливо объясните ещё раз.

Привлекайте ребёнка к большим семейным делам, и приучайте начатую работу доводить до конца.

Каждый член семьи, в том числе и ребёнок, должен иметь обязанности по обслуживанию семьи.

НЕ НАКАЗЫВАЙТЕ РЕБЁНКА ТРУДОМ!

О ВОСПИТАНИИ ДОБРОТЫ

Общение – суть жизни человека. Если мы хотим видеть наших детей добрыми, надо доставлять ребёнку радость общения с нами – это радость совместного познания, совместного труда, совместной игры, совместного отдыха.

Доброта начинается с любви к людям (прежде всего – к самым близким) и к природе. Будем развивать в детях чувство любви к окружающим.

Научим детей ненавидеть зло и равнодушие.

Как можно больше любви к ребёнку, как можно больше требовательности к нему.

Давайте совершать добрые, хорошие поступки, дети учатся доброте у нас.

Научимся владеть собой. Выдержка! Выдержка! Выдержка!

Родительское собрание – это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ребёнке и выслушать каждого родителя; поставить

проблему для совместного решения и на все возникшие вопросы ответить; создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи.

Важно каждой встрече с родителями придать целенаправленный характер: не свести всё к банальному перечислению успехов и неуспехов, когда за подобным перечислением ничего не стоит, нет истинного проникновения в конкретную личность ребёнка, знания его индивидуальных способностей, особенностей развития.

При подготовке и проведении родительского собрания полезно учесть следующее:

Не забывать оповестить родителей о родительском собрании заранее, сделав запись в дневниках учащихся. Можно дополнительно набрать на компьютере текст именного приглашения и попросить учащихся передать его родителям. Например:

ПРИГЛАШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К УЧАСТИЮ

В РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

Уважаемые ________________________________________________________

Приглашаем вас на родительское собрание, которое состоится «___» _________ 2005 года. Начало собрания в ______ часов.

Тема собрания: « Влияние семейной атмосферы на успеваемость обучающихся».

Классный руководитель: ___________ (______________)

Проверьте, есть ли роспись родителей. Попросите учащихся в случае, если родители не могут присутствовать на собрании, чтобы они передали записку. Явка родителей на собрание – знак уважения к школе и учителю.

Если вы взяли класс, начните собрание со знакомства с родителями, расскажите немного о себе.

Расскажите родителям о тех задачах, которые вы ставите перед собой и перед классным коллективом на новый учебный год, о задачах и целях школы.

Посоветуйтесь с родителями, какие они хотели бы поднять вопросы на родительском собрании, какие задачи хотели бы выдвинуть дополнительно.

Далее познакомьте родителей с основными делами на год, в том числе обязательно с традиционными, с конкретным планом работы ( на четверть, на год). Договоритесь о помощи.

Сообщите родителям режим работы школы, день классного часа.

Расскажите родителям, какие кружки, факультативы, секции будут работать в школе для детей данного возраста.

Тон, атмосфера на собрании, должны показать родителям, что вы нуждаетесь в объединении усилий, что вы – союзники, и программа ликвидации минусов и увеличении плюсов – совместная программа деятельности учителей и родителей.

Начинать своё выступление перед родителями необходимо с положительного. Если надо сказать что – то личное о ребёнке – говорите не при всех, а наедине.

Родительское собрание – не урок. Перед педагогом – взрослые люди, имеющие порой большой жизненный опыт, знания. Поэтому приемлема такая интонация: не нотация, а «советуем, размышляем вместе». Учитель должен владеть аргументами, фактами, чтобы его сообщение не вызвало протеста со стороны родителей, если всё же есть негативная информация из жизни класса.

Слово, сказанное о ребёнке, оценка его действий перед аудиторией взрослых, родителей, нередко становится прилипшим ярлыком, сопутствующим ему впоследствии долгие годы. Вот почему, прежде чем что – то говорить на собрании, нужно взвесить каждое слово, не настраивать против детей их родителей, а искать пути решения проблемы.

