СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Желание проявить себя во взаимодействии со сверстниками вряд ли возникнет у школьника, если он не чувствует себя в безопасности (то есть защищенным) и не ощущает себя частью общего «Мы». В нашей школе давно практикуется работа по сплочению коллектива по методике «КОТ». Предлагаем ознакомиться с ней.
Неумение и нежелание подростка общаться с одноклассниками в условиях малочисленной сельской школы может быть вызвано следующими причинами:
«прозрачность» жизни подростка (на селе все про всех знают; порой негативное отношение к родителям сказывается и на отношении к ребенку, что, в свою очередь, делает его замкнутым); отсутствие традиций в классе (в малочисленной сельской школе наполняемость классов не велика, поэтому ребенок больше стремится участвовать в общешкольных делах, тем самым снижается его роль и участие в классных делах); большая опасность психологической несовместимости (в многочисленном коллективе не так заметны негативные отношения друг к другу, так как есть больший выбор общения с другими школьниками); недостаток в общении вне урока, вне школы (на селе ребенок больше занят домашними делами, помогает родителям по хозяйству).
Пути решения проблемы слабой коммуникабельности сельских подростков видятся мне таковыми:
учить детей внимательно и доброжелательно относиться друг к другу — создавая ситуации взаимозаботы и взаимопомощи; развивать субъектную позицию подростков, предоставляя им возможность «быть взрослыми», самостоятельными; развивать традиции класса, в которых подростки взаимодействуют друг с другом; создавать атмосферу общей заботы о классной комнате и о подшефном кабинете; включать детей в значимую для них совместную деятельность; повышать самооценку подростков через признание сверстниками; формировать атмосферу защищенности, безопасного диалога и доверия друг к другу; создавать специальные ситуации обучения коммуникативным умениям.
Перечисленные пути решения указанной выше проблемы осуществляются с помощью следующих способов:
тренингов общения, направленных на развитие защищенности и сплоченности подростков и на формирование их умений общаться; самостоятельной организации и проведении ключевых классных дел; формирования опыта самоуправления в организации быта и жизнедеятельности класса; поздравления друг друга с праздниками (при этом все делают друг другу небольшие сюрпризы — подарки) и коллективных творческих подарков школе; встреч «Клуба общения товарищей» (методика КОТ).
Последняя методика является традиционной для нашей школы уже много лет. Именно она помогает нашим ребятам становиться более общительными и активными, чем их сверстники из других малокомплектных сельских школ. Предлагаю рассмотреть ее подробнее.
Методическая разработка «Клуба общения товарищей» (КОТ)
Цели:
формирование коммуникативности школьника в процессе приобретения опыта развивающего общения; укрепление отношений общей заботы; расширение содержания общения ребят; создание ситуации успеха и условий для самореализации каждого подростка; формирование атмосферы безопасного диалога и чувства «Мы»; стимулирование внутригрупповой активности.
Техника проведения
а) Общие требования:
Временной интервал занятий клуба «КОТ» составляет 1-1,5 часа. Частота встреч — 1 раз в две недели. Оформление помещения атрибутикой встреч (эмблемами, плакатами и т.п.) Использование традиций КОТа (эти традиции формируются самими участниками и являются предметом делового общения на стадии становления клуба). Добровольность участия ребят во встречах. Наглядная информация о встречах в классном уголке.
б) Основные элементы структуры «КОТ»
«Вече» (коллективный анализ и коллективное планирование жизни класса); «Игротека» (психологические упражнения и игры, развивающие коммуникабельность, взаимопознание, творческие способности); «Любознайка» (познавательные игры и дискуссии на темы, интересующие ребят); «Школа этикета» (тренинговое развитие культуры общения и поведения).
Предлагаю тематическое планирование проведения «КОТов» в 5 классе и один из разработанных мной клуба общения товарищей «Дружба в классе: «Я и Мы, или Законы кота Леопольда».
п/п
Темы встреч
Дата проведения
1.
Что такое «КОТ» (знакомство с клубом общения товарищей, совместное принятие идеи его создания в классе)
конец сентября
2.
Наши законы и традиции КОТа (создание и принятие традиций клуба: эмблемы, ритуалов начала и окончания встреч, законов)
вторая неделя октября
3.
День рождения нашего класса: в гостях у Матроскина
ноябрь
4.
«Доброе слово и кошке приятно» (учимся говорить друг другу хорошие слова)
ноябрь
5.
«Вежливость — путь к успеху» (учимся вести себя достойно)
декабрь
6.
Новогодний KOТ (учимся создавать атмосферу общего праздника)
декабрь
7
Я и Мы; Законы кота Леопольда (учимся жить в мире и согласии)
январь
8
«Рыцари нашего класса» («Кот в сапогах» предоставляет возможность мальчикам проявить свою находчивость и сплоченность)
февраль
9
«На крыльях весны» (КОТ поздравляет «прекрасную половину класса»
март
10
«Первоапрельский КОТ» (учимся радовать друг друга остроумными сюрпризами)
апрель
11
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» (заключительная встреча: анализ года)
май
КОТ «Дружба в классе: Я и Мы, или Законы кота Леопольда».\
Цель: формирование ценности «Мир», развитие чувства «мы» в процессе приобретения опыта взаимодействия одноклассников.