Обязательно решите на первом родительском собрании следующие вопросы: о завтраках; о возможности оказания материальной помощи; о ведении дневников; об организации классного фонда;

Не забудьте избрать родительский комитет в составе, как минимум, трёх человек. Объявите заранее о родительских собраниях, дав график по месяцам. Хорошо, если родители получат приглашение на очередное собрание. После собрания желательно встретиться с теми, кто отсутствовал.

Учитывая, что семья – относительно замкнутый институт воспитания, а воспитательный потенциал родителей весьма различен, очень важно использовать разнообразные, но привлекательные для родителей формы общения: вечера вопросов и ответов, родительские студии, дискуссии, «круглые столы». «дидактические трибуны», «лаборатории нерешённых проблем», консультации и т. д. Выбор содержания и формы очередного родительского собрания облегчит анкета «Портрет моего ребёнка», которая тоже поможет сделать родителей вашими союзниками, позволит по - другому взглянуть на взаимоотношения детей и взрослых в конкретной семье.

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1 – 1, 5 часа:

Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) – 5 минут.

Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5 – 7 минут.

Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10 – 15 минут.

Обсуждение проблемы родителями – 20 минут.

Анализ успеваемости классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен вселить уверенность, что совместная работа исправит положение дел.

В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит на минуточку задержаться тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, для выявления причин и совместного их устранения.

МИНИ - АНКЕТА

«Общение детей и родителей в лицах»

Уважаемые мамы и папы!

Внимательно посмотрите на мимику изображённых лиц и ответьте на следующие вопросы:

С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?

С каким лицом чаще всего общается ребёнок с вами?

Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Портрет моего ребёнка»

ЦЕЛЬ: выявление индивидуальных особенностей подростка, черт его характера, интересов, отношения к школе, а так же взаимоотношений между родителями и подростками.

Как ребёнок относится к вам? К другим членам семьи? С любовью, с уважением, равнодушно, грубо. (Нужное подчеркните).

Какие качества характера проявляет ваш ребёнок особенно ярко? Какова главная черта его характера?

что отличает вашего ребёнка в поведении, привычках, состоянии здоровья?

Что больше всего действует на него: ласка, просьба, требование, угроза, наказание? (Нужное подчеркните).

Какова роль ребёнка в семье?

его обязанности –

его права –

Есть ли у ребёнка друзья? Да, нет. (Нужное подчеркните).

Охарактеризуйте круг его товарищей.

Где, как и с кем проводит ребёнок свободное от учёбы время?

Какие учебные предметы нравятся вашему ребёнку? Какие можно назвать его любимыми предметами?

Как ребёнок относится к школе? Охотно ли идёт туда, охотно ли готовит уроки, как относится к внеклассным занятиям, совместным делам?

Рассказывает ли он вам о своём классе? Что ему нравится? Что нет?

Кто из взрослых является для него авторитетом?

Какой ваш ребёнок в коллективе? Общительный, необщительный, добрый, недобрый, щедрый, жадный, необидчивый, обидчивый, командует, подчиняется, недрачливый, драчливый, помогает, не помогает другим, уступает, не уступает в конфликтной ситуации. (Нужное подчеркните).

Что бы вы хотели изменить в вашем ребёнке?

Нравятся ли вам его увлечения? Да, нет. (Нужное подчеркните). каковы они?

Удовлетворены ли вы, как проводите с ребёнком своё свободное время? Да, нет. (Нужное подчеркните). Чем оно наполнено?

Можете ли вы помочь и чем в организации совместных дел, участником которых является ваш ребёнок?

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Литература для родителей

Гребенников И.В. Школа и семья: Пособие для учителя.М.,1985.

Изучение личности подростка/Авт. –сост. Г.Н.Абросимова и др. М., 1993.

Классный руководитель/ Научно – методический журнал. №2, 1998.

Мой мир и я – путь любви: Руководство для родителей/ Под редакцией Б.П. Битиносова. М., 1994.

Познай себя: Диагностические методики самопознания. Ставрополь, 1993.

Санкт – Петербургская концепция воспитания/ Авт. кол. под рук. И.А. Колесниковой. СПб., 1994.

Спутник классного руководителя. М. 1989.

01.12.2016 11:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!