Ход проведения:
1. Разминка.
а) Класс встает в круг, держась за руки, все поют песню «Если с другом вышел в путь».
б) На доске записана пословица: «Птица сильна крыльями, а человек — дружбой» (дети делятся на пары, и каждая пара проговаривает по слову).
в) Появляется кот Леопольд (под фонограмму своей песенки) с плакатом «Ребята, давайте жить дружно!».
Кот приветствует ребят и рассказывает о себе:
Мой закон вот здесь написан, Но не верят мышки мне, Что хоть я и «страшный» киса — Ссоры, склоки не по мне! Я, ребята, несчастливый, Не везет мне — ей же ей! Мне помочь бы не могли вы Наконец найти друзей?
г) Ребята принимают кота в круг и проводят коммуникативные игры: «Кольцовка комплиментов» («Доброе слово и кошке приятно»), «Вспомни» (каждый по кругу рассказывает, в чем помогли, порадовали его одноклассники за прошедшую неделю), «Коллективный рассказ» (необходимо продолжить фразу: «Скоро у Леопольда день рождения, и он опасается, что никто об этом не вспомнит.» — каждый рассказчик продолжает предыдущего) и т.п.
2 «Вече».
Фигурка человека крепится к доске. Класс делится на 2 группы путем выбора цветов (красного и синего). Каждая группа получает для обсуждения вопросы.
Какими качествами должен обладать друг? Может ли эгоист быть другом? Считаете ли вы наш класс дружным? Что нужно делать каждому для дружбы в классе? После работы в группах происходит обсуждение. От каждой группы выступает желающий. После обсуждения первого вопроса вокруг фигурки человека пишутся качества, которыми должен обладать друг.
Кот Леопольд благодарит ребят: Спасибо вам, что объяснили, Что значит — настоящий друг, Спасибо, что меня впустили В свой теплый и сплоченный круг! Ну, а то, что есть проблемы, Так ведь главное — их распознать, И решите вы их непременно, Если будете слово держать!
3. Переменка.
Всем вместе надо сказать кричалку (например: «В бане веники мочены, веретены не точены, барыня, барыня, сударыня — барыня»). Условие: никто не должен перекрикивать других, чтобы получился один общий голос «Мы». Подвижная игра не развитие тактильных контактов («Путанка»).
4. Школа этикета: «В гостях у кота Леопольда».
Разыгрывается экспромт (прием «Мини-театр») ситуация прихода ребят на день рождения кота. В сценке участвует половина класса, остальные наблюдают и фиксируют нарушения правил этикета со стороны «гостей» и «хозяина» (прием «Аквариум»). Затем ошибки совместно обсуждаются, и сценка разыгрывается снова, с учетом замечаний.
5. Переменка.
Леопольд, «синие» и «красные» играют в «кошки-мышки» (условие: пойманные «мышки» в конце игры должны вместе спеть песню для Леопольда — прием «Спевка»).
6. «Любознайка».
а) Объявляется десятиминутный аукцион произведений (литературных, художественных, музыкальных) о дружбе. «Аукцион» может проводиться по микро-группам (по 3 человека). Группа, назвавшая последнее произведение, получает право совместно представить его: кратко рассказать содержание, спеть песню, «оживить» картину и т.п.
б) Дискуссия на тему «Я и Мы» по вопросам:
Нужно ли классу общее чувство «Мы»? Зачем каждому «Я» общее «Мы»? Зачем общему «Мы» нужно каждое «Я»? Что мешает дружбе в нашем классе?
8. Анализ. Все встают в круг.
а) «кольцовка» настроения: каждый говорит своему соседу что-то приятное, обязательно называя его по имени, в чем хорошем он сегодня отличился.
б) по кругу отвечают на вопросы (по выбору):
Как я сегодня себя чувствовал? Что нового я узнал о себе, об одноклассниках? Чувствовали ли мы себя общим «Мы»? Чему я научился? Что можно посоветовать Леопольду в ситуации с агрессивными мышками?
Последний вопрос — это «мостик в будущее», то есть переход на тему следующей встречи «Как разрешать конфликты». Ребятам дается «задание на дом»: сформулировать «Законы кота Леопольда», которые помогли ему стать частью нашего общего «Мы».
9. Заключение.
Все протягивают по одной руке в центр круга, кладя их друг на друга и хором говоря: «Спасибо!» и «До встречи!».
Проведение клуба общения товарищей позволяет наладить отношения в классе между мальчиками и девочками, повысить самооценку каждого ребенка. Ребята учатся высказывать свою точку зрения, правильно ставить вопросы, слушать и слышать друг друга.
© 2016, Яловенко Оксана Петровна 3